Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Игры доброй воли 1998 - Прыжки в воду

НЕСБЫТОЧНЫЙ ВАРИАНТ, КАК НИ СТРАННО, СБЫЛСЯ

Лаура Уилкинсон

Фото © Reuters
На снимке Лаура Уилкинсон

28 июля 1998

К состязаниям на 10-метровой вышке у женщин организаторы Игр доброй воли допустили лишь одну российскую спортсменку - Ольгу Христофорову. Все попытки тренеров выбить еще одно место для дебютантки соревнований Ольги Шибановой успехом не увенчались: американцы совершенно справедливо заметили, что на вышке россиянки давно уже не показывают результатов.

Ждать чего-либо от Христофоровой в Нью-Йорке тоже, собственно, не приходилось. Даже поверхностного взгляда было достаточно, чтобы увидеть: у прыгуньи - проблема с весом. А на 10-метровой вышке лишний вес автоматически влечет за собой проблему с прыжками: на жесткой поверхности резко возрастает нагрузка на ноги, исчезает высота отталкивания, и остается думать не о том, как подготовиться ко входу в воду, а о том, хватит ли времени выполнить все элементы прыжков. Особенно - произвольных.

В довершение Ольга на последнем тренировочном сборе в Вашингтоне получила психологическую травму - зацепилась за вышку при выполнении одного из произвольных прыжков. Удар был несильным, но в таких случаях спортсмен на какое-то время неизменно начинает страховаться - прыгать чуть дальше от снаряда, чем требуется. Траектория прыжка меняется, и это в итоге ломает технику.

С 10-метровой вышкой в прыжках в воду связан один из самых трагических случаев в спорте: в 1985 году на Универсиаде в Эдмонтоне на этом снаряде разбился советский прыгун Сергей Шалибашвили. Выполняя новый по тем временам и сложнейший даже по современным понятиям прыжок - три с половиной оборота назад из передней стойки, спортсмен ударился головой о край платформы. Удар, усугубленный скоростью вращения, бьл таков, что повлек за собой перелом основания черепа, и Шалибашвили скончался в больнице.

Тот случай заставил многих прыгунов отложить усложнение программы на неопределенное время. В отличие от трамплина, где сложность прыжков возрастает с каждой новой модификацией подкидной доски, вышка - вид довольно консервативный. Но менее сложно прыгать с 10 метров вниз от этого не становится. «Чтобы не испытывать страха, нужно иметь или феноменально крепкую нервную систему, или совсем не иметь мозгов», - заметила еще много лет назад Татьяна Петрухина - тренер первого советского олимпийского чемпиона Владимира Васина. Действительно, можно сколько угодно спорить о том, где сложнее выступать - на вышке или на трамплине, но на первом из названных снарядов, особенно у женщин с их более слабой нервной системой, практически нет примеров чемпионского долгожительства - сгорают нервы.

По довольно распространенной теории, которая частенько подтверждается практикой, наибольшее преимущество на вышке имеют спортсменки не старше 14-15 лет. Во-первых, в этом возрасте еще нет никаких проблем с весом: при больших нагрузках формирование фигуры у спортсменок начинается несколько позже, чем у их неспортивных ровесниц. Во-вторых, азарт состязании напрочь перекрывает у детей чувство самосохранения: учить сложные прыжки после 16 становится гораздо страшнее.

Быстрее, чем где-либо, эту теорию усвоили в Китае. Спортсмены этой страны генетически имеют мелкую и сухую конституцию, тренироваться начинают очень рано и, если не показывают первые серьезные результаты к 14 - 15 годам, как правило, исчезают из спортивных школ навсегда - слишком велико количество занимающихся прыжками в воду, лучшие из которых примерно в этом возрасте и попадают в сборную.

Два таких юных дарования - Сан Сюе и Цай Юйянь выступали в воскресенье против «остального мира». Специалисты склонялись к тому, что соперничать с китаянками, а особенно с Юйянь, имевшей самый высокий коэффициент сложности произвольных прыжков, на вышке будет бесполезно.

Честно говоря, верить не хотелось: среди «остальных» была чемпионка мира-98 украинка Елена Жупина, за которую в равной степени болели и украинцы, и россияне. После пяти серий (четырех обязательных попыток и одной произвольной), когда только начинается серьезное соперничество, Жупина была третьей, проигрывая Цай Юйянь почти 15 баллов. Христофорова шла на седьмом месте: первый же ее произвольный прыжок оказался слишком тяжелым и «грязным». Следом Оля таки справилась со страшными для нее тремя с половиной оборотами вперед из задней стойки, но не настолько хорошо, чтобы намного продвинуться наверх.

А вот для лидеров после шести попыток ситуация повернулась совсем непредсказуемо: Цай Юйянь, неплохо сделав винтовую комбинацию, ошиблась при входе в воду, Жупина таким же прыжком, но блестяще выполненным, мгновенно отыграла 15 баллов, ее отставание от китаянки сократилось до сотых долей балла, но вперед обеих спортсменок неожиданно вышла американка Лаура Уилкинсон, с которой даже американские тренеры не связывали никаких надежд.

Крупная, мощная, но очень грубая в движениях американка была в сумасшедшем ударе - она абсолютно вертикально и беззвучно «гасила» все входы в воду, заставляя судей мгновенно забыть о более ранних впечатлениях.

Если бы меня спросили, что способно вернуть американским прыжкам в воду утерянную в последние годы популярность, то, пожалуй, я назвала бы победу на женской вышке самым беспроигрышным, но и самым несбыточным вариантом. Однако начиная с восьмого прыжка эта победа замаячила реальнейшим образом.

После семи попыток Уилкинсон на один балл опережала китаянку и на 12 - украинку. Цай Юйянь все еще могло вьшести в чемпионы солидное преимущество в сложности. Жупину не спасало от поражения уже ничто, кроме ошибок соперниц, - по сумме коэффициентов оставшихся двух прыжков она прилично уступала главным соперницам. К тому же предпоследняя, восьмая попытка оказалась не самой удачной - и это отодвинуло чемпионку мира на четвертое место. А Уилкинсон продолжала потрясать публику. К последнему прыжку зал уже болел только за нее. Как выяснилось - не зря.

«Я почему-то чувствовала с самого утра, что день сложится удачно, - говорила чемпионка после соревнований. - И безумно рада, что у меня все получилось. Хотя до сих пор не верю в свою победу».

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru