Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2013 - Барселона (Испания)
ДЕЛО НАЦИОНАЛЬНОЙ ЧЕСТИ
Джеймс Магнуссен

Фото © AFP
Барселона. Джеймс Магнуссен

1 августа 2013

В главном заплыве дня – мужской стометровке вольным стилем – Россия осталась без медалей. Чемпионом мира стал австралиец Джеймс Магнуссен.

ЕФИМОВА

Центральному заплыву вечера предшествовали два полуфинала на женской дистанции 200 м брассом в одном из которых датчанка Педерсен установила мировой рекорд – 2.19,11.

Безусловным фаворитом этого вида программы в Барселоне до начала соревнований считалась Юлия Ефимова. Она отобралась в финал со вторым результатом (2.19,85), но по ее настроению было понятно, что включать полную скорость спортсменка собирается не раньше, чем будет дан старт главному заплыву. Полуфинальная заявка Педерсен хоть и дала понять, что легкой победы в этом виде программы датчанка своей российской сопернице не позволит, но Юля на это ответила: «Если в финале придется бороться за золото на уровне мирового рекорда, я готова к этому».

После стометровки, где Ефимова проплыла с прекрасным для себя временем, но проиграла рекордсменке мира, литовке Руте Мейлутите, россиянку спросили, не удивляет ли ее, что так быстро на чемпионате мира плавают совсем дети – Мейлутите, американка Кати Ледеки. Ефимова лишь вздохнула, ответив, что в 15 лет она сама плавала совсем иначе, чем сейчас. Потому что все, что происходило вокруг, воспринималось как азартная и страшно увлекательная игра.

В компании плавательных малолеток Мейлутите все-таки стоит особняком. После стометровки, когда о Руте наперебой говорил весь бассейн, я выбрала в качестве собеседника экс-чемпиона и экс-рекордсмена мира в комплексном плавании Луку Сакки.

– Послушай, я мужчина, к тому же итальянец, – сказал мне он. – Поэтому испытываю совершенно нескрываемую симпатию к Ефимовой и, естественно, всегда за нее болею. Но Рута... Она удивительная. При том, что совсем еще ребенок, она так нацелена на победу, что это не может не вызывать у меня, как у спортсмена, колоссального уважения. Каждый сантиметр ее преимущества на дистанции – это огромная, титаническая, совершенно невероятная работа, которая под силу не каждому мужчине. Более того, она уже много лет живет не в своей стране. Это практически стопроцентная гарантия того, что все ее результаты «чистые». Поэтому когда Рута плывет и побеждает, всем, кому не нравятся ее победы, остается только заткнуться.

Уникальность Мейлутите прекрасно можно отразить в цифрах, которые уже который день гуляют по пресс-центру: она подтягивается 20 раз и прыгает в длину со стартовой тумбочки на 85 сантиметров дальше, чем ее соперницы. У нее самые мощные среди брассисток выходы из воды после старта и поворотов. Причем, как правильно заметил Сакки, это уже не природный талант, а изматывающая, ежедневная работа.

В лице Руты мир получил уникальный пример спортсмена, полностью осознающего свою величайшую миссию – прославлять страну. Это даже не американский, а совершенно особенный патриотизм: в крошечной Литве Рута первая и единственная олимпийская чемпионка в плавании, если не считать победительницу Игр-1980 Лину Качюшите, выступавшую под флагом СССР. Именно этим, кстати, объясняется парадоксальный на первый взгляд момент: на дистанции Мейлутите хладнокровна, словно глубоководный хищник, но уже через несколько минут после финиша следует мощнейший эмоциональный взрыв со слезами на пьедестале, и в этом нет ни капли наигранности.

Для спортсменов такого типа нет никаких проблем в том, чтобы сохранять мотивацию на запредельном уровне, независимо от того, сколько побед одержано и сколько денег заработано. Этим они интересны и этим же опасны. Таков был Александр Попов – единственный в истории плавания спринтер, сумевший завоевать два золота и серебро на трех Олимпиадах и побеждавший на стометровке на чемпионатах мира с разницей в девять лет.

МОРОЗОВ

По поводу приближающегося финала на мужской стометровке Попов заметил:

– Выиграет тот, кто сумеет проплыть вторую половину за 24,5. Начать за 23,0 способны многие. Прибавьте к этому полторы секунды, и вот вам 47,5 – время, позволяющее с большой долей вероятности рассчитывать на победу и здесь, в Барселоне, и, думаю, на Олимпийских играх в Рио.

Сделать 24,5 на втором «полтиннике» из всех восьми финалистов способен лишь один человек – Джеймс Магнуссен. Но у него вряд ли это получится: Джеймса сильно «прибила» лондонская Олимпиада и психологически ему сейчас гораздо тяжелее, чем тому же Эдриану. В полуфинале я внимательно смотрел за тем, как плыл австралиец, и не могу сказать, что мне понравилось то, что я увидел. Хотя не исключаю, что Магнуссен мог сознательно стремиться к тому, чтобы не оказаться на центральной дорожке в финале. Психологически по краю плыть проще.

Но лично я поставил бы на американца. Он уже олимпийский чемпион, значит, будет гораздо более раскован, не говоря уже о том, что выиграть стометровку для американцев всегда в какой-то степени дело национальной чести.

– Владимир Морозов?

На этот вопрос Попов с сомнением покачал головой:

– Пик его формы в этом сезоне пришелся на универсиаду в Казани. Не думаю, что здесь он сумеет проплыть быстрее...

Через 47,71 после старта оставалось констатировать, что Попов оказался прав как минимум в двух своих предположениях. Чемпионом мира стал Магнуссен, преодолевший вторую половину дистанции за 24,91 (Эдриан сделал это за 25,46), а Морозов с результатом 48,01 финишировал пятым. Причем то, что никакой медали в этот вечер, конечно же, не будет, стало ясно уже после первой половины дистанции, которую Морозов прошел за 21,94. На второй половине он совершенно закономерно «встал».

На самом деле к спортсмену, впервые в жизни плывущему стометровку на чемпионате мира, не могло быть никаких претензий. Собственного опыта выступлений в «полнометражных» чемпионатах мира у Морозова оказалось слишком мало, чтобы четко представлять себе, что происходит (в том числе и с ним самим) по ходу дистанции. На мой вопрос в микст-зоне, понимает ли пловец, что при столь быстром начале стометровки у него заведомо не было шансов на успех, Владимир сказал: «В том-то и дело, что я даже не понял, насколько быстро плыву».

Осталось разве что добавить к сказанному сакраментальную фразу: если бы спортсмен хотя бы повторил в Барселоне свой казанский результат...

В Казани Владимир проплыл за 47,62. В своем интервью в Барселоне президент федерации плавания Владимир Сальников очень убедительно рассказывал журналистам, что главным стартом для пловцов в этом сезоне изначально был чемпионат мира. Но уже совершенно очевидно, что это не так: команду целенаправленно подводили к универсиаде, тем самым дав понять спортсменам, что отдавать все силы, выступая за свою страну в мировом первенстве, совершенно необязательно.

Одно дело, когда это делают политики, решая свои частные задачи. Совсем другое, когда на это подписываются профессионалы.

С моей точки зрения, не может быть никаких оправданий ни главному тренеру, ни президенту федерации, которые своим услужливым «прогибом» под вышестоящее руководство лишили спортсменов шанса стать в Барселоне чемпионами. Шанса, которого у них, скорее всего, не будет уже никогда. И тем более никогда не поверю, что победа спортсмена своей страны на второстепенном турнире способна доставить болельщикам его страны больше радости и национальной гордости, нежели гимн, исполненный в честь этого спортсмена на чемпионате мира.

Сама по себе универсиада, конечно же, ни при чем. Парадокс в том, что продемонстрированные там пловцами результаты были никому не нужны хотя бы потому, что обыватель, коими являлись 99 процентов казанских зрителей, включая политическое руководство страны, вряд ли способны понять разницу между 1.44 и 1.46 на двухсотметровке или между 47,5 и 48,5 на «сотне».

Ну а если отказаться от порядком навязшей в зубах универсиады и сосредоточиться на происходящем в Барселоне, остается констатировать: попадание российских пловцов в свои лучшие результаты – тот самый показатель, который у специалистов всего мира считается в дни главных стартов наиважнейшим и на самом деле наиболее ярко отражает профессиональный уровень тренеров, – применительно к России составляет величину, стремящуюся к нулю.

Мужчины. 100 м в/с. 1. Магнуссен (Австралия) – 47,71. 2. Файген (США) – 47,82. 3. Эдриан (США) – 47,84... 5. МОРОЗОВ – 48,01. 200 м комплекс. 1. Лохте (США) – 1.54,98. 2. Хагино (Япония) – 1.56,29. 3. Перейра (Бразилия) – 1.56,30.

Женщины. 200 м баттерфляй. 1. Лю Цзыгэ (Китай) – 2.04,59. 2. Бельмонте Гарсия (Испания) – 2.04,78. 3. Хоссу (Венгрия) – 2.05,59. 50 м спина. 1. Чжао Цзин (Китай) – 27,29. 2. Фу Юаньхуй (Китай) – 27,39. 3. Теракава (Япония) – 27,53. 200 м брасс. 1/2 финала. 1. Педерсен (Дания) – 2.19,11 (рекорд мира). 2. ЕФИМОВА – 2.19,85 (рекорд России). 4х200 м в/с. США (Ледеки, Вриленд, Биспо, Франклин) – 7.45,14. 2. Австралия – 7.47,08. 3. Франция – 7.48,43.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru