Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2005 - Монреаль (Канада)

НУЖНА ЛИ СТИПЕНДИЯ ГЕНИЮ?

Николай Скворцов
Фото © Александр Вильф,
На снимке Николай Скворцов

28 июля 2005

Начну с победы шестикратного олимпийского чемпиона Майкла Фелпса на дистанции 200 метров вольным стилем. Американец показал лучший результат сезона в мире, третий - за всю историю плавания и установил личный рекорд (1.45,20), сбросив со своего прежнего достижения 0,12.

В этом сезоне Фелпс построил свою подготовку весьма интригующе. На национальном чемпионате США он отказался отбираться в команду на двух дистанциях, на которых является действующим рекордсменом мира - 200 м баттерфляй и 400 комплекс, и сосредоточился на кролевых дисциплинах, выиграв 100, 200 и 400 метров. В совокупности с победами на стометровке баттерфляем и 200-метровке комплексным плаванием Фелпс завоевал пять титулов чемпиона страны и популярный в Америке приз Кипута. Эта награда вручается пловцу, который добился максимального количества побед в рамках национального первенства.

Боб Кипут был довольно любопытной фигурой. В 40 - 50-х годах прошлого столетия он возглавлял плавательную сборную Йельского университета - первого высшего заведения в США, в котором появился собственный 50-метровый бассейн. Правда, эта ванна использовалась в качестве тренировочной, вокруг нее не было трибун и располагалась она в здании самого университета на втором этаже. Публичные выступления йельских пловцов проводились в 25-ярдовой ванне, со всех сторон окруженной городскими домами, и местные жители могли наблюдать соревнования прямо с балконов.

Университетская сборная Йеля в те времена была абсолютно сильнейшей в США, а Кипут со временем, будучи лучшим тренером страны, возглавил олимпийскую команду. Ему принадлежит пророчество: «Никогда ни один человек в мире не проплывет 100 метров быстрее 50 секунд».

Как видно, великим тоже свойственно заблуждаться.

Сборная пловцов Йеля со временем несколько сдала свои позиции, и сейчас сильнейшей мужской командой Америки располагает университет Обурна. Год назад женская сборная этого учебного заведения (за нее, кстати, выступает олимпийская чемпионка Афин в плавании на спине Кирсти Ковентри) тоже была признана лучшей, однако в этом сезоне ее обошла команда Джорджии. Тем не менее далеко не все пловцы стремятся во что бы то ни стало оказаться именно в этих университетах. Ведь у выпускников Йеля или Стэнфорда - частных вузов со славными традициями - гораздо больше шансов получить более денежную работу.

Все это мне рассказал в Монреале главный статистик Международной федерации плавания (ФИНА) Ник Тьери. По его словам, обучение в частных университетах стоит гораздо дороже, чем в государственных, и у хорошего спортсмена есть возможность получить там образование бесплатно. Тьери привел такой пример. Перед Играми в Барселоне канадская пловчиха Никки Драйден поступила в Стэнфорд, но вскоре рассталась со своим тренером и ее результаты настолько ухудшились, что ей было отказано в стипендии. Она собралась переводиться в другой, менее престижный и более дешевый университет, но прежде чем забрать документы, на всякий случай пошла в банк и поинтересовалась, не может ли получить кредит на оплату оставшихся лет обучения. Узнав, что просительница учится в Стэнфорде на юриста, банк немедленно предоставил необходимую сумму. Когда Драйден успешно сдала выпускные экзамены, она тут же получила приглашение в адвокатское бюро штата Нью-Йорк. А это, по словам Тьери, «почти то же самое, что иметь дома станок для печатания денег».

Возможность получать стипендию, выступая за университетский клуб, у спортсмена есть до тех пор, пока он не решает стать профессионалом, чтобы получать за свои выступления призовые и спонсорские деньги. Наиболее выдающиеся спортсмены от стипендий, как правило, отказываются. Так поступили в свое время двукратный олимпийский чемпион Сиднея Ленни Крайзельбург (он окончил один из лучших в стране частных университетов Южной Калифорнии), рекордсмен мира в брассе Эд Мозес, чемпион Афин Аарон Пирсол, Фелпс.

Говорят, правда, что Мозес сильно пожалел об этом. Выигрывать он перестал вскоре после удачного для себя сезона-2000/01, спонсоры ушли, расходы на образование повисли на шее пловца, а вернуться в любители было уже нельзя.

Поэтому, кстати, многие американцы-чемпионы не спешат расставаться с любительским спортом, предпочитая потерпеть с переходом в профессионалы, пока учеба не будет завершена. А те, кто все-таки решает сменить статус, начинают крайне внимательно относиться к своей спортивной карьере. В качестве примера можно привести Пирсола, который выиграл во вторник в Монреале золото на стометровке на спине. Когда американец стал олимпийским чемпионом, приглашения на коммерческие турниры посыпались на него со всех сторон, но он отказался почти от всех, мотивируя это тем, что считает главной своей задачей подготовку к мировому первенству и титул чемпиона.

С подобным соблазном справляются не все. Но, как показывает практика, сочетать всесезоннную стрижку призовых с реализацией глобальных задач - дело практически невыполнимое. По словам американских тренеров, единственным спортсменом, которому уже нет нужды беспокоиться о своем финансовом благополучии, является Фелпс: на своих 6 золотых медалях афинских Игр пловец сделал колоссальное состояние. Однако его переориентация на спринтерские дистанции продиктована все теми же финансовыми соображениями. Ведь как ни крути, а самой престижной дистанцией в плавании всегда была стометровка вольным стилем. Вот на нее-то и настроился 20-летний гений. Если Фелпс сумеет стать олимпийским чемпионом в этом виде, то его доходы возрастут в несколько раз. Не говоря уже о славе и величии.

Поэтому в Монреале Фелпс без сожаления предоставил возможность всем желающим похозяйничать в его вотчине на 200-метровке баттерфляем и в длинном комплексе. Отсутствие рекордсмена мира в первом из этих видов сильно поубавило интригу. Двукратный олимпийский чемпион в баттерфляе Денис Панкратов лишь хмыкал, глядя на табло во время полуфинальных заплывов: «Ну и для чего я столько лет рубился с Франком Эспозито, пытаясь выйти на результат порядка 1.55? Ради того, чтобы через 10 лет увидеть, как чемпион мира проплывет за 1.56?».

За 1.56,11 проплыл 200 метров баттерфляем победитель полуфинала поляк Павел Корженевски. Наш Николай Скворцов показал четвертый результат - 1.56,88. Правда, в своем заплыве он победил, чему радовался безмерно.

А вот Вятчанин, финишировавший в своем финале пятым, выглядел ошеломленным:

- Естественно, я настраивался на более высокий результат, но в конце дистанции просто «умер»: задел дорожку, еле выполнил последний гребок. Видимо, слишком быстро начал. Или сказалось то, что мы слишком рано приехали в Монреаль - за полторы недели до старта. Я чувствовал, что готов стартовать уже в пятницу. Может, «перегорел». По сравнению с чемпионатом России форма явно упала. Впрочем, выиграть у Пирсола вряд ли кто смог бы. У него заявочный результат был 1.54,01, который он, видимо, показал на чемпионате США. А американцы очень редко плавают на главных соревнованиях хуже, чем на отборе.

Прокомментировать итог стометровки я попросила Панкратова.

- Я не верю, что Аркадий был готов на более высокий результат, чем показал в итоге, - сказал Денис. - Мне кажется, что Вятчанины-старшие (Аркадия тренируют родители. - Е.В. ) еще не научились подводить сына к старту. По большому счету у Аркадия до сих пор было лишь одно блистательное выступление - на чемпионате мира-2003 в Барселоне. Перед Играми в Афинах условия для подготовки были гораздо лучше, чем в 2003-м, но результата не получилось. Как и сейчас. Хотя, если честно, до приезда в Монреаль я ждал золота только от него...

Выйти на пик формы именно к главному старту российским пловцам удается настолько редко, что даже не хочется это обсуждать. А ведь есть немало примеров совершенно иного рода. Скажем, 17-летняя Кейт Зиглер год назад не попала в сборную США, проплыв олимпийскую дистанцию 800 метров вольным стилем с четвертым временем. В этом сезоне она стала двукратной чемпионкой страны, а в Монреале выиграла золото на 1500 метров, сбросив со своего личного рекорда 11 с лишним секунд. Причем, если разобраться, спортсменка еще толком не приступала к серьезным тренировкам. Кейт только через год должна окончить школу а ее наставник Рэй Бенеки даже не является профессиональным тренером - он работает в бассейне пару-тройку часов в день на общественных началах.

Кирсти Ковентри из Зимбабве, победа которой над Станиславой Комаровой в Афинах воспринималась как страшное недоразумение, в Монреале с личным рекордом выиграла «сотню» на спине, была второй в финале на 200-метровке комплексным плаванием, стартовала на 200-метровке вольным стилем и чуть было не вышла в полуфинал. А еще собирается плыть 200 метров на спине и 400 комплекс, не видя в таком разнообразии ничего противоестественного.

Самое обидное, что российские пловцы вполне способны стать своими в компании сильнейших. Ведь если бы, допустим, Аркадий Вятчанин проплыл стометровку на спине со своим лучшим результатом, то он получил бы серебряную медаль...

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru