Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2005 - Монреаль (Канада)

ДРУГИЕ СЛЕЗЫ КОМАРОВОЙ

Станислава Комарова
Фото © Александр Вильф,
На снимке Станислава Комарова

1 августа 2005

В пятницу и субботу в Монреале были сокрушены еще три мировых рекорда. Авторами новых достижений стали американцы Аарон Пирсол, Иан Крокер и австралийка Лейсел Джонс.

Стася Комарова билась в истерике на бортике разминочного бассейна. На глазах у иностранцев, у тренеров российской сборной, у девчонок, которым всего через несколько минут предстояло с ней вместе снова выйти на старт - в комбинированной эстафете. Два года назад она тоже плакала после финального заплыва на дистанции 200 метров на спине. Но те слезы были объяснимы: в Барселоне Комарова, прекрасно готовая к выступлению, необъяснимо проиграла на финише сразу двум соперницам - американке Маргарет Хельцер и англичанке Кэти Секстон. Комаровой было безумно стыдно перед тренером (на ее золото в российской сборной рассчитывали даже больше, чем на успешное выступление 4-кратного олимпийского чемпиона Александра Попова) и, судя по лицу, отчаянно хотелось вернуть последние несколько минут назад.

Монреальские слезы были иными. Злой истерикой избалованного ребенка, не нашедшего под рождественской елкой того подарка, на который он рассчитывал.

БЕЗ НАГРАД, НО С ДЕНЬГАМИ

Беседуя со спортсменкой после летнего чемпионата России, к которому она точно так же не была готова, мне показалось, что Комарова наконец-то поняла: ее спортивное благополучие - исключительно в ее руках. Две недели сбора в Испании, где Станислава планировала потренироваться в бригаде Аркадия Вятчанина-старшего, должны были хотя бы приблизительно поставить все на места. Но получилось совсем иначе.

По словам Комаровой, против кандидатуры нового наставника категорически возразил ее прежний тренер Алексей Красиков. И плавать она продолжила в одиночку. Вятчанин на мой вопрос пожал плечами:

- Я не сумел перед отъездом переговорить с Красиковым - он в очередной раз лег в больницу. Но, думаю, мы бы нашли общий язык в отношении Стаси. Программу тренировок на последние две недели перед чемпионатом мира, которую составил для Комаровой Геннадий Турецкий, передал ей я. Однако видел, что она выполняет ее не очень старательно. Ко мне она за время сбора не подошла ни разу, не посчитала нужным даже объяснить, что произошло. Я тоже особо не настаивал, хотя и понимал, что никакого результата в Монреале при таком отношении к делу быть просто не может.

Сохранять лицо Комарова пыталась вплоть до финального субботнего заплыва. Она не попала в финал на стометровке (девятое время), но заметила при этом, что чувствует себя в воде гораздо более уверенно, чем на российском чемпионате и что «сотня» просто не ее дистанция. Полуфинальная 200-метровка прошла относительно успешно: спортсменка финишировала с четвертым результатом - 2.11,58. Однако в финале, когда соперницы со старта включили более высокие скорости, а Комарова интуитивно попыталась не отстать, она осталась лишь шестой с более чем посредственным временем 2.12,03. Повторения личного рекорда (его россиянка зафиксировала два года назад - 2.09,39) хватило бы на серебряную медаль.

Рассчитывать хоть на чье-то сочувствие Комаровой было трудно. За время между российским первенством и мировым вице-чемпионка Олимпийских игр успела восстановить против себя всю команду. По словам тренеров, заключительный этап тренировок Комаровой и Дмитрия Коморникова напоминал больше медовый месяц, чем подготовку к чемпионату мира. В итоге плохо проплыли оба, хотя 1.00,66 Коморникова на «сотне» брассом - второстепенной для Дмитрия дистанции - стали своего рода достижением.

Приехав в Монреаль, Станислава устроила еще один демарш: по личной инициативе подписала персональный спонсорский контракт на четыре года с крупным итальянским производителем спортивной экипировки - фирмой Diana. Незадолго до этого Комарова отказалась перезаключить договор с российской федерацией плавания, объяснив это так: «Они не платят денег».

Отношения пловцов и национальной федерации у нас давно уже стали сложной и болезненной темой, и лично я поостереглась бы, не зная подробностей, вставать на ту или иную сторону. Но уж где точно не следовало бы выдвигать финансовые претензии, так это на чемпионате мира. Хотя бы потому, что невозможно настраиваться на высокий результат, думая при этом о том, сколько и где тебе недоплатили.

Diana, собственно, поступила по тому же принципу, которым многочисленные фирмы-спонсоры в теннисе когда-то руководствовались по отношению к Анне Курниковой. Красивая, привлекательная для фотографов девушка, почти что фотомодель... На рекламный щит изображение такой повесить - одно удовольствие. Тем более что итальянская фирма по сравнению с такими китами плавательного мира, как Arena и Speedo, - небольшая и не настолько богатая, чтобы предлагать спортсменам по-настоящему серьезные деньги. Масштабных звезд помимо своих, итальянских привлечь не в состоянии. Так что на безрыбье... Тем более что вплоть до субботы на Комарову продолжали смотреть как на спортсменку, способную бороться за высокие места.

Когда-то так смотрели и на Курникову...

Учитывая состояние Станиславы, которой в эстафете отводилась роль главной ударной силы, надеяться на успех в этом виде программы не приходилось. Реальность оказалась еще более удручающей: Наталью Сутягину стартовавшую на этапе баттерфляем, дисквалифицировали за неодновременное касание бортика руками.

Аналогичный прокол произошел в четверг у Отилии Едржечак (это было хорошо видно при телеповторах), но на него закрыли глаза - слишком восхитительными получились и финиш, когда полька выиграла всего ничего - 0,04 у австралийки Джессики Шиппер, и итоговый результат, перекрывший мировой рекорд. Да и чему тут удивляться? То, что можно простить рекордсменке мира, совершенно необязательно спускать с рук заштатной команде-аутсайдеру.

УБЕГАЮЩИЕ РЕКОРДЫ

Два года назад результат 22,16, который в субботу на дистанции 50 метров вольным стилем показал Андрей Капралов, принес бы серебряную медаль чемпионата мира в Барселоне. В Монреале сильнейший российский спринтер остался пятым.

Южноафриканцу Роланду Скуману не хватило совсем немного, чтобы обновить рекорд Попова. Но куда больше впечатлило не время победителя - 21,69, а то, что быстрее 22 секунд «полтинник» проплыли сразу три спортсмена. И все трое превысили рекорд чемпионатов мира, принадлежавший до субботнего вечера Попову.

На медаль (как минимум бронзовую) рассчитывали еще два российских пловца - Игорь Марченко и Евгений Коротышкин на стометровке баттерфляем. Накануне казалось, что недосягаемых соперников в этом финале будет два - Иан Крокер и Майкл Фелпс. Экс-рекордсмен мира Андрей Сердинов честно признался, что к выступлению не готов - слишком много проблем возникло в украинской сборной в послеолимпийском сезоне. Наши, напротив, были полны оптимизма.

- Мне понравилось, как я проплыл в полуфинале, - сказал в пятницу Коротышкин. - Почти не сомневаюсь, что в субботу проплыву на свой лучший результат (личный рекорд Коротышкина - 52,46. - Е.В.). Ну а если учесть, что остальные плывут не так быстро, как на предыдущем чемпионате мира, то бороться с ними вполне реально.

Марченко от прогнозов ушел, заметив лишь:

- Бороду завтра сбрею - специально для телевидения, чтобы картинка красивой была. Мы с Коротышкиным, помимо всего прочего, за место в эстафете в финале бороться будем.

После заплыва, в котором американец Иан Крокер установил мировой рекорд, Марченко, опередивший Коротышкина, но финишировавший четвертым, сказал:

- Все объяснимо на самом деле. После Олимпийских игр я дал себе немножко отдохнуть. Недостаточно тренировался. Не особенно концентрировался на соревнованиях, на которых выступал. С таким подходом сейчас рассчитывать не на что. Может быть, не стоило до такой степени выкладываться в полуфинале. Хотя когда перед чемпионатом мира я работал с Геннадием Турецким, он постоянно говорил мне, что выкладываться надо всегда. Лишь тогда есть шанс выйти на более высокий результат. Что касается Крокера, он меня удивил. Я знал, что он хорошо ныряет на старте, но чтобы так, словно моторная лодка... В голове не укладывается! Как и его результат.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru