Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат Европы-2021 (Будапешт, Венгрия)

ПРОБЛЕМЫ С ДИНАМИКАМИ И ЗОЛОТО В МИКСТЕ

Александр Мальцев и Майя Гурбанбердиева
Фото © Джорджио Перротино
Александр Мальцев и Майя Гурбанбердиева

11 мая 2021

Первые два дня чемпионата Европы принесли российской сборной по синхронному плаванию золотую медаль в технической микст-дисциплине и в очередной раз убедили мир в том, что встать вровень с Россией в этом виде спорта пока не способна никакая другая страна.

Майя Гурбанбердиева и Александр Мальцев  стали первыми, кто примерил на себя золотые медали чемпионата Европы-2021. Они выиграли у своих ближайших преследователей испанцев почти семь баллов, что автоматически отменило все разговоры о какой бы то ни было конкуренции. Дуэтов в Будапеште было всего четыре и в этом, собственно, кроется ответ на вопрос: почему для представителей этой синхронной дисциплины никак не наступит светлое олимпийское будущее. Уже известно, что этого вида не будет в программе Олимпийских игр-2024, то есть даже в самом благоприятном случае синхронный микст может стать олимпийским только через семь лет. Пока же максимум, на что могут расчитывать сильнейшие — это награды мировых и европейских первенств.

Любопытно, что Мальцев, который приехал в Будапешт в ранге четырехкратного чемпиона мира, завоевывал свои высшие награды с тремя разными партнершами — Дариной Валитовой, Микаэлой Каланчой и Гурбанбердиевой. В феврале прошлого года атлет объявил, что намеревается в очередной раз сменить партнёршу в связи с тем, что Майя получила довольно серьезную травму и была вынуждена повторно прооперировать плечо. Но случилась пандемия, которая повлекла за собой отмену всех стартов на неопределённый срок, а к нынешнему сезону Гурбанбердиева успела восстановиться. Каких усилий это ей стоило, словами не передать, но в синхронном плавании вообще мало что можно передать словами.

Догадаться о том, что российские синхронистки способны испытывать какие-либо сложности, бывает крайне сложно. Проблемы остаются под водой, как фундамент айсберга. На виду — прекрасные программы, высоченная работа в воде и цифры в протоколе: 6,93  преимущества Мальцева/Гурбанбердиевой в технике микст-дуэтов, 3,37, выигранные Светланой Ромашиной и Светланой Колесниченко в предварительном произвольном прогоне, 2,83 в пользу Варвары Субботиной в предварительном произвольном соло.

А вот в техническом соло Субботиной в стартовом протоколе не оказалось, благодаря чему первую в истории личную победу одержала спортсменка, выступающая под украинским флагом — Марта Федина.
Причиной внезапного отсутствия российской спортсменки в списке участниц первого из двух сольных финалов стала одна из самых неприятных травм — надрыв барабанной перепонки. С таким повреждением в синхронном плавании становится крайне проблематично уходить на глубину: от постоянного давления в ухе могут начаться необратимые процессы вплоть до полной потери слуха. И если в произвольной программе глубину погружения спортсмен может корректировать, то в технической есть перечень элементов, исполнение которых требует полного вертикального погружения. Поэтому и было решено не рисковать и принести технический вид в жертву.

С точки зрения «просто болельщика», было бы, навернее, гуманнее вообще снять Варвару с чемпионата Европы. Но синхронное плавание — такой вид, где топ-атлеты и их наставники просто обязаны просчитывать все свои действия на много ходов вперед. Иногда бывает достаточно ненадолго исчезнуть из вида, чтобы никогда больше не вернуться на прежние позиции. Тем более опасно это сейчас, за год до очередного чемпионата мира и особенно — для Субботиной, поскольку в её активе пока еще нет ни одной высшей награды, выигранной на крупных чемпионатах в сольных дисциплинах. 

Тренер синхронистки Татьяна Данченко прокомментировала ситуацию коротко:

«Травма случилась у Субботиной в конце апреля, вариант подготовить на смену Варе какую-то другую солистку, чтобы она выступила в технической программе,  мы даже не рассматривали — слишком мало времени оставалось до старта в Будапеште. Поэтому выбрали меньшее из зол — исполнять только произвольную программу. Там у нас была возможность изменить все уходы под воду, чтобы погружение вниз головой не превышало полутора метров».
По поводу возможного отказа от выступления Данченко пояснила:
«Мы действительно сначала думали о том, чтобы совсем отказаться от старта в Будапеште, но это было бы рисковано: нам нужно, чтобы Варвару уже сейчас имели в виду, как будущего лидера. К тому же украинка — слишком серьёзный соперник, чтобы дать ей возможность забрать на чемпионате Европы обе золотые медали за год до мирового первенства».

На фоне всех этих проблем казус с динамиками, который случился в первый день и стал причиной переноса первого дуэтного финала с понедельника на среду, выглядит сущей ерундой. В истории  российского синхронного плавания случались ситуации куда более жесткие — достаточно вспомнить обрыв музыки в ходе группового выступления России на Олимпийских играх в Афинах в 2004-м. Тот перебой случился по банальной технической причине: оператор, отвечавший за компьютерные процессы, взялся за российский диск потными пальцами. Сейчас уже немногие помнят, что самым страшным моментом того финала стал не первый обрыв, после которого российским девушкам дали возможность исполнить программу еще раз с самого начала, а момент в середине второго выступления, когда музыка вдруг стала пропадать снова. Программу в итоге удалось довести до победного конца, но седых волос у тренеров прибавилось сильно.

Чего стоит эта непобедимость на протяжении вот уже двадцати трех лет? Одна из китайских поговорок гласит, что невозможно слишком долго стоять на цыпочках. Иными словами, когда-то должна наступить усталость. От побед — в том числе. Возможно, секрет российской непобедимости заключается как раз в том, что в этом виде спорта никто не стоит на цыпочках. Они просто так живут, зная, что не имеют права на поражение.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru