Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Бобслей - Очерки
НА БОБАХ
Турин
Фото © Александр Вильф

Бобслеисты любят говорить, что научиться ездить на бобе несложно. Сложно научиться быстро ездить. Ну а быстрая езда – это прежде всего машина. Боб.

Спросите бобслеиста, что в его виде спорта самое страшное, и услышите: «Потерять машину». Любая авария – это не просто огромные денежные потери (одна только покраска обтекателя – то есть, корпуса - обходится в тысячу-полторы тысяч евро, замена корпуса – от 20000 и выше).

Боб для механиков и гонщиков – родное дитя, в которое вложены сердца и души.Ну и деньги, само собой. Знаменитый монакский бобслеист наследный принц Альбер в свое время только за тюнинг боба заплатил свыше ста тысяч. Причем тюнинговали снаряд специалисты фирмы Феррари. Было это давно, обтрепанный черный боб Альбера стал одной из тренировочных машин сборной Монако, но историю рассказывают до сих пор.

Немало разговоров ходит и вокруг бобов двукратного олимпийского чемпиона Кристофа Лангена. Его путь в бобслее был довольно стандартным: начинал разгоняющим, потом стал пилотом и параллельно – великолепным ззнатоком бобслейных механизмов. Много лет работал в связке с двумя выдающимися немецкими конструкторами братьями Зингерами. А закончил карьеру совершенно неожиданно – год назад врачи обнаружили у 42-летнего спортсмена серьезные нарушения в работе сердечной мышцы и категорически запретили активную гоночную деятельность.

Свой боб-двойку Ланген продал первому немецкому экипажу. Цена, по слухам, составила 180 тысяч. Говорят, так же, что на лангеновскую «двоечку» облизывались Монако и Швейцария и даже денег предлагали не в пример больше. Но великий немец поступил, как истиный патриот.

А вот с «четверкой» вышло несчастье. Ланген долго наотрез отказывался продавать снаряд, но несколько недель назад вдруг передумал: дал попробовать боб нынешнему лидеру немецкой сборной и тоже олимпийскому чемпиону Андре Ланге. Тот привез машину на этап Кубка мира-2005 в Альтенберг и разбил - перевернулся на дистанции.

В маленьком мирке бобслеистов, где полно секретов, но все, тем не менее, знают о соперниках все или почти все, тут же подсчитали во что приблизительно обойдется ремонт боба (25-30 тысяч евро) и прикинули, что цена, если Ланген таки продаст машину, может составить до трехсот тысяч евро.

Интересно, что нынешние успехи российских бобслеистов опосредованно связаны с тем же Лангеном. Точнее – с его бессменными механиками. Благодаря протекции немца, Зингеры в 1996 году заключили контракт со сборной Германии и все машины, на которых бобслеисты этой страны становились чемпионами, были подготовлены ими. Сепп Зингер в свое время был неплохим гонщиком – выступал в супербайке, но 18 лет назад в аварии потерял ногу. С тех пор братья успели зарекомендовать себя, как лучшие в стране (а, возможно, и мире) специалисты по карбону и кевлару, стали официальными партнерами автомобильной компании БМВ – занимались тюнингом спортивных машин, но большую часть жизни посвятили бобслею.

Перед Играми в Солт-Лейк-Сити немецкая федерация бобслея выделила на подготовку своих команд 4,5 миллиона долларов, причем большая часть этой суммы была переведена на счета официального спонсора олимпийской бобслейной сборной компании FES. А ее представители, в свою очередь, заказали 80 процентов деталей у Зингеров, сделав их своего рода субподрядчиками и заплатив по-минимуму.

Но даже не это послужило причиной конфликта. Накануне Игр конструкторы попросили FES разместить их логотип на корпусах подготовленных ими машин. И получили отказ.

Контракт со сборной Германии, истекавший в олимпийском году, Зингеры продлить отказались, и, пока немцы раздумывали, как восстановить отношения, братьев-механиков перехватила Россия.

В лице нашей сборной Зингеры приобрели все, о чем мечтали: деньги, свободу творчества на олимпийском уровне, и одну из самых перспективных команд мира.

Как рассказывал президент российской федерации бобслея Валерий Лейченко, Зингеры, по их признанию, давно присматривались к нашим гонщикам, прекрасно понимая, что для выхода на серьезный уровень результатов им не хватает только техники.

Огромную роль сыграло и то, что навстречу российским бобслеистам пошло спортивное руководство страны. Федеральное агенство по спорту во главе с председателем Вячеславом Фетисовым нашли деньги на сборы, выступления, поездки Зингеров на этапы Кубков мира, перевозку бобов. Раньше, например, даже на наиболее крупные турниры Россия редко привозила больше двух машин. В Калгари, на февральский чемпионат мира, поедут шесть. Транспортировка бобов в Канаду и обратно – 28 тысяч евро.

Постоянное присутствие механиков в коллективе сборной – тоже огромный плюс. В итальянской Чезане на этапе Кубка мира-2005 застать их, правда, не удалось: за три дня до начала соревнований они уехали домой в Баварию, дорабатывать новую машину-двойку для экипажа Александра Зубкова, на которой спортсмены будут стартовать уже на следующем этапе – в Санкт-Морице. Та трасса – идеальный полигон для испытаний, благодаря прежде всего протяженности – 1800 метров . Олимпийская трасса Чезаны – 1200.

Приезд немецких механиков в Италию тоже преследовал испытательные цели: обкатать в боевых условиях часть деталей нового боба.

Редкий случай, но результат соревнований В Чезане волновал команды во вторую очередь. Этап стал рекордным по количеству привезенной на трассу техники: все, и прежде всего, лидеры, стремились опробовать максимальное количество вариантов: разные обтекатели, подвески, рамы, рулевое управление. Ведь возможность проехать по трассе в следующий раз выпадет только через год – на Олимпийских играх. До этого на бобслейный стадион будет допущена одна-единственная команда – сборная Италии. Привилегия хозяев, ничего не поделаешь.

Накануне каждых Игр бобслейный мир начинает жить по волчьим законам. Становится невозможным купить «на стороне» хорошие детали, получить консультации каких-либо техников, кроме своих собственных. Не очень заметный прогресс российских двоек, кстати, объясняется именно этим: полностью укомплектовав первую «четверку» всем необходимым, коньки, которые в идеале нужно бы установить на новую «двойку», Россия купить не может: никто сейчас их не продаст ни за какие деньги.

После Игр – дело другое. Тем более что к новым Играм техника снова уйдет вперед, а та техника, на которой гоняются сейчас, перейдет в разряд устаревших.

Несмотря на популярную фразу: «Бобслей – это спорт машин», специалисты признают: техника, какой бы современной и отлаженной она не была – всего лишь 50 процентов успеха. Остальное – мастерство пилота, умение экипажа разогнать машину на старте и тренеры.

Один из наиболее дорогих и уважаемых в Европе специалистов – олимпийский чемпион Игр-1988 в Калгари Янис Кипурс, выступавший там за сборную СССР. После окончания спортивной карьеры он недолго проработал в Латвии, потом уехал в США. Оттуда снова вернулся в Европу – заключил контракт со швейцарской сборной. Потом Кипурса перекупили французы, но, отработав годовой контракт, он снова вернулся в Швейцарию. Согласитесь, если страна с более чем столетней бобслейной историей проявляет такую заинтересованность в иностраннном специалисте, это говорит о многом.

Тренерский талант прежде всего заключается в умении подетально разобрать прохождение каждого участка трассы и доходчиво, а главное – быстро – объяснить спортсменам причину ошибки. Ведущие бобслейные сборные иногда расставляют по трассе до десятка специалистов с видеокамерами. На домашних стадионах Германии, Австрии, есть желоба, где съемка непрерывно ведется на каждом метре дистанции.

России в этом отношении пока сложнее. Своих трасс нет, есть специальная труба-шейкер для проверки качеств боба, но нет специальной компьютерной программы для обработки данных. Приходится арендовать установку в Европе. Минута испытания стоит 900 евро.

О приглашении в сборную специалистов уровня Кипурса речи пока вообще нет. Неподъемно.

Талант пилота – в универсальности. Спортсмены этого амплуа, как правило, прекрасно разбираются в технике, металлах, умеют работать с инструментами. Большинство идей тоже поступает от них. В машине больше тысячи деталей. Из последних находок - трубчатые оси, более короткие рамы.

На трассе пилот обязан уметь в доли секунды принимать верное решение, выбирать траекторию, помня при этом, что именно в твоих руках – безопасность, а то и жизнь экипажа. Травмы в бобслее, которые случаются при авариях – в правилах игры. Они не считаются чем-то из ряда вон выходящим (в день состязаний «двоек» в Чезане, в частности, перевернулся монакский экипаж), но случаются трагедии: год назад на последнем вираже трассы Кубка мира в Кенигсзее погибла чемпионка Европы Чернота. Не так давно тяжелейшую травму шеи получил талантливый молодой гонщик из Германии, выигравший два серебра на прошлогоднем юниорском первенстве мира. Падал и сильно разбивался в свое время принц Альбер.

Впрочем, об этом лучше не думать. Стремительный взлет российских спортсменов предоставляет гораздо больше положительных поводов для размышлений. Например, о росте популярности вида спорта. По данным независимой английской телекомпании, составляющей рейтинги просмотра бобслейных соревнований, трансляции с четырех последних этапов Кубка мира в России посмотрели 27 миллионов человек.

Не исключено, кстати, что качественный скачок вскоре может произойти и в скелетоне. Одно из явных, с точки зрения иностранных специалистов, открытий сезона – 18-летний Александр Третьяков, пришедший в этот вид спорта из легкой атлетики. Спортсмен побил рекорды разгона на нескольких турнирах подряд, хотя на то, чтобы выдержать скорость до финиша, пока не хватает опыта. На этот счет у президента российской бобслейной федерации тоже есть некоторые соображения – как по самим скелетонам, так и в отношении тренеров-консультантов. Но об этом пока не время. В мире ледовых гонок не принято раскрывать секреты раньше времени.

2005 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru