Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 2001 - Фукуока (Япония)

ЗАПЛЫВ В СТИЛЕ СТИВЕНА КИНГА

25 июля 2001

Иан Торп

Фото © Александр Вильф
на снимке: Йан Торп

Однажды о мастере детективного триллера Стивене Кинге написали: «В его романах нет потоков крови и раздробленных костей. Просто вдруг в пустом доме глухой ночью начинает ездить лифт. И волосы от ужасающего ожидания встают дыбом...».

Вспомнила я об этом тогда, когда на старт финала на 800 метров вольным стилем вышел Иан Торп. Вышел через несколько минут после полуфинального заплыва на двухсотметровке. Там австралиец соревновался с рекордсменом мира Питером ван ден Хугенбандом, уступил ему право коснуться стенки первым, но не расстроился. Надо было дождаться стайерского финала, чтобы понять, почему.

Торп стартовал по соседней дорожке с соотечественником - Грантом Хэккетом. И с самого начала стал очевиден ужас происходящего. Хэккет не плыл - отчаянно спасался, как раненый человек от голодной акулы. Молотил руками по воде, напрягая все силы. «Акула» лениво плыла рядом, выжидая момент для броска. Уже потом главный статистик Международной федерации плавания подсчитает, что на каждом 50-метровом отрезке Торп делал по тридцать гребков. Такого показателя больше нет ни у одного пловца - даже те, кто специализируется на самой длинной, полуторакилометровой дистанции, работают руками чаще. Стиль впечатлял: было очевидно, что, с точки зрения Иана, легкой смерти его соперник не заслужил: смерть будет хоть и внезапной, но крайне унизительной.

Так и получилось. После того как были пройдены 700 метров дистанции, Торп «включил» ноги - и Хэккета не стало. Серебро он получил. Но пережитое унижение и желание провалиться сквозь землю читались на лице спортсмена гораздо сильнее, чем какие-то иные чувства.

Рекорд мира, установленный при этом чемпионом, потряс публику гораздо меньше, чем зрелище кровожадной расправы. Люди, четверть часа назад утверждавшие, что на двухсотметровке Торп, несмотря на невероятный талант, еще не готов на равных бороться с голландцем, предпочли вслух взять эти слова обратно и для начала дождаться финала.

История не знала случаев, чтобы пловец одинаково сильно плыл как спринтерские, так и стайерские дистанции. Но уже после первых трех дней чемпионата в Фукуоке приходилось признать: история еще не знала такого пловца, как Торп.

Впечатление, оставленное австралийцем, затмило все остальное. В том числе, пожалуй, и победу Романа Слуднова. В конце концов, после его мирового рекорда в полуфинале мало кто сомневался в судьбе золота на стометровке брассом. Тем более что в том рекордном заплыве Слуднов, оказавшийся рядом с экс-рекордсменом мира Эдом Мозесом, морально американца убил. В финале, несмотря на лучшее промежуточное время, тот не сумел удержать даже серебра - уступил его олимпийскому чемпиону Сиднея Доменико Фиораванти.

- Мы с тренером ставили задачу проплыть дистанцию, как в полуфинале, - сказал после победного заплыва Роман Слуднов. - Понимали, что этого будет достаточно, чтобы выиграть. Но выплыть из минуты не получилось. Все-таки накануне я дважды прошел дистанцию на пределе. Никогда еще так не плавал - и оказался не готов к тому, чтобы еще раз побить рекорд мира. Но в финале главное не результат, а победа, так ведь?

- О чем вы думали, поднимаясь на стартовую тумбочку?

- Много чего в голову лезло. Что наш новый гимн наконец услышу...

- По ходу дистанции удавалось контролировать соперников?

- Видел только американца Эда Мозеса. После поворота отметил, что он, как обычно, на полкорпуса впереди и что уже не сможет прибавить.

- Если бы было нужно, смогли бы сами прибавить на финише?

- Думаю, что нет. Плыл на пределе и выложился полностью.

- Удар руками по воде после финиша был жестом победного восторга или разочарования от того, что не удалось разменять минуту?

- Восторга, конечно. Рекорд накануне вообще-то получился незапланированным. Хотя знаю, что сегодня его уже многие ждали.

- Проснувшись утром, вы чувствовали себя будущим победителем?

- Напротив, разбитым был. Вроде не нервничал особо, но третью ночь подряд почти не спал.

- Но хоть немного были уверены в победе?

- Уверенным можно быть только на чемпионате России. На чемпионате мира может произойти все что угодно…

Сенсация российского масштаба случилась в заключительном заплыве дня. Анатолий Поляков завоевал бронзу на дистанции 200 метров баттерфляем. В этом заплыве был установлен еще один мировой рекорд. Американец Майкл Фелпс показал результат 1.54,58. Такое время Полякову было не по зубам. Если честно, от него вообще не ждали медали, исходя из того, что личный рекорд пловца, показанный на Играх в Сиднее, - 1.56,34. Но вчера Анатолий проплыл намного быстрее - за 1.55,68.

- Я хотел по мере сил держаться за лидерами, - признался Поляков сразу после финиша. - Хотя бы для того, чтобы улучшить собственное время и не испытывать чувства вины перед тренером - Ириной Германовной Вятчаниной. Ее в Фукуоку не взяли, и я впервые на столь крупных соревнованиях оказался один. После полуфинала почти уверился в том, что вообще не готов выступать. Настраивался проплыть за минуту 55 секунд, выложился полностью, а результат при этом был 1.57.3. Но в финале после третьего поворота, когда увидел, что догоняю лидеров, понял, что такого шанса, может быть, у меня больше никогда в жизни не будет. И решил его не упускать. Я даже не знаю, что еще сказать. Просто очень счастлив.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru