Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2005 - Монреаль (Канада)

ПЛОХАЯ ПОГОДА НАМ НИПОЧЕМ!

Анастасия Ермакова и Анастасия Давыдова
Фото © Александр Вильф,
На снимке Анастасия Ермакова и Анастасия Давыдова

25 июля 2005

Главной примечательностью финала дуэтов, который состоялся в пятницу вечером, монреальские газеты и телевидение назвали вовсе не победу Анастасии Ермаковой и Анастасии Давыдовой. И не то, что за свое выступление российские девушки почти единогласно получили «десятки». А то, что впервые в истории синхронного плавания серебро завоевали представительницы Испании.

Вот это действительно выглядело достойным восхищения. А русские - что с них взять? О каком элементе соревнования вообще можно говорить, если отрыв от ближайших соперниц составляет в итоге полтора балла?

Свою комбинацию Ася и Настя отработали на едином дыхании. Тем не менее восторг от выступления нашего дуэта испытывали не все. Тренер японской сборной (видимо, сильно расстроившись тем, что ее спортсменки оказались не способны удержать свою вторую рейтинговую позицию) пыталась спровоцировать скандал хотя бы в кругах аккредитованных на чемпионате японских журналистов. По ее мнению, вереница из 17 довольно крупных разноцветных бабочек-татуировок, покрывающих значительную часть тела Давыдовой, противоречит принципам честной игры и должна была быть ликвидирована хотя бы с помощью маскирующей косметики.

Привело это лишь к тому что олимпийские чемпионки Афин наотрез отказались общаться с японской прессой. Бабочки все же были затерты кремом, но, по словам Давыдовой, скандал не имел к этому никакого отношения.

- В правилах нашего спорта нет ни слова насчет татуировок, - пояснила спортсменка. - Просто мы решили, что выступление будет восприниматься судьями синхроннее, если рисунки не будут никого отвлекать. В движении ведь трудно разобрать, что это бабочки. Они смотрятся как просто темные пятна на теле. Поэтому я заранее собиралась воспользоваться тональным кремом. Но интервью японцам все равно больше не даю. Неприятно.

Состязания синхронисток едва не были сорваны. Прекрасная солнечная погода, которая держалась в пятницу почти до вечера, неожиданно сменилась грозовым ливнем. Первые раскаты загремели во время прыжкового финала на трехметровом трамплине, и соревнования немедленно были остановлены. Высоченные металлические конструкции трибун могли притянуть к себе молнии, и перспектива того, что в прыжковом бассейне может случиться еще какой-то инцидент (утром о трамплин сильно разбилась американка Челси Дэвис), пугала организаторов до судорог.

Более мерзкая погода случалась на чемпионатах мира лишь однажды - в Западном Берлине 27 лет назад. Тот чемпионат тоже проходил в открытом бассейне, погода была замечательной, но стоило делу дойти до состязаний на 10-метровой вышке у мужчин, как температура воздуха упала до 12 градусов, и соревнования прерывали несколько раз из-за того, что с неба начинал сыпаться град величиной с горошину.

В Монреале до подобных катаклизмов не дошло. После 20-минутного перерыва финал на трехметровом трамплине возобновился, спортсменки благополучно завершили выступления, но сразу после награждения дождь хлынул вновь. Он совпал с первыми звуками фанфар, возвещавшими о начале финала синхронных дуэтов.

Сначала соревнования отложили на полчаса, потом еще на 15 минут, а когда под трибунами бассейна уже готовилось решение о переносе турнира на следующий день, дождь неожиданно стих.

Эта задержка была, пожалуй, единственным, что заставило Давыдову и Ермакову занервничать.

- Очень тяжело максимально сосредоточиться, настроиться на борьбу и не получить возможности выступать. Мы ведь были уже причесаны, заколоты, накрашены. Начали просто-таки молиться, чтобы переноса не было. Готовы были выступать как угодно - хоть под ливнем.

Один раз в нашей карьере уже было нечто похожее. Во время Кубка Европы 2002 года, который проходил в Турции, начался ураган. Да такой, что пальмы выворачивало с корнем, и они чуть ли не летали по воздуху. Больше всего запомнилось, как тяжело было удерживать равновесие в связках. Ветром сносило так сильно, что некоторые вертикальные элементы получались у нас с наклоном под 45 градусов.

- Сознание того, что ни при каком раскладе вы не можете проиграть, помогает соревноваться?

- Скорее наоборот. Когда все судьи смотрят на тебя как на лидера, ты понимаешь, что никаких ошибок они тебе не простят. Исполнение должно быть идеальным. Наш тренер Татьяна Данченко любит повторять, что, каким бы высоким ни был результат, можно выполнить программу еще лучше. Возможно, она права. Просто сейчас тяжело представить, что это так. Мы сделали максимум того, на что были способны. Нас часто упрекали в недостатке артистизма, но сегодняшние оценки говорят сами за себя.

- Какая из программ, что вы исполняли на чемпионатах разных лет, наиболее любима?

- Нам очень нравятся грозные образы. Прошлогодний «Дон Кихот» с его лихостью и весельем немножко не по характерам. А вот «Глубокое синее море» или нынешняя композиция - в самый раз. Когда нужно настроиться на борьбу с соперниками, с собой, такие программы созвучны нашему внутреннему состоянию.

- Что во время выступления дается вам особенно тяжело?

- Какие-то отдельные элементы назвать сложно. Программа состоит из большого количества длинных связок, каждую из которых даже по отдельности не так просто сделать синхронно. Особенно трудно приходится под конец выступления, когда уже нет сил, но нельзя снижать ни темп, ни качество.

- Ваша первая связка, которую вы исполняете без дыхания, столь продолжительна, что невольно возникает вопрос: что чувствует спортсмен, находясь под водой почти минуту?

- От нехватки кислорода начинают неметь руки, ноги, но самое ужасное даже не это. А то, что, вынырнув и набрав воздуха, понимаешь: это была только первая связка, а вся программа - впереди.

- Настя, на прошлом чемпионате мира в Барселоне вы довольно успешно выступали в соло и заняли второе место. Почему перестали соревноваться в этом виде программы?

- Когда начали готовиться к Олимпиаде, работа в дуэте и группе отнимала слишком много времени, чтобы тренировать еще и третий, неолимпийский вид. А сейчас хочется передохнуть. К тому же у нас появилась замечательная солистка - Наталья Ищенко.

- А нет сожаления по поводу того, что, когда здесь, в Монреале, группа заведомо идет на золотую медаль, вам остается лишь смотреть на это со стороны?

- Нет. Видимо, мы слишком устали. Особенно если учесть, что предыдущие четыре года не просто шли по лесенке вверх, а словно поднимались на лифте. Олимпийский цикл вообще получился очень насыщенным. Мы выступали во всех программах, шесть раз в неделю работали по десять часов в день, а это очень тяжело и физически, и морально. Поэтому решили сделать некоторую передышку. Вернемся в группу только к Играм в Пекине.

Чемпионат мира показал, кстати, что наше решение было абсолютно правильным. Молодые девочки очень достойно проявили себя в предварительных соревнованиях, обеспечили большой отрыв. Здорово, что за нашими спинами уже сейчас есть сильные спортсменки, которые не боятся брать ответственность на себя...

Группа, в которой чемпионками мира-2005 стали Ищенко, Мария Громова, Эльвира Хасянова, Ольга Кужела, Ольга Ларкина, Елена Овчинникова, Светлана Ромашина и Анна Шорина, практически повторили результат дуэта. Две «десятки» были выставлены российским девушкам за технику, четыре - за артистизм. Испанскую группу-восьмерку чемпионки опередили больше чем на балл. И это без признанных лидеров команды!

В тени победительниц происходили довольно интересные события. Команда Испании, занявшая два года назад в Барселоне лишь 4-е место, завоевала серебро. Но, пожалуй, самое настораживающее впечатление произвели китаянки. Их композиция изобиловала такими находками и точностью равновесий, что специалисты сходились в одном: уже на следующем чемпионате мира Китай будет на равных бороться с лидерами за место в призовой тройке.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru