Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2003 - Барселона (Испания)

ПОПОВ ОПЯТЬ БЫСТРЕЕ ВСЕХ!

Питер ван ден Хугенбанд и Йан Торп

Фото © Александр Вильф
на снимке: Питер ван ден Хугенбанд и Йан Торп

28 июля 2003

В предпоследний день чемпионата мира в бассейне «Сан Жорди» было установлено еще три мировых рекорда. Четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов выиграл золото на дистанции 50 м вольным стилем, а Станиславе Комаровой досталась бронза на 200-метровке на спине. Перед заключительным днем соревнований в общем зачете по количеству золотых медалей российская команда делила первое место со сборной США.

В начале плавательного турнира чемпионата мира, когда Попов финишировал первым в эстафете 4х100 метров вольным стилем, большинство иностранных журналистов были почти единодушны в своих отчетах, написав: «31-летний пловец вновь доказал, что и в таком возрасте можно оставаться великим. Даже если ему никогда больше не удастся победить на индивидуальных дистанциях!»

Сейчас читать это как-то странно.

Третья победа российского пловца - в самом быстром заплыве чемпионата - стала ничуть не менее впечатляющей, чем двумя днями ранее на стометровке: Попов установил рекорд чемпионатов мира и единственный сумел финишировать быстрее 22 секунд.

ЦАРЬ, СЕРЕБРЯНЫЙ ЛИС, ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ

Заплыв на 50 метров вышел по-своему уникальным. Впервые в истории чемпионатов мира среди призеров не оказалось ни одного представителя США. Возможно, поэтому и англичанин Марк Фостер, и голландец Питер ван ден Хугенбанд, занявшие соответственно второе и третье места, выглядели ничуть не менее довольными, чем Попов.

Особенно радовался Фостер. Серебряный Лис (прозвище - дань не столько опыту, сколько совершенно седым вискам 33-летнего пловца) еще никогда не выигрывал медали на этой дистанции на мировых первенствах. Был шестым в олимпийском финале-92, седьмым - в Сиднее и на чемпионате мира2001 в Фукуоке.

А золотых барселонских медалей к последнему дню чемпионата у Попова оказалось не три, а четыре. Награду за стометровку пловец... разбил. Уронил, выходя из бассейна, и стеклянная сердцевинка вмиг покрылась трещинами. Это расстроило не только Попова. Не было, пожалуй, человека, у кого в голове бы не мелькнула суеверная мысль: «Не к добру». Исполнительный директор ФИНА, отчаянный болельщик русского пловца Корнель Маркулеску, немедленно помчался в офис Международной федерации плавания и спустя несколько минут вернулся с новым золотым кругляшом: «Вот. И старую тоже оставь себе. Пусть будет».

Кто-то из журналистов тут же высказал циничное предложение: подарить сломанную медаль Хугенбанду. Как символ разбитых золотых надежд. Голландец же к концу чемпионата словно смирился с тем, что Попов ему, увы, не по зубам. И что продолжать проигрывать российскому пловцу совсем не стыдно. О чем и сказал на пресс-конференции: «Горжусь, что именно я сумел победить Алекса на олимпийской стометровке. И тем, что достойно борюсь с ним сейчас. На самом деле бронзой ничуть не расстроен. В конце концов эти двое, - голландец кивнул в сторону Попова и Фостера, - на шесть лет старше. Посмотрим, что будет, когда они закончат плавать».

- Когда мы закончим, то будем отчаянно желать, чтобы в нашем возрасте ты хотя бы изредка оказывался там, где сидишь сейчас, - без промедления парировал англичанин. И зал сотряс гомерический хохот.

«Как вы относитесь к своему прозвищу - Царь»? - спросили Попова журналисты (редкая публикация после победы пловца на стометровке обошлась без этого слова).

- Как я должен к этому относиться? - пожал плечами Попов. - Не я ведь это придумал, а вы. Царь, Летучий Голландец, Серебряный Лис - вот они мы, перед вами. Есть еще и Торпеда. Какое прозвище дадите Майклу Фелпсу? Терминатор?

И снова зал зашелся в хохоте. Потом - еще раз, когда Попов, получив очередной вопрос, начал было говорить и вдруг, закрыв рукой микрофон, склонился к Питеру и с самым серьезным видом долго что-то с ним обсуждал, прежде чем закончить ответ. При виде этой идиллии даже не верилось, что всего пару-тройку лет назад не было в плавании двух более заклятых соперников.

- Как удается противостоять постоянному стремлению журналистов стравить вас с Поповым? - спросила я Питера после пресс-конференции.

- Было непросто, - признался он. - Особенно перед Играми в Сиднее. Доходило до того, что каждый раз, натыкаясь на фамилию Попова или встречая его в бассейне, я чувствовал, что меня начинает трясти от какого-то злобного напряжения. Но с этим чувством жить нельзя. Как бы жестко мы ни соперничали, Попов всегда будет моим кумиром. Он - совершенно выдающийся человек.

- Никогда не задумывались, что вам немного не повезло - родиться в его эпоху?

- Наоборот! Думаю, когда-нибудь мне станут отчаянно завидовать, что я не только соревновался с Поповым, но иногда и побеждал его.

Попов, выйдя из пресс-центра, направился в разминочный бассейн. Лишь тогда стало заметно, как сильно он хромает. Лицо периодически искажала гримаса боли.

- Что случилось?

- Колено... Видимо, защемило мениск - левая нога не выпрямляется. Даже не знаю, как поплыву в эстафете. И сумею ли поплыть вообще. С другой стороны, можно ведь и потерпеть. Немного осталось...

С.Комарова

Фото © Александр Вильф
на снимке: Станислава Комарова

СЛЕЗЫ НА БОРТИКЕ

Станислава Комарова проиграла. Едва выбравшись на бортик после заплыва на 200 метров на спине - того самого финала, куда российская спортсменка без труда отобралась с лучшим результатом в пятницу, она закрыла лицо ладонями и безудержно затряслась в рыданиях. Еще бы! Ведь именно с этим финалом российские тренеры связывали куда больше надежд, чем со спринтерскими заплывами Попова. Хотелось просто вычеркнуть из памяти последние 50 метров дистанции, где Комарову обошли не только англичанка Кэти Секстон, но и американка Маргарет Хельцер.

Стася продолжала плакать даже тогда, когда смешанную зону давно покинули все участницы заплыва. Она сиротливо сидела прямо на полу посреди коридора и на все слова утешения отчаянно мотала головой:

- Я же могла! После первой половины дистанции подумала: «Надо же, как хорошо плывется. И не устала совсем». А после 150 метров силы кончились. Косила глазами влево, на дорожку, по которой плыла англичанка, видела, как она уходит, и думала только о том, чтобы не расплакаться прямо в воде.

- Тренера уже видели?

- Он... Он... - Слезы, начавшие было подсыхать, хлынули с новой силой.

По невнятным междометиям и жестам становилось понятно: Алексей Федорович Красиков удара не выдержал. Ушел с трибуны сразу после неудачного выступления подопечной.

Уже потом, когда общее огорчение немного улеглось, можно было спокойно еще раз просмотреть протокол и понять: рассчитывать на победу было трудно изначально. Даже если бы Комарова повторила результат полуфинала, где проплыла с личным рекордом - 2.09,39, она все равно осталась бы третьей. Секстон показала 2.08,74. Хельцер - 2.09,24.

Бронзовой награде 17-летней спортсменки могли бы позавидовать многие пловцы российской сборной. Да, повторить успех предыдущего чемпионата мира, где Комарова выиграла на двухсотметровке серебро, ей не удалось. Но точно так же не удалось повторить результат двухлетней давности чемпиону Европы и бронзовому призеру Фукуоки Анатолию Полякову. В отличие от Комаровой, он даже не попал в финал своей основной дистанции - 200 метров баттерфляем. Как и Юрий Прилуков, причем на дистанции, где от него ждали золота, - 1500 м в/с. В предварительном заплыве он остался 10-м - лишь 15.17,26.

В категорию неудачников в Барселоне вообще попало немало знаменитых пловцов. Так, например, обладатель лучшего результата сезона 32-летний французский ветеран Франк Эспозито на дистанции 200 метров баттерфляем не сумел отобраться даже в число полуфиналистов, заняв лишь 27-е место.

Бронзовый призер чемпионата мира в Фукуоке Эмилиано Брембилла (400 м в/с) остался 16-м. Еще больше Италию повергли в траур провалы призера Игр в Сиднее Дэвида Руммоло (24-й результат на 200 метров брассом) и двукратного олимпийского чемпиона Доменико Фьораванти: в финальном заплыве на "сотне" итальянец с большим трудом занял шестое место, а на 200 вообще не попал в финал.

Среди тех, кто оказался на обочине барселонского праздника, не попав в финалы на основных для себя дистанциях, числились рекордсмены мира американцы Эд Мозес и Натали Куглин, шведы Ларе Фроландер и Йоханна Сьоберг. Что уж тут говорить о 17-летней девчушке!

Другое дело что Красиков, крайне редко ошибающийся в возможностях своих спортсменов, обмолвился до чемпионата, что в Барселоне ученица готова выйти на результат порядка 2.08,5. Сумей Комарова реализовать задуманное, золото было бы вполне реально.

Но этому помешало сразу несколько составляющих. Прежде всего - эмоции. Станислава так неприкрыто радовалась в полуфинале легкости, с которой преодолела дистанцию, что за день до финала словно летала на крыльях. Совсем не подозревая, что вместе с эмоциями уходят силы. На старте она выглядела, как тень. За сутки похудела до неузнаваемости. На вопрос: «Вы что, ничего не ели?» - лишь вздохнула:

- Не могла. От волнения кусок в горло не лез.

- А куда смотрел тренер?

- Я ему ничего не говорила. А сейчас даже возвращаться в гостиницу боюсь. Как теперь в глаза ему смотреть буду? Я же на самом деле была готова, как никогда. А получилось - все напрасно.

Услышав последние слова, ровесница Комаровой из украинской сборной, проходившая мимо, остановилась как вкопанная: «Ты что такое говоришь? Это же медаль! Медаль! Посчитай, сколько народу выступает. И сколько из них попадает в призеры. Нет, совсем с ума сошла!».

Каким трудом может даться даже бронза, украинцы почувствовали в субботу гораздо лучше, чем кто другой. Андрей Сердинов, установивший в пятницу рекорд мира в полуфинале стометровки баттерфляем, улучшил свой результат в финале почти на 0,2 и при этом остался третьим. В историю он вошел как самый кратковременный обладатель высшего достижения: рекорд мира был перекрыт американцем Майклом Фелпсом уже в следующем заплыве.

В тот же день 18-летний американец еще раз подтвердил претензии на звание главного героя чемпионата, установив рекорд мира в финале на 200 метров комплексным плаванием. А в субботу неожиданно был повержен на стометровке баттерфляем - в заплыве, который надолго останется в памяти тех, кто его видел.

ПРОМАХНУВШИЙСЯ ТЕРМИНАТОР

Категория «многостаночников» всегда считалась в плавании наиболее уважаемой. До сих пор окружены легендами имена Марка Спитца, выигравшего в олимпийском Мюнхене 7 золотых наград, семикратного олимпийского чемпиона Мэтта Бионди (5 золотых медалей американец привез из Сеула-88), немки Кристин Отто, в том же Сеуле одержавшей семь побед. То, что Фелпс скоро примкнет к этой когорте великих, очевидно уже сейчас. За два дня чемпионата американец обновлял мировые рекорды четыре раза. В полуфинале на двухсотметровке баттерфляем, затем - на сотне этим же стилем, еще дважды - в комплексном плавании.

Последнее из достижений выглядело наиболее фантастическим. В комбинированном заплыве на 200 метров в пятницу Фелпс показал 1.56,04 - на 1,48 быстрее своего же рекордного времени, зафиксированного в четверг.

Серебряную награду на этой дистанции (что стало еще одной сенсацией чемпионата) получил Иан Торп. При том, что в восьмерке финалистов выступал олимпийский чемпион Сиднея итальянец Массимилиано Росолино и экс-рекордсмен мира финн Яни Сивинен. Многие посчитали авантюру Торпа напрасной. Мол, не стоило распыляться. Тогда, возможно, результаты на основных дистанциях - 100, 200 и 400 метров вольным стилем - могли оказаться куда более впечатляющими. Австралиец же прокомментировал свое достижение в комплексном плавании просто:

- Не имеет значения, сколько золотых наград я увезу из Барселоны. Гораздо важнее понять, какое количество дистанций может оказаться мне по силам на Играх в Афинах. Считайте выступление здесь всего-навсего репетицией.

В субботу вечером не было никаких сомнений в том, что Фелпс выиграет третье золото и установит пятый рекорд мира. Кое-кто рисковал предположить, что Терминатор (к седьмому дню плавательного турнира это прозвище приклеилось к американцу намертво), возможно, совершит еще одну революцию - сумеет преодолеть «сотню» баттерфляем быстрее 50 секунд. Что с того, что до заветного рубежа почти полторы секунды? Одному богу известно, как быстро способен плавать этот парень.

К середине второго пятидесятиметрового отрезка Фелпс почти на корпус опережал ползущую по экрану синюю линию, обозначающую график мирового рекорда. Но вот линия наехала на спину, подкралась к плечам... А вместе с ней к рекордсмену мира совершенно неожиданно подобрался Иан Крокер, чей лучший результат на «сотне» баттерфляем до субботнего вечера составлял 52,21.

А вот потом произошла довольно распространенная в плавании вещь. Пока Фелпс двумя огромными крыльями тащил по воздуху руки в последнем без нескольких мгновений чемпионском гребке, Крокер одновременно с финишным ударом ногами успел воткнуть пальцы в электронный щит бортика на 0,12 быстрее - 50,98.

Четвертый результат Игоря Марченко в столь фантастической компании стал ничуть не меньшим достижением, чем медаль.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru