Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат Европы-2014 - Берлин (Германия)

СТАВКА НА ЗАХАРОВА И КУЗНЕЦОВА

Евгений Кузнецов и Илья Захаров
Фото © Reuters
Евгений Кузнецов и Илья Захаров

31 июля 2014

16 августа сборная России по прыжкам в воду отправится в Берлин на чемпионат Европы по водным видам спорта. Именно эти соревнования считаются главным стартом сезона. Сейчас команда в полном составе находится на подмосковной тренировочной базе «Озеро Круглое». Там и состоялось интервью с главным тренером российской команды Олегом Зайцевым.

– На мой взгляд, этот сезон получается для прыгунов в воду насыщенным, но не столь серьезным, как обычно. Кубок мира, который в июле прошел в Шанхае, – был «проходящим», а не квалификационным, ну а чемпионат Европы никогда не считался в мировом масштабе турниром первостепенной значимости: все-таки в этом виде спорта приоритет по-прежнему остается за китайскими спортсменами. Или вы не согласны?

– Отчасти согласен, но чемпионат Европы тем не менее обещает быть крайне интересным в плане конкуренции. Европейские прыгуны за последние несколько лет очень сильно подтянулись к лидерам. Я прежде всего имею в виду спортсменов Германии, Великобритании, Италии, Украины. Это очень мощные и опасные соперники.

Сезон, кстати, у нас получился крайне непростой. Очень много сил у ребят забрали шесть этапов Мировой серии. Я сужу, естественно, по своей команде, но, думаю, точно так же обстоит дело и в других странах. Шесть стартов и все связанные с этим перелеты и переезды – это колоссальная нагрузка даже с психологической точки зрения: постоянно нужно восстанавливаться, причем восстанавливаться быстро, не теряя формы. Плюс – Кубок мира. Акклиматизация в Шанхае осложнялась тем, что переходить из «зимнего» бассейна в «летний» всегда сложнее, нежели наоборот. На открытой воде сложнее ориентироваться, мешает солнце. Шанхайский климат в этом плане вообще непрост. То солнце, причем ярчайшее, то дожди и сумасшедшая влажность. Соответственно, нечем дышать. Мы могли бы поехать в Китай заблаговременно, чтобы все спортсмены успели полностью акклиматизироваться, но китайцы объявили, что тренировки в бассейне будут возможны только начиная с 12 июля. А сам турнир начинался 15-го.

– Другими словами, хозяева соревнований совершенно осознанно собирались воспользоваться преимуществом «своего» поля?

– Вполне возможно, что так. Во всяком случае в достаточно жесткие рамки были поставлены абсолютно все команды, кроме китайской.

– Почему главным стартом сезона объявлен чемпионат Европы?

– Так предписывает комплексно-целевая программа, которую мы утверждаем в Минспорта. Соответственно, существует медальный план: 2-1-2.

– И кем именно вы собираетесь добывать две золотые медали?

– Прежде всего, конечно же, за победу будут бороться спортсмены, выступающие на мужском трехметровом трамплине – Илья Захаров и Евгений Кузнецов.

– Кто из них, на ваш взгляд, способен занять более высокое место в индивидуальных прыжках – с учетом того, что год назад Захаров не попал в финал на чемпионате мира, а в Шанхае был лишь пятым?

– И Илья, и Евгений потенциально способны претендовать на медаль любого достоинства, но шансы Захарова представляются мне на текущем этапе более солидными. Кузнецову может не хватить трудности программы. У него не так быстро, как нам хотелось бы, идет процесс освоения винтовых прыжков, а в соперниках – люди, которые постоянно стремятся довести сложность своих прыжков до предельно возможной. У немцев это Патрик Хаусдинг, у украинцев – Илья Кваша, у французов – действующий чемпион Европы Мэтью Россет. Другими словами, ситуации, когда Кузнецов выяснял бы отношения только с Захаровым, давно уже нет.

– В числе фаворитов вы упомянули французского спортсмена. Считаете, что его успех в Эйндховене в 2012 году был не случаен?

– Сложно сказать. Россет – странный для моего понимания спортсмен. Я не раз наблюдал, как при совершенно феноменальной готовности к соревнованиям он делает ошибки, которые сам не способен объяснить – вылезает из воды с квадратными от недоумения глазами. Казалось бы, тот чемпионат Европы в Эйндховене должен был окрылить парня – отпрыгал-то он его по-настоящему мощно. Но на Олимпийских играх Россет опять ходил растерянным – с какими-то странными глазами. Словно вообще не понимая, что происходит вокруг.

– Какую пищу для размышлений дали вам как главному тренеру сборной выступления Захарова на Кубке мира?

– Меня порадовал уже тот факт, что он стал пятым, а не 14-м, как год назад на чемпионате мира в Барселоне. Видимо, в сознании все-таки произошел какой-то сдвиг. В финале Илья допустил две достаточно нехарактерные для себя ошибки – завалил два ударных прыжка: 4,5 оборота вперед – элемент, который в программе стоит последним и является наиболее уверенным, и два с половиной оборота вперед с тремя винтами.

– Я правильно понимаю, что у Захарова остался именно тот вариант программы, с которым он стал чемпионом на Играх в Лондоне?

– Да. Я бы сказал, что это – стандартный набор прыжков для современного мужского трамплина.

– Перспективу усложнить программу вы рассматриваете?

– Да. Усилить второй винтовой прыжок.

– Не совсем понимаю вот что: чемпионат мира, который пройдет в следующем году в Казани – слишком ответственный старт для того, чтобы обкатывать на нем новые прыжки. Прекрасной возможностью для этого мог бы стать нынешний чемпионат Европы, но таких планов у вас нет. Где же вы тогда собираетесь «обкатывать» усложненную программу? Ведь не станете спорить с тем, что для «обкатки» любого нового прыжка нужно достаточно продолжительное время?

– Не стану. Новый сложный прыжок всегда «ломает» программу. Как раз поэтому на чемпионате Европы Кузнецов будет исполнять ее прежний вариант. Единственный эксперимент, который мы хотим провести в рамках европейского первенства, касается девочек, а именно – Кристины Ильиных на однометровом трамплине. Она будет выполнять одним из произвольных прыжков 2,5 оборота назад из передней стойки, то есть потенциально мы готовим ее к тому, чтобы делать на трехметровом трамплине 3,5 оборота – чисто мужской прыжок.

Если говорить о лидерах команды, им поставлена задача до 1 декабря показать все те прыжки, которыми они намерены усложнить программу. Причем не просто выполнить, а сделать с достаточно высоким качеством.

Что касается «напрыгивания» новых программ в соревнованиях, для этого в первой половине будущего года у нас с января по май запланировано несколько этапов«Гран-при» и турниров Мировой серии. Это достаточный срок, чтобы добиться накатанности исполнения. Так что на майском чемпионате России уже будет понятно, с чем мы выходим к чемпионату мира и на какие результаты сможем рассчитывать на Играх-2016.

– Прошлогоднее мировое первенство стало дебютным для нового вида – хайдайвинга. Можно ли сказать, что диапазон прыжков в воду в связи с этим расширился? Или хайдайвинг, несмотря на место в общей программе, остается совершенно отдельным видом спорта?

– Это все-таки отдельный мир. Прежде всего – шоу. Не думаю, что хайдайвинг когда-либо можно будет поставить на один уровень с классическими прыжками в воду.

– А не обидно сознавать, что популярность хайдайвинга во всем мире уже сейчас значительно выше, чем у прыжков в бассейне?

– Ну а что тут поделаешь? Обидно, конечно. С другой стороны, будь иначе, хайдайвинг никогда не оказался бы в программе чемпионатов мира. Международная федерация плавания уже не первый год озадачена тем, чтобы сделать свои соревнования максимально привлекательными для спонсоров и телевидения.

– Когда-то первым шагом в этом направлении было включение в программу чемпионатов мира, а потом и Олимпиад, синхронных прыжков. Потом появился хайдайвинг. Как думаете, какой шаг станет следующим?

– Вполне допускаю, что уже на следующем мировом первенстве в программе могут появиться смешанные синхронные пары. Если рассуждать с прицелом на перспективу, это прекрасная возможность увеличить число прыжковых видов в олимпийской программе, не увеличивая при этом общего количества спортсменов. Не факт, конечно, что такое произойдет, но если да – это может стать достаточно дальновидным шагом.

Состав российской сборной на чемпионате Европы. Мужчины. Трамплин 1 м. Евгений Новоселов, Евгений Кузнецов. Трамплин 3 м. Кузнецов, Илья Захаров. Синхронные прыжки. Захаров/Кузнецов. Вышка 10 м. Виктор Минибаев, Никита Шлейхер. Синхронные прыжки. Минибаев/Роман Измайлов.

Женщины. Трамплин 1 м. Надежда Бажина, Кристина Ильиных. Трамплин 3 м. Ильиных, Диана Чаплиева (запасная – Бажина). Синхронные прыжки. Бажина/Чаплиева. Вышка 10 м. Екатерина Петухова, Юлия Тимошинина, Юлия Колтунова. Синхронные прыжки. Тимошинина/Петухова.

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru