Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Водные виды спорта - Чемпионат мира-2019 - Кванджу (Корея)
ЗАКРЫТАЯ ШКОЛА
Ши Тиньмао и Ван Хань

Фото © Александр Вильф
Кванджу. Ши Тиньмао и Ван Хань

15 июля 2019

На примере финала в синхронных прыжках с трехметрового трамплина у женщин, где золотую медаль завоевали Ши Тиньмао и Ван Хань, специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская пытается разобраться, насколько справедливы в прыжках в воду китайские победы, и приходит к неутешительному для остального мира выводу.

Состязания в синхронных прыжках с трехметрового трамплина Кристина Ильиных и Мария Полякова закончили с четвертым результатом. Разрыв между российскими спортсменками и китаянками после двух обязательных прыжков составила почти десять баллов и в этом было исчерпывающее объяснение тому, почему в воду прыгает весь мир, а побеждают китайцы.

Обязательная программа – это дрессировка чистой воды. Таких прыжков в программе любого синхронного вида всего два и в них нельзя ошибаться, если претендуешь на что либо более серьезное, нежели «просто участие». Можно сколько угодно судачить на тему особой судейской лояльности в отношении прыгунов из Поднебесной, но нельзя не признать: «школьная» выучка у прыгунов этой страны идеальна. Поэтому в обязательных прыжках, коэффициент сложности которых одинаков абсолютно у всех спортсменов, китайцы без труда создают себе задел в десяток баллов, а то и больше. Как, собственно, это произошло в понедельник на женском трамплине.

Какой ценой это достигается, превосходно сформулировал накануне один из известнейших в мире специалистов Михаил Угрюмов, много лет проработавший в Испании. Сказал, что тренироваться по китайской системе, где во главе угла стоит огромное количество повторений и, соответственно, идеальная подготовка тела к этой работе, пробовали многие. И все приходят к тому, что подобная нагрузка просто несовместима с возможностями человеческого организма – хронически травмируются кисти, локти, плечи, колени. Но ведь каким-то образом китайцы делают это? Диктатура? В какой-то степени, да. Не случайно, по словам Угрюмова, испанский тренер Ана Таррес, известная своими запредельными нагрузками, приехав работать в Китай, сказала бывшим коллегам, что даже в страшных снах не представляла себе ранее такой работоспособности.

Пускать к себе иностранцев китайцы не любят, более того, стремятся всячески этого избежать, но иногда что-то удается подсмотреть. Полякова сказала, что на одном из сборов сама была свидетельницей тренировок сборной Китая и обратила внимание на то, что помимо шести часов ежедневных тренировок на воде, спортсмены этой страны трижды в неделю с полной нагрузкой работают в зале, сочетая тренировки со штангой с легкоатлетическими спринтами.

В более ранние годы руководители китайских прыжков в воду, и не только этого вида спорта, придерживались политики непрерывного омоложения команды. Объяснение здесь простое: юный спортсмен более подвержен дрессировке, у него высокий болевой порог и абсолютное отсутствие того, что называется чувством самосохранения. То есть – страха. Поэтому далеко не каждый прыгун задерживался в сборной более четырех лет. Собственно, и в Кванджу чемпионками мира на 10-метровой вышке стали  Лю Вей и Чжан Цзяци – одной из спортсменок на момент выступления исполнилось 15 лет, другой – 13. И можно не сомневаться, что обе через год станут олимпийскими чемпионками в Токио – если конечно же у китайской стороны не спрятана в рукаве еще более фантастическая парочка.

Но на трамплине мир увидел в Кванджу ветерана прыжкового цеха Ши Тиньмао. Олимпийская чемпионка   Рио де Жанейро уверенно идет к тому, чтобы выиграть в следующем году еще два олимпийских золота, после чего по числу высших наград она сравнится с такими великими предшественницами, как  Го Цзиньцзинь, Фу Минся, Ву Минся и Чень Жолинь. Хотя две последние все же вне конкуренции – имеют по пять высших олимпийских наград, завоеванных на трех Олимпиадах.

Так что, если разобраться, Россия никак не могла противостоять китаянкам: работать в паре Полякова и Ильиных начали лишь в этом сезоне, до этого с Кристиной выступала семикратная чемпионка Европы Надежда Бажина, с которой Маша тоже когда-то пробовала свои силы, потом (и весьма кратковременно) партнершей Поляковой была Елена Черных и два года назад девушки были третьими на Универсиаде в Тайбее. С тех пор Мария не слишком тешила себя иллюзией, что когда-нибудь снова будет прыгать синхрон на мировых первенствах. Но сложилось иначе.  В микст-зону российские девушки вышли с улыбкой, пытались даже шутить на тему, что четвертое место на чемпионате мира – неплохой результат, но в итоге признались: их улыбки – всего лишь маска. Чтобы не выдавать посторонним, насколько сильна на самом деле обида.

Как бороться с китайским засильем? Только сложностью. Именно таким образом десять лет назад на чемпионате мира в Риме мексиканка Паола Эспиноса отодвинула Чэнь Жолинь на вторую ступень пьедестала, и это стало главной сенсацией того турнира. Тогда мексиканка прославилась еще и тем, что стала первой среди женщин исполнительницей смертельно страшного прыжка – трех с половиной оборота назад из передней стойки. «Смертельно» в данном случае не преувеличение, а констатация грустного факта: зафиксированные в прыжках в воду за последние полсотни лет два случая с летальным исходом произошли при исполнении именно этого прыжка.

После той исторической победы Эспиноса вышла замуж, родила ребенка и снова вернулась в бассейн, но уже на трамплин: субтильность антропометрической конструкции, необходимая для исполнения ультра-си на вышке, с возрастом ушла, а на трамплине, как известно, дополнительная масса тела лишь придает мощности и высоты. Если, разумеется, спортсмен изначально научен с трамплином обращаться.

Мексиканки продемонстрировали, что умеют – заняли третье место, уступив лишь Китаю и Канаде, и завоевали для страны очередную олимпийскую лицензию. Просто если Эспиноса/Санчес сделали это за счет предельно высокой концентрации в каждой из пяти попыток, то канадки имели в сравнении с Китаем дополнительный козырь в виде все той же сложности. В арсенале Дженнифер Абель/Мелиссы Ситрини-Болье имелся прыжок в 3,5 оборота вперед согнувшись с коэффициентом трудности 3,1. Стоит добавить, что подобную комбинацию выполняли еще пять дуэтов, но лишь у канадок риск оправдал себя.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru