Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира-2017 - Будапешт (Венгрия)

КИТАЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ:
НЕ ПОБЕДИТЬ РОССИЮ, ТАК НАПАКОСТИТЬ

группа России
Фото © AFP
Будапешт. Группа России

18 июля 2017

Микст-зона – место для эмоций. Как правило – радостных. Однако главный тренер российской сборной Татьяна Покровская пришла туда после победы своей команды с трудом сдерживая не самые позитивные чувства.  Казалось бы: прекрасная победа, огромный отрыв от второго места, сразу несколько дебютанток впервые стали чемпионками мира, о чем еще говорить, как не об этом? Но тренер с ходу огорошила тем, что занимало ее мысли сильнее всего: для выступления в комбинации (том виде, где Россия не представлена на этом чемпионате вообще) китайская группа намеревается выступить под музыку, с которой год назад российские девушки завоевали золото на Играх в Рио-де-Жанейро.

Знаменитая олимпийская «Мольба» была не просто постановкой, каких на веку Покровской насчитывается множество. Она вошла в историю, как программа, какой в синхронном плавании не было никогда и вряд ли когда еще будет. Программа с выдающимся, свыше 99-ти баллов, общим результатом и тремя судейскими «десятками», что при нынешней системе судейства, когда каждое выступление разбирают чуть ли не на молекулы, просто нереально. Так, по крайней мере, считают сами синхронистки.

То олимпийское выступление в Рио-де-Жанейро заставило Покровскую нарушить привычную стратегию. На протяжении нескольких олимпийских циклов подряд, когда происходила послеолимпийская смена поколений, тренер привычно брала олимпийскую постановку и использовала ее, как трафарет, натаскивая молодняк таким образом, чтобы спортсменки не просто повторили лучшую программу четырехлетия, но сделали ее еще более выразительной. Здесь же девушки взмолились: что угодно, только не «Мольба». Потому что лучше, чем программа была представлена в Рио, преподнести ее публике просто невозможно. Пусть уж останется в олимпийской летописи как абсолютный и не предназначенный для повтора эксклюзив!

Кто же мог подозревать, что в олимпийскую «Мольбу» мертвой хваткой вцепятся китаянки?

Хотя, как раз это когда-то должно было случиться. Львиная доля китайского прогресса в синхронном плавании была связана прежде всего с заимствованием. Чужих элементов, чужих идей, чужих костюмов – об этом с свое время много говорила Татьяна Хайцер, которая несколько лет работала тренером по синхронному плаванию в Поднебесной и сказала однажды, что в умении учиться китайцам нет равных. Придумать свое они не способны в принципе и никогда не стремились к этому. Зато блистательно умеют отбирать то, что им нужно, и блистательно это копируют.  

Надо ли удивляться, что за ориентир нынешнего сезона китайцами была взята лучшая в мире программа?

Попытка получить ответ на вопрос, с какой целью было совершено столь неоднозначное заимствование, успехом не увенчались: на пресс-конференции китаянки упорно делали вид, что вообще не понимают, о чем идет речь.

С другой стороны, самое время вспомнить фразу: «Все, что не запрещено – разрешено». Жалобы той же Покровской на постоянные заимствования длятся с тех времен, когда Россия под ее руководством только начинала побеждать. Но это своего рода чемпионский крест: сколь бы сомнительными не казались методы, которыми та или иная страна пытается добиться мирового господства, это всего лишь стратегия. Копируют друг друга в искусстве так или иначе все, синхронное плавание не стало исключением. Ну, не Сингапур же с Коста-Рикой брать в пример, нацеливаясь на золотые медали? Когда-то творческим плагиатом, как неоднократно подчеркивала тренер, занимались испанки, которые таким образом пытались приблизиться к России как можно ближе, сейчас на второй позиции мирового подиума Испанию сменил Китай. И самое правильное, относиться к этому без эмоций – как к данности.

К тому же в Будапеште ввиду отсутствия россиянок в комбинации не получится даже полноценной интриги – в этом виде программы китаянкам не придется даже лезть из кожи вон, чтобы завоевать свое единственное золото.

Если же говорить о продолжении соперничества в произвольной программе групп, в «техническом» финале разница между Россией и Китаем составила 1,7944, а это достаточно большая величина, чтобы рассуждать о равенстве сил.

Состязания групп в технической программе, где Россия одержала уже третью победу за пять дней соревнований, довели турнир синхронисток до экватора: спортсменам осталось разыграть пять комплектов наград в произвольных постановках
 

 

 

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru