Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2005 - Монреаль (Канада)

БЕЛКОВАЯ СМЕСЬ СТАЛА ДЛЯ КУДИНОВА РОКОВОЙ

Фото © Александр Вильф,
На снимке Юрий Кудинов

25 июля 2005

Четырехкратный чемпион мира Юрий Кудинов в субботу проиграл. Он финишировал 9-м на дистанции 25 км. Серебряный призер мирового первенства-2002 Антон Саначев показал лишь 11-й результат.

Первое разочарование постигло российских марафонцев за день до мужского старта. Наталья Панкина и Олеся Шалыгина оказались за чертой призеров, причем со стороны казалось, что спортсменки сами в этом виноваты. На самом финише, когда Панкина ускорилась и начала настигать лидеров - голландку Эдит ван Дийк и немку Бритту Камрау, Шалыгина то и дело оттесняла ее с кратчайшей траектории. Так, сражаясь друг с другом, они и лишили команду хотя бы одной медали.

Заплыв получился нетривиальным. Голландка и немка финишировали одновременно, однако табло высветило преимущество ван Дийк - 0,1. Позже, проанализировав фотофиниш, судьи пришли к заключению, что разница в результатах чуть больше - 0,3, но все равно немка осталась в пострадавших. Вот уж действительно горе: стоило плыть пять с половиной часов, чтобы под занавес финала (а скорее всего, и карьеры) получить такую горькую пилюлю!

Спорт и науку высших достижений объединяет одно: если какой-то метод приводит к успеху, он тут же признается гениальным. Если же по какой-то причине триумф не состоялся, те же самые действия объявляются провалом, если не заведомым вредительством.

Такой гениальной находкой в Монреале должна была стать тактика, разработанная российскими тренерами для мужского 25-километрового заплыва. Согласно ей Кудинов должен был с самого старта идти в отрыв, а Саначев - сдерживать оставшуюся группу, всячески мешая ей продвигаться вперед с желаемой скоростью. Первые 15 километров идея работала безотказно. Благодаря спаренным усилиям Кудинову удалось опередить марафонский пелотон больше, чем на полторы минуты. Но тут случилось непредвиденное.

Хотя монреальский турнир на открытой воде и проходил в относительно тепличных условиях (теплая пресная вода, никаких волн), 25 километров могли подкинуть любой сюрприз. Не случайно накануне заплыва тренеры скрупулезно обсуждали схему подкормки: какие энергетические напитки и когда именно предлагать спортсменам. Кудинов решил следовать многократно опробованной схеме и, развернувшись на дистанции после 15 километров, принял заготовленную заранее белковую смесь.

Этот состав довольно коварен. В жаркую погоду, особенно когда приходится плыть в очень теплой воде, белки плохо усваиваются организмом. Кудинова начало рвать.

Это стало известно лишь после финиша. А во время заплыва оставалось лишь недоумевать, видя, как группа сначала догнала четырехкратного чемпиона мира, затем обтекла его с двух сторон и ушла вперед.

- Меня вырвало несколько раз, - рассказывал позже Кудинов. - После этого я почувствовал, что сил больше нет, хотя предыдущий кусок дистанции преодолел без особого напряжения. Сперва отказали ноги, потом руки, голова... Пришел в себя лишь метров за 300 до финиша. Но что толку? Группа к тому моменту ушла вперед слишком далеко.

Рассчитывать на Саначева тем более не приходилось. За те три часа, что он тормозил пелотон, не позволяя никому выйти вперед, было отдано чересчур много сил. Похоже, далеко не все были в курсе того, какое тактическое задание Антон получил перед стартом. «Что же ты, Антоха! - чуть ли не со слезами сетовала врач команды. - Сидел бы в середине группы, в пятках у лидеров, а на финише, глядишь, и золото сумел бы зацепить...».

Спортсмена было отчаянно жалко. Лучшие свои результаты Саначев показывал именно при тактике выжидания. Отрываться и уходить как можно дальше, как всегда предпочитал Кудинов, он не умел никогда. Да и не пытался. Но в Монреале речь изначально шла о том, что второй марафонец должен всю дистанцию работать не на себя, а на лидера. Выражаясь велосипедным языком, играть роль грегари при звезде. Кто же знал, что события будут разворачиваться столь драматичным образом и жертва окажется напрасной?

Не факт, кстати, что золото досталось бы России, если бы не случилось прокола с питанием. Результаты пловцов-марафонцев в Монреале оказались заметно выше, чем на предыдущих чемпионатах. А коньком наших спортсменов всегда была не столько скорость, сколько умение терпеть и бороться, когда другие уже опускают руки. Преодолевать волны, холод, течение. Все то, что делает марафон сверхиспытанием для нормального человека.

Я уже не раз писала, что во времена, когда марафон только-только вошел в программу чемпионатов мира, среди большинства иностранных спортсменов, выбравших специализацией многочасовые проплывы, всегда считалось доблестью просто пройти дистанцию от начала до конца. Но мы слишком привыкли к победам. Сначала Алексея Акатьева, который выигрывал почти все соревнования вплоть до 1998 года, затем Евгения Безрученко, Евгения Кошкарова, Владимира Дятчина, Кудинова. Поэтому огорчение и было столь сильным. Ведь для обоих пловцов поражение означало, что не только пять часов плавания, но и целый год безумно тяжелой работы, преследовавшей одну-единственную цель, прошел зря. Как тут было не вспомнить слова одного из литературных героев Джека Лондона: «И вы прочитали всю эту книгу, чтобы узнать, что он на ней так и не женился?...»

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru