Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2007- Мельбурн (Австралия)

ПРОЩАНИЕ С ДИВОЙ

Виржини Дидье
Фото © AFP
Мельбурн. Виржини Дидье

22 марта 2007

В состязаниях солисток в произвольной программе синхронного плавания чемпионка Европы Наталья Ищенко завоевала серебряную медаль. Чемпионкой мира в третий раз подряд стала француженка Виржини Дидье, вернувшаяся в спорт после двухлетнего перерыва специально для того, чтобы окончательно завершить свою спортивную карьеру в Мельбурне.

ДИВА

Нельзя сказать, что итог произвольного финала синхронисток был предрешен заранее. По уровню своих выступлений Наталья Ищенко вполне могла конкурировать с Дидье и, наверное, даже выиграть, допусти француженка хоть крошечную ошибку. У россиянки была наиболее выигрышная стартовая позиция – последний стартовый номер, однако двукратная чемпионка мира действительно бросила все силы на достижение золотого результата. Пожертвовала всем, включая собственную свадьбу, которую планировала еще два года назад, победив в Монреале. И, бросившись прямо в мокром купальнике на шею приехавшему в Мельбурн жениху, словно старалась компенсировать этими объятиями то, что заставила его так долго ждать своего освобождения от синхронного плавания.

Великая актриса Дидье осталась верна себе: своей композицией «Дива» она в очередной раз доказала всему миру, что ее золотая медаль – вовсе не плата за выслугу лет. А честное подтверждение того, что она – действительно лучшая. Четыре «десятки» из пяти, выставленные француженке за артистизм, делали излишними любые комментарии на этот счет.

- Я слышала, какие баллы выставили Дидье, но не особенно обращала на это внимание и о своих оценках вообще не думала, - сказала по этому поводу Ищенко. – Старалась, чтобы мое выступление понравилось моему тренеру – Татьяне Данченко. Ей понравилось. Что касается возвращения Виржини в спорт… Сначала я немного расстроилась, когда узнала об этом. А потом подумала, что никто не имеет права сетовать, что Дидье вернулась. Каждый спортсмен решает сам, когда ему уходить из спорта. О себе могу сказать, что очень устала. Для меня финал произвольной программы стал уже девятым выступлением в Мельбурне (Ищенко дважды выступала в «комбинации», трижды в группе и четыре раза в соло – прим. Е.В.) и сил, если честно, уже совсем не осталось…

КИТАЙСКИЙ КОНВЕЙЕР

Финалу солисток в произвольной программе предшествовал достаточно грустный для всего мирового прыжкового сообщества день. Золото и серебро на однометровом мужском трамплине, равно как точно такие же награды на 10-метровой вышке у женщин были завоеваны представителями Китая. На первом из этих снарядов победителя и бронзового призера разделили 36 баллов, на втором – 46.

Перевожу на более доступный язык: двумя этими дублями китайцы наглядно показали, что задача обойти их в прыжках в воду при отсутствии грубых ошибок стала практически невыполнимой для остальных. В синхронных видах еще есть шанс. А в индивидуальных видах, где каждую страну представляют два спортсмена, этот шанс уменьшается вдвое и становится (как показали события третьего соревновательного дня) призрачным.

Но самое страшное заключается в другом. Вот уже несколько лет как стало неважно кто именно представляет Китай на том или ином снаряде. Имена могут меняться. Результат остается прежним.

Название страны может стать брэндом лишь тогда, когда в существует система. В данном случае – система подготовки чемпионов. Так было в плавании бывшей ГДР, нынешних – США и Австралии. Но Китай – это совсем другое.

- Это большая иллюзия, что китайцы побеждают только за счет того, что в стране – миллиардное население и все прыгают в воду, - рассказывал мне в Мельбурне один из наиболее серьезных тренеров-аналитиков Михаил Угрюмов. Он долгое время работал тренером в СССР, затем, после развала великой державы, перебрался в Испанию. Перед чемпионатом мира специально на две недели приезжал в Китай, чтобы попытаться понять, как именно строится там спортивная подготовка.

- На самом деле прыгунов в воду в Китае не так много, - продолжал Угрюмов. – Во всех провинциях страны существуют спортивные интернаты. Детей туда привозят в шестилетнем возрасте. Причем все они представляют собой абсолютно «чистый» материал, не испорченный влиянием не очень хороших тренеров. В России, на Украине и многих других странах прыжками в воду занимаются преимущественно те, кто живет неподалеку от бассейнов. В Китае пошли по другому пути. Селекционеры ездят по всей стране, включая самые отдаленные поселки, и уже оттуда свозят талантливых ребятишек в спортивные центры.

Родителям отобранного в интернат ребенка ежемесячно выплачивается небольшая сумма – порядка ста долларов – и они, как правило, абсолютно счастливы, поскольку для подавляющего количества семей это – серьезные деньги. Далее следует шестимесячный испытательный срок, в течение которого тренеры интерната принимают решение: оставить спортсмена тренироваться, или взять на его место другого кандидата. Записаться в прыжки в воду просто так, придя с улицы, и заниматься этим видом спорта для собственного удовольствия в Китае невозможно.

Потом идет уже целенаправленная подготовка. На всех уровнях работают тренеры соответствующей квалификации. Лучшие из тех, что есть в стране. Плюс – лучшая медицина, методики. После 12-летнего возраста ни один китайский прыгун уже не участвует в детских соревнованиях – работает с прицелом на основную сборную. Вот и получается, что на юниорском уровне никаких заслуживающих внимания китайцев вроде как нет, а на взрослом они способны обыграть любого…

ВОДА И ЛЕД

Считать китайскую систему неким эталоном мешает одно: она слишком жестока. И вряд ли применима к любой другой стране, кроме Китая. Но трудно не признать: конвейер уже несколько лет подряд дает именно тот результат, ради которого был создан. Причем самая большая ценность этого механизма заключается в том, что, попадая в его шестеренки, в борьбу за достижение цели включаются не только спортсмены всей страны, но и сотни тренеров.

Система подготовки российских синхронисток, выигравших на последних пяти чемпионатах мира, включая нынешний, 14 золотых медалей из 19-ти, - совсем иная. В ее основе целиком и полностью лежит заслуга конкретных специалистов, которых можно пересчитать на пальцах и которые незаменимы в прямом смысле этого слова. Именно это и делает систему уязвимой. И очень похожей на ту, что несколько десятилетий приносила золотой результат в фигурном катании.

Не провести параллель невозможно. Именно сейчас, когда одновременно с мировым первенством по водным видам спорта в Токио проходит другой чемпионат - ледовый. Абсолютно провальный для России. 

На протяжении нескольких десятилетий в фигурном катании было очевидно, что результат высшего порядка поставляют несколько гениальных тренеров. У каждого из них – Станислава Жука, Елены Чайковской, Татьяны Тарасовой, Тамары Москвиной – была своя собственная методика подготовки чемпионов. Но все это дало крен в силу очень человеческой причины – возрастной усталости. А на смену по большому счету никто не пришел.

Можно, конечно, сетовать на то, что с развалом СССР больше всего пострадала система селекции и ведущие тренеры просто-напросто перестали в достаточном количестве получать подходящий «материал». Но трудно отмахнуться от факта: за последние 15 лет в России (и не только в фигурном катании) старая система подготовки самоуничтожилась в силу объективных причин, а создать новую, в которой бы автоматически вырастали тренеры нового поколения, так и не получилось.

ЧЬЕ ЗОЛОТО ЦЕННЕЕ

У китайского спортивного пути на самом деле есть один большой недостаток. Сколько бы золотых медалей не записал на свой счет тот или иной спортсмен, это не делает его звездой. Потому что за словом «звезда» всегда подразумевается личность. Например такая, как та же Дидье в синхронном плавании. Будь выдающаяся француженка китаянкой, ей бы не дали ни малейшего шанса вернуться в спорт после пропущенных двух лет выступлений. Заменили бы очередным китайским «винтиком» высшего качества – и только. Кстати, тот факт, что китайских спортсменок до сих пор не наблюдается в числе призеров синхронного плавания, многие специалисты склонны объяснять именно чрезмерной механистичностью исполнения заданных движений.

Хотя, возможно, для «китайского» цунами в синхронном плавании просто не пришло время, которое уже наступило в других видах спорта.

Как бы то ни было, в тех же в прыжках в воду и тренеры, и журналисты с восторгом реагируют, когда выиграть у представителей КНР удается человеку, за которым стоит своя, сугубо индивидуальная история восхождения, травм, триумфа и разочарований. Например, такая, как у Дмитрия Саутина, который переживает уже пятый олимпийский цикл и выступает в Мельбурне уже на пятом мировом первенстве, или трехкратного чемпиона мира Александра Депати, пропустившего прошлый сезон из-за тяжелейшей травмы шеи. Победа канадца над двумя китайскими прыгунами в предварительной серии на трехметровом трамплине стала вчера безо всякого преувеличения вторым по важности – после победы Дидье в финале солисток - событием дня.

Вроде бы – парадокс: чему радоваться, если предварительный результат в прыжках в воду вообще не идет в финальный зачет, а стало быть – не имеет никакого значения? На самом деле все объясняется просто: если человек способен победить на промежуточном этапе борьбы за золото, значит теоретически он может оказаться сильнее и в решающий момент.

И ей-Богу, очень хочется в это верить. Иначе «остальному миру» имеет смысл начинать паковать чемоданы, не дожидаясь объявления результатов.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru