Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Плавание - Кубок мира 1996

ВРОВЕНЬ С ПОПОВЫМ НЕ ВСТАТЬ, ДАЖЕ ПОБЕЖДАЯ ЕГО

Клаудиа Полл

Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Клаудиа Полл

9 февраля 1996

Пофарти судьба чуть побольше российским пловцам, в заключительный день седьмого этапа Кубка мира у них вполне могли бы быть целых три золотые медали: Алексей Степанов, Денис Пиманков и Александр Попов после утренних заплывов возглавили свои финальные группы. Но общеизвестно, что именно утром все сильнейшие плывут вполруки». С этой точки зрения, стопроцентно прогнозировалась лишь одна золотая медаль - Попова - на дистанции 50 метров вольным стилем. Но...

Рекордсмен мира в «дважды коротком» баттерфляе (на дистанции 50 метров в 25-метровом бассейне) Марк Фостер, обыграв Попова, был абсолютно, сказочно счастлив. Мы с ним познакомились год назад, на этапе Кубка мира в Гельзенкирхене. Тогда Фостер, выиграв «полтинник» вольным стилем (Попова дисквалифицировали за фальстарт), сказал о сопернике:

- Мы можем плавать как угодно быстро, но никогда не встанем вровень с Алексом. Поэтому лично для меня каждая победа над ним - событие.

Попова Фостер побеждал (включая итальянский этап) дважды. Ни разу - в 50-метровом бассейне. Собственно говоря, со времени Олимпийских игр-92 лишь одному пловцу на дистанции 50 метров удалось приплыть к финишу первым - литовцу Раймундасу Мажуолису. В Империи после спринтерского заплыва Фостера час продержали на пресс-конференции, а потом он подошел ко мне сам:

- Вы, наверное, расстроены? Но вы знаете Алекса, и, я уверен, поймете, как сейчас счастлив я. У меня было несколько соревнований за последний месяц - все второстепенные - среди английских клубов. Но, думаю, за это время мне удалось набрать неплохую форму. Так что в Гельзенкирхене я сделаю все, чтобы не сидеть, как бывает чаще, в наблюдателях чужой победы.

Ожидаемого расстройства в глазах Попова я не увидела, более того. настроение у него было значительно лучше, чем после предыдущей победы на «сотне», где Александр проиграл 0,13 секунды своему парижскому результату.

- Мне понравилось, как я плыл, - сказал он, не дожидаясь моего вопроса. Засиделся на старте, прозевал поворот, но зато поймал ход: результат-то выше, чем был во Франции. А значит, в Гельзенкирхене я должен совсем по-другому проплыть и 100 метров. Кстати, я уже пожалел, что на этих этапах заявился только на своих дистанциях. После первого дня звонил в Австралию Геннадию Турецкому, так он тоже сказал, что надо было бы проплыть и на спине, и, может быть, баттерфляем. Результат-то для меня здесь не важен, - важно прочувствовать соревновательную обстановку. А в нее тем быстрее втягиваешься, чем чаще стартуешь.

- Выступать в плавании на спине на отборочном к Олимпиаде чемпионате России вы еще не передумали?

- Нет. Более того, очень рассчитываю, что третья индивидуальная дистанция значительно активизирует мой интерес к плаванию вообще: выигрывать кролем я слишком уж привык.

У двух других претендентов на медали - Пиманкова и Степанова привычка побеждать выработаться просто не могла: не было побед. Единственное в жизни золото Степанов получил в 1992 году. Евгений Садовый выиграл олимпийские 200 и 400 метров вольным стилем в Барселоне, а 16-летний Степанов, выступавший на тех же дистанциях на юниорском первенстве Европы, был первым на дистанции 400 метров и третьим на 200. Только тогда ему и в голову не могло прийти, что через четыре года в сборной России он, заменив трехкратного олимпийского чемпиона, станет главной надеждой страны именно на этих дистанциях.

Несмотря на тяжелейший тренировочный сбор и акклиматизацию, на то, что по решению тренеров ребят не стали даже брить перед стартом, Степанов в Италии стал единственным, кто на обеих дистанциях улучшил свои личные рекорды. В медальном эквиваленте это равнялось золоту и серебру.

- У меня до этого сезона как-то не складывалось выступление на соревнованиях, - рассказывал он. - на чемпионате мира в Риме в 1994 году я не попал в финал, в прошлом году на чемпионате Европы был пятым на дистанции 400 метров; проиграл Штефану Цесснеру, Андерсу Хольмерцу, Полу Палмеру и Пьеру Сицилиано - тому, у которого здесь эту дистанцию выиграл. В Вене я проплыл по своему лучшему результату, но понимал, что проигрываю главным образом из-за недостатка опыта международных соревнований. Практически никогда не знал, как будут плыть соперники: как уходить со старта, когда ускоряться. Кстати, точно так же я понятия не имел, чего здесь ждать от Трегера.

- Если бы вам представилась возможность заново проплыть дистанцию 200 метров, вы бы избрали другую тактику?

- Да. 400 метров я плыл сначала за Сицилиано - сил почти не тратил, а к финишу чуть прибавил. А 200 слишком быстро начал. Трегер, кстати, тоже. Но на второй половине дистанции он «встал», я я уже не мог прибавить. Но все равно доволен.

Денис Пиманков был доволен своим выступлением в значительно меньшей степени. Если второе место Степанова объяснялось прежде всего недостатком опыта (точнее, колоссальным опытом 26-летнего Трегера), то победитель в баттерфляе, немец Томас Руплрат на два года моложе Пиманкова. И выиграл только за счет того, что в последнем гребке более активно бросил руки на финишную стенку: до этого они с Денисом шли «ноздря в ноздрю».

- Как можно быть довольным своим результатом, если это - не первое олимпийское место? - пробурчал Пиманков в ответ на мои поздравления. «Это вы говорите при живом Панкратове?» - удивленно переспросила я, на что Пиманков насупился еще больше. Но тут же улыбнулся:

- Я же серьезно плаваю всего несколько лет, с того момента, как переехал в Омск из Свердловска - учиться - и стал тренироваться у Валерия Бачина. Правда, родился я в Омске, так что там многие меня считают своим. Бачин во многом сломал мою психологию, но пока не до конца.

- В смысле?

- В том смысле, что пока я чаще второй. Вторым был и на недавнем чемпионате мира в короткой воде. Там мне пришлось почти час ждать старта - у организаторов что-то сломалось, нам ничего не объяснили, и я пошел в тренировочный бассейн - купаться. На старт меня вызвали совершенно неожиданно.

- Поэтому и остались вторым?

- Не поэтому, конечно: в конце концов плыли в одинаковых условиях...

- 100 метров баттерфляем -ваша основная дистанция?

- Да. Но на Играх доброй воли в 1994 году я плыл 200 метров: на чемпионате России сделал два фальстарта на «сотне», и меня дисквалифицировали. С тех пор со старта я ухожу в числе последних.

- В Италии вы выступали и на двух дистанциях вольным стилем, но не попали в финал. Это тоже вас расстроило?

- Нет. Кролем мне плыть гораздо тяжелее. Но пробую, хочу отобраться в олимпийскую эстафету 4x100 метров вольным стилем. Меня вообще не расстроили результаты, которые я здесь показал: в Сьерра-Неваде, где мы тренировались до того, как приехать на Кубок, я заболел - три дня держалась очень высокая температура. Соответственно пришлось форсировать подготовку, и на отдых времени совсем не осталось. Последнюю дистанцию плыл «на зубах»: еле-еле контролировал, что делаю в воде. Но все равно и мысли не допускал, что могу проиграть.

- Волновались сильно?

- Я редко волнуюсь - не остается времени. На протяжении заплыва всегда считаю, сколько гребков делаю на первом отрезке, сколько ударов ногами - на втором...

- Откуда столь профессиональный подход к делу?

- Только от тренера. Правда, он любит говорить, что настоящий класс пловца проявляется только тогда, когда он может прибавить на любом участке дистанции, независимо от того, с какой скоростью плывут соперники. Я же пока этому не очень научился.

Абсолютным рекордсменом по количеству выигранных медалей в Италии стал чемпион и рекордсмен мира в 25-метровом бассейне австралиец Фил Роджерс: он был сильнейшим на дистанциях 50,100 и 200 метров брассом. У женщин наиболее впечатляющими (не столько результатами, сколько легкостью, с какой это делалось) были победы в «среднем» кроле костариканки Клаудии Полл. В этом году она решила выступить всего на двух этапах - в Париже и Империи - в связи с тем, что в Коста-Рике очень рано проводится отборочный национальный чемпионат. И там и там Полл сделала дубль. Ее тренер, который не отпускает от себя спортсменку ни на одни соревнования, был абсолютно счастлив.

Кстати, Полл относится к тем пловцам, про которых вполне можно сказать поговоркой «Ученого учить - только портить». В свое время она рассказывала, что, сколько помнит себя, всегда плавала только вольным стилем. Добавлю, стилем, вполне оправдывающим свое название: кроль в исполнении Клаудии, как заметил Александр Попов, больше всего напоминает плавание саженками лежащего на доске серфингиста. Несмотря на свой наследственно высокий рост (правда, в отличие от своей родной сестры -195-сантиметровой Сильвии, Полл-младшая недотянула до двух метров десять сантиметров), она очень высоко лежит на воде и часто-часто перебирает руками. Получается быстро. Очень быстро, хотя и противоречит всем законам классической плавательной техники.

А до завершения розыгрыша Кубка мира осталось всего два дня. Самых интересных и, по традиции, дорогостоящих: организаторы «Фестиваля «Арена» (именно под таким названием традиционно проходят соревнования в Гельзенкирхене) никогда не скупились на наживку.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru