Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат Европы 2000 - Хельсинки (Финляндия)

ЗОЛОТО ВЧЕРАШНИХ ЮНИОРОВ НАКАНУНЕ ОЛИМПИАДЫ

Роман Слуднов

Фото из архива Елены Вайцеховской. На снимке Дмитрий Коморников

8 июля 2000

Золотые медали недавних юниоров - 20-летнего Анатолия Полякова и 18-летнего Дмитрия Коморникова, завоеванные в баттерфляе и брассе, - напомнили чемпионат Европы почти 10-летней давности. Тогда, в 91-м, все поглядывали на советскую сборную, состоявшую большей частью из малолеток-несмышленышей, довольно снисходительно. Но лишь до старта. Из Афин с первым европейским золотом вернулись 19-летние Александр Попов и Владислав Куликов, 17-летний Евгений Садовый, все мужские эстафеты. Причем побеждали там ребята настолько убедительно, что становилось понятно: они пришли всерьез и надолго.

Ирину Вятчанину, тренера Полякова, я обнаружила в четверг утром в компании Дениса Панкратова. Они оживленно обсуждали, как выяснилось, возможности Анатолия. Панкратов довольно авторитетно убеждал Ирину в том, что ее ученик не обладает какими-то особенно выигрышными в баттерфляе качествами. Но при правильной работе вполне может показать результат порядка 1.56,0 на 200-метровке (рекорд мира самого Панкратова на этой дистанции был 1.55,22). Вятчанина же считала, что Поляков способен плавать быстрее.

- Пытаетесь поссориться? - поинтересовалась я.

- Нет, - вполне мирно ответил Панкратов. - Просто опираюсь на свои знания, которые получил за 18 лет работы. Если выяснится, что я не прав, начну прислушиваться к тому, что говорит Ирина Германовна, более внимательно.

В Хельсинки, кстати, Панкратов и Поляков постоянно тренировались вместе. Начиная с сентября прошлого года Денис готовился к сезону самостоятельно, но на соревнованиях частенько просил Вятчанину помочь: засечь время на отрезках, что-то подсказать. Ирина не возражала. Более того, посчитала, что ее собственному ученику такой пример перед глазами принесет пользу. Да и самой ей были явно интересны дискуссии с двукратным олимпийским чемпионом. Хоть Поляков и стал абсолютным чемпионом России, победив Панкратова на двух дистанциях баттерфляем, международных успехов, за исключением 3 побед на юниорских чемпионатах Европы и бронзы в прошлом году в Стамбуле, у Анатолия не было. И вот в четверг он выиграл взрослое первенство континента.

Эта золотая медаль завела остальных. Пока Поляков давал свою первую серьезную пресс-конференцию, за золото в брассе на 200-метровой дистанции бился Дмитрий Коморников.

В феврале спортсмен должен был выступать на этапе Кубка мира в Берлине, но неожиданно заболел. Перенесенный на ногах грипп (тогда Дмитрию сбили аспирином высокую температуру) дал осложнение, в результате которого Дмитрий вообще перестал тренироваться и пропустил зимний чемпионат России. В то время казалось маловероятным, что он успеет подготовиться к летним стартам.

Тренер Коморникова Вячеслав Лукинский рассказывал:

- Мы думали только о том, чтобы вылечиться, поставить Димку на ноги. А это никак не удавалось. Полтора месяца он не был в бассейне. Я ругал себя последними словами за то, что не дал ему просто переболеть. Попытки быстро вылечиться привели к тому, что температура 37,2 держалась месяц. В Москве Коморников прошел 3 полных диспансеризации, во время которых врачи проверили все что можно, но так и не поняли, в чем дело. В таком состоянии мы поехали на восстановительный сбор в Туапсе. И там в какой-то глухой деревне пожилая женщина-врач сделала Димке снимок и ужаснулась: сильнейший гайморит! С одной стороны носовая пазуха была полностью забита, с другой образовался сильный отек. Стали колоть антибиотики, что вызвало обычную реакцию - слабость. Димка не мог пошевелить ни ногой, ни рукой. Более или менее в норму его привели лишь на сборе в Волгограде: промыли и прочистили пазуху, витаминами накачали, он прогрелся на солнышке и потихоньку стал раскупываться.

- Чувства ужаса в эти месяцы не испытывали?

- Руки, честно скажу, в какой-то момент опустились. Думал только о том, что мы не успеем отобраться на Олимпиаду. Сами же Игры казались чем-то совсем нереальным. Но отбор удался, и Димка стал оживать на глазах. Не могу сказать, что он паниковал, однако желания соревноваться я у него не видел. Раньше выходил на старт - аж искры сыпались! А в Москве на чемпионате России после годичного перерыва в выступлениях поначалу полностью растерялся. Я еле-еле в чувство его привел.

- Как Коморников воспринял мировые рекорды Романа Слуднова, установленные в марте на чемпионате мира в 25-метровом бассейне?

- Спокойно. А я вот дернулся, подумал: все, что мы пропустили зимой, придется наверстывать с помощью предельно форсированной работы - ведь на юниорских-то соревнованиях они со Слудновым на равных плавали. Дима же, наоборот, вел себя так, будто ничего особенного не произошло. Сам пришел: «Слышали уже? Молодец Рома...». Иногда Димка меня просто удивляет. Нервы у него железные. Канаты.

- Система с полуфиналами, по которой проводится чемпионат в Хельсинки, Коморникову на руку или, как для многих других, она для него чересчур тяжела?

- Ему подходит. Димка молодой, легкий. Меньше затрачивает сил в предварительных соревнованиях, быстрее восстанавливается, чем великовозрастные и массивные спортсмены.

- Какие задачи вы ставили себе накануне Хельсинки?

- Просто стартовать. Но когда приехали и посмотрели, как плывут соперники, а они выглядели похуже Димки, я сказал ему: можно и с медалями домой уехать. Жалко, что 100 метров проиграли. Можно было бы побороться.

- А что помешало?

- Димке проще соревноваться на 200-метровке. На сотне не хватает скорости. Там нужно разгонять массу тела, а Димка, повторяю, легкий - всего 67 кг . Пока сопротивление воды одолеешь... Однако на Играх мы еще поборемся. За участие в эстафете.

- Но ведь есть Слуднов?

- В прошлом году не раз получалось так, что на отборе сильнее был Рома, а основной старт в эстафете доверяли Диме. Это я к тому, что мы не собираемся сдаваться раньше времени. Будем работать.

- Переход с юношеского уровня на взрослый дался Диме тяжело?

- Нет. В прошлом году он с юношеского первенства приехал в Стамбул на взрослый чемпионат Европы - и сразу стал большим.

- Что в его характере вас больше всего раздражает?

- По-русски сказать?

- Попробуйте...

- Упертый он, как баран. Если что решил, значит, так и будет. Ни уговоры не помогают, ни ругань. С другой стороны, меня удивил здесь один момент. Я хотел было Димку отругать за то, что он в предварительном заплыве 2.15,6 сделал. Быстро это очень, ни к чему, на мой взгляд. Когда я на трибуне по этому поводу бушевал, меня услышал Попов. И сказал: «Не надо ничего говорить. Димка все правильно делает. Он - мужик». Не поверите, я даже гордость почувствовал.

ВТОРОЙ ФИНСКИЙ ТРИУМФ САУТИНА

Четвертую золотую медаль для России в пятницу завоевали после синхронных прыжков с 10-метровой вышки Дмитрий Саутин и Игорь Лукашин. На Саутина в Хельсинки легла самая большая нагрузка - он выступал в 4 видах программы! А вот Лукашин ждал вчерашний старт с нетерпением. В синхроне на чемпионатах Европы он до этого участвовал дважды: в 97-м был вторым в паре с Александром Варламовым, а в прошлом году в Стамбуле получил серебро с Владимиром Тимошининым.

В нынешнем сезоне все шло к тому, что в Сиднее в этом виде программы россияне выступать не будут. Однако на мартовском этапе «Гран-при» в Германии Лукашин и Саутин шутки ради решили провести парную тренировку. А когда стало получаться, заявились на соревнования. И выиграли, набрав на 20 с лишним баллов больше, чем вчера в Хельсинки. Так Саутин приобрел еще одну «головную боль» в виде дополнительного старта в Сиднее, Лукашин - великолепного партнера, а Россия - шанс на медаль, который был реализован в Финляндии как нельзя лучше.

Между прочим, по словам Дмитрия, синхронные прыжки с вышки отнимают гораздо меньше сил, чем на трамплине снаряде весьма коварном и технически очень сложном. Интересно, что, выступая с Саутиным и пытаясь изо всех сил соответствовать уровню олимпийского чемпиона, и Лукашин, и партнер Дмитрия на трамплине Александр Доброскок стали гораздо стабильнее и чище выступать в своих индивидуальных видах.

Традиционно сильный немецкий дуэт на сей раз остался без медалей. Наиболее титулованный и опытный в сборной Германии Ян Хемпель получил травму, и его место всего за два дня до старта занял Франк Дюффер.

Серебро получили украинцы Роман Володьков и Александр Скрипник, проигравшие чемпионам более 30 баллов. Несмотря на это, Роман заметил, что они сражались исключительно за золото, однако им немного не повезло. И считать эти слова нахальством вряд ли стоит: ведь синхронные прыжки отличаются от обычных тем, что в них все увеличивается вдвое: и сложность, и удовольствие от выступления, и зрелищность, и возможность проиграть.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru