Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды - Чемпионат Европы 2006 - Будапешт (Венгрия)

ЗОЛОТАЯ ГРОЗА

Джемма Менгуаль
Фото © Reuters
на снимке Джемма Менгуаль

30 июля 2006

Состязания в синхронном плавании завершились полным триумфом российской сборной: золото во всех четырех видах программы!

Субботняя гроза, разразившаяся над Будапештом после недели чудовищной даже по южноевропейским меркам жары, прилично спутала планы организаторов, телевидения, а главное - создала множество проблем участницам турнира. Финал групп пришлось перенести с субботы на воскресенье, и это означало, что в течение одного дня подавляющему большинству спортсменок придется выйти на старт дважды, а то и трижды - в комбинации, дуэте и группе.

Дождь накрыл остров Маргит, на котором располагается весь соревновательный комплекс чемпионата Европы, за несколько минут до того, как должен был прозвучать сигнал к началу финальных соревнований. Вода в течение нескольких минут полностью залила бортики бассейна, судейские места, телекамеры и толстенные жгуты кабелей. Случись где-нибудь замыкание, мало не показалось бы никому. Поэтому участниц спешно эвакуировали в закрытое от дождя помещение, а когда прозвучали первые раскаты грома и одновременно начало смеркаться, стало понятно, что никакого финала сегодня не будет.

Руководители Европейской лиги плавания (LEN), под эгидой которой проходит чемпионат, допускали даже, что соревнования могут быть отменены вовсе - если стихия не уймется и в воскресенье. Вручать медали в этом случае предполагалось в соответствии с результатами предварительных состязаний. Логично, коль учесть, что в синхронном плавании лидер, как правило, определяется на начальном этапе выступлений и почти никогда не меняется в финале.

Как бы то ни было, Россия в случае отмены соревнований не рисковала ничем. Равно как и продолжая выступать. Лишиться золота было почти нереально даже в комбинации, где мы ухитрились вытянуть первый стартовый номер.

Этот самый номер создавал определенные проблемы. Во-первых, надо было чуть свет просыпаться, чтобы успеть «разбудить» и привести в тонус мышцы, причесаться и залить прическу желатином (а это в синхронном плавании - целый ритуал), наложить макияж. Во-вторых, можно было заведомо забыть о максимальных оценках: будь ты хоть сто раз лидер, судьи обязаны чуть попридержать оценки тем, кто открывает соревнования.

Оценки действительно вышли ниже ожидаемых. Композиция «Летучая мышь» осталась у россиянок с предыдущего сезона, в котором они выиграли с ней чемпионат мира в Монреале. Так получилось, что композиция в этом сезоне оказалась у нас заброшенным видом. В конце прошлого года трагически ушла из жизни 20-летняя Ольга Ларкина, выступавшая на мировом первенстве-2005. Дабы группа не сдала свои позиции, были предприняты попытки убедить присоединиться к ней двукратных олимпийских чемпионок Анастасию Ермакову и Анастасию Давыдову, которые после Игр в Афинах решили сосредоточиться только на дуэте и комбинации, но они наотрез отказались. Вот и получилось, что на группу были брошены все тренерские силы, и поменять программу в комбинации просто не было времени.

Несмотря на идеальное исполнение, это в каком-то смысле выглядело отступлением. Синхронное плавание, как и фигурное катание, предъявляет к лидерам особые требования. Правила соревнований не препятствуют спортсменкам исполнять прошлогодние композиции, но во внутреннем кругу такое всегда считается чуточку неприличным. Примерно как появление на балу светской львицы в туалете не первой свежести.

Если бы не недавний Кубок мира по прыжкам в воду, на котором китайцы у себя дома завоевали 10 высших наград из 10 возможных, я бы, наверное, даже не задумалась о совершенно очевидных параллелях между двумя столь разными внешне видами спорта. Начиная с 1989 года российское синхронное плавание собрало практически все золото на европейском уровне. Начиная с 1998-го - почти все мировое. Исключением стали победы в соло француженки Виржини Дидье на чемпионатах Европы-2002 и 2004 и мировых первенствах-2003 и 2005, а также высшая награда в дуэте японок Тачибаны и Такеды в 2001-м.

Но соло - не олимпийская дисциплина и никогда, видимо, ею не станет. Во всяком случае, до тех пор, пока в названии этого вида плавания присутствует определение «синхронное». Что касается дуэтов и групп, то вот уже на двух Играх подряд - в Сиднее и Афинах - доминирование россиянок не вызывает никаких сомнений. И если китайские победы жутко раздражают остальной мир в прыжках в воду, то логично предположить, что и нашу гегемонию в синхронном плавании этот самый остальной мир давно уже воспринимает без всякого восторга. И наверняка всячески ищет способы борьбы с ней.

Вторая параллель - судейство. В ходе прыжкового Кубка мира арбитры не скрывали, что автоматически выставляют китайским спортсменам более высокие оценки даже за комбинации, выполненные с ошибками. Слишком велика, мол, сила китайского авторитета. Подразумевается, что спортсмены этой страны по определению на голову выше всех остальных.

Аналогичная ситуация не первый год наблюдается в синхронном плавании по отношению к России. Приятно, конечно, что спортсменки твоей страны имеют заведомое преимущество. Но в этом кроется и определенная опасность: очень легко расслабиться, потерять бдительность.

Если судить по результатам, за последние четыре года в синхронном плавании почти ничего не изменилось. Но это только на первый взгляд. Четыре года назад все основные соперницы россиянок в Европе в один голос признавали: бороться за золото бессмысленно. Слишком велика разница в классе. Россия - не просто другой уровень, она - другой мир.

В Будапеште тональность была несколько иной. Более критичной. Наталья Ищенко, впервые выигравшая состязания солисток и завоевавшая вчера второе золото чемпионата в комбинации, выступила блистательно. Она заметно прибавила в технике: на последних минутах сольной произвольной программы выдала такой потрясающий коктейль сложности и темпа, что ответ на вопрос о чемпионстве стал ясен еще до появления оценок. Одновременно вырос и уровень артистизма. Движения Ищенко в воде стали более пластичными, зрелыми, безукоризненно исполняемыми. И все-таки более сильное впечатление у меня осталось от композиции испанской солистки Джеммы Менгуаль. Фантастически эмоциональной, обладающей редчайшим даром цеплять даже самого равнодушного зрителя за глубинные нервные струны и натягивать их до отказа. На мгновение ослаблять хватку, давая публике возможность перевести дух, и вновь брать власть над чужими эмоциями, доводя до мурашек, до исступления.

Однако баллы испанки за артистизм в финале оказались существенно ниже, чем у Ищенко, и это выглядело не совсем справедливым. Преимущество россиянки в технике, мощи и скорости, что отразила первая оценка, не оставляло сомнений, а вот вторая оценка на фоне выступления Менгуаль смотрелась слегка подарочно.

Победа российского дуэта двух Анастасий тем более не вызывала сомнений. Но тоже заставляла задуматься. Четыре года назад, когда развернулась непримиримая борьба за место в национальной команде между этими спортсменками и двукратными олимпийскими чемпионками Сиднея Ольгой Брусникиной и Марией Киселевой, в этом противостоянии одновременно решалось, и в каком направлении будет развиваться в дальнейшем синхронное плавание. Ермакова и Давыдова тот поединок выиграли и, как положено чемпионкам, задали новые стандарты, поставив во главу угла сложность, темп и скорость.

Вот и получилось, что изысканность движений, хореографическая мысль композиций как-то незаметно были отодвинуты на второй план. Наш известный тренер Мария Максимова назвала тогда эту тенденцию дорогой в тупик. И была недалека от истины. К чемпионату Европы в Будапеште Ермакова и Давыдова выжали из своего стиля максимум возможного, доведя сложность и скорость исполнения элементов до абсурда - рядом просто не осталось никого из соперниц.

Но возник вопрос: куда двигаться дальше? Быстрее уже невозможно, сложнее - тоже проблематично. Чтобы «в одни ворота» побеждать на европейском уровне, запаса хватит надолго. Но Европа - это не Япония и даже не Америка с Канадой, где амбиции синхронисток исторически гораздо более высоки. Да и тренеры там на сюрпризы горазды. Значит, надо брать чем-то другим. А чем?

На фоне триумфального выступления российских синхронисток в Будапеште подобные рассуждения могут показаться совершенно неоправданным сгущением красок. Но, как свидетельствует практика, расстояние от победы до поражения зачастую оказывается совсем крошечным. Особенно в таком необъективном виде спорта, как синхронное плавание. Достаточно одной неудачно поставленной программы, чтобы превосходство лидеров оказалось под сомнением. От творческих же неудач не застрахован никто. Тем более что, как я уже писала выше, противоядие против России сейчас стремится найти весь синхронный мир.

- Мы прекрасно понимаем, какая огромная ответственность на нас лежит. И с каждым годом она становится еще больше. Мы не имеем права допустить ни малейшей ошибки, - говорили после победы чемпионки. - Было очень тяжело. По правилам нам должны были предоставить возможность на разминке сделать всю комбинацию под музыку, а получилось же всего 15 минут, по истечении которых нас просто выгнали из воды. Едва успели заново накраситься и заколоть прически. Поэтому волновались больше обычного. Немножко выбили из колеи оценки, которые нам поставили в комбинации. По словам тренеров, мы выступили очень хорошо, но когда судья из Англии выставила 9,6, это немножко обескуражило, что ли. И насторожило.

К тому же в дуэте все смотрели на нас, как на людей, которые обязательно должны выиграть. Мы понимали это, и хотелось сделать все возможное, чтобы выступление выглядело действительно по-чемпионски.

Давыдова и Ермакова подтвердили: этот и следующий сезон крайне сложны. В марте 2007-го - чемпионат мира, к которому обязательно нужно подготовить новую произвольную программу (в Будапеште дуэт выступал с прошлогодней). Если новая постановка окажется удачной во всех отношениях, не исключено, что она будет оставлена в качестве олимпийской. Скорее всего, программа будет выдержана в традиционном для спортсменок темповом агрессивном стиле.

Российские прыгуны в воду, соревнования которых начинаются во вторник выступлением женщин на метровом трамплине, оказались в Будапеште в несколько затруднительной ситуации. Карты спутало отстранение от участия в турнире трехкратной чемпионки мира Ирины Лашко.

Напомню, что этой спортсменке не разрешили выступать на Кубке мира, поскольку российская федерация прыжков в воду не удосужилась вовремя оформить и отправить в Международную федерацию плавания (FINA) бумаги, официально подтверждающие переход Лашко из-под спортивной юрисдикции Австралии (за эту страну Ирина в последний раз выступала на Играх в Афинах) под российский флаг.

После июньского чемпионата России, на котором проходил отбор в команду, Лашко попала в состав не совсем бесспорно. По спортивному принципу право выступить на Кубке мира и чемпионате Европы в синхронных прыжках с трехметрового трамплина в большей степени заслужили Наталья Умыскова и Надежда Бажина - дочь олимпийской чемпионки и неоднократной чемпионки мира Ирины Калининой. Однако главный тренер сборной Алексей Евангулов решил сделать ставку на Лашко и Юлию Пахалину. Естественно, Бажина посчитала сезон для себя законченным (ее напарница продолжала тренироваться, поскольку отобралась на чемпионат континента на метровом трамплине) и отправилась отдыхать.

Расчет главного тренера был очевиден: и Пахалина, и Лашко давно заработали себе репутацию великих. К тому же обе весьма опытны. Подготовиться к чемпионату Европы так, чтобы его выиграть, для них совершенно реально. За полгода до предолимпийского чемпионата мира в Мельбурне это могло бы стать весьма убедительной заявкой. Плюс всегда есть надежда, что определенную поддержку окажут судьи: имена и титулы просто так со счета не сбросишь. А кто такие Умыскова и особенно Бажина? Молодые девочки, которым еще только предстоит выиграть что-то серьезное.

Когда стало ясно, что выступить в Будапеште Лашко не сможет (следовательно, вне игры оказывается и ее синхронный дуэт с Пахалиной), тщательно выстроенные в отношении этих спортсменок планы рухнули. Срочно потребовалась замена. И в итоге Бажина все-таки оказалась в Будапеште. Но первая же тренировка на воде показала, что чудес не бывает: месяц без тренировок - слишком большой срок.

С другой стороны, наверное, не стоит загадывать заранее. Ведь прыжки в воду - такой вид спорта, где порой все решают исключительно нахальство и нервы.



            



          
© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru