Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Плавание - Чемпионат России 1996

АПОФЕОЗ СПОРТИВНОЙ ЖЕСТОКОСТИ

Дмитрий Волков

Фото © Corbis
на снимке Дмитрий Волков

27 апреля 1996

Наверное, у каждого журналиста есть эдакий мысленный блокнот, в котором собраны отдельные высказывания, а то и целые интервью «не для печати» тех, с кем приходилось беседовать. На Играх доброй воли-94 в Санкт-Петербурге я познакомилась с женой выдающегося американского спринтера Тома Джеггера. Наблюдая с трибуны за тем, как тренируется муж, она вдруг с горечью сказала: «Том не может уйти. А ведь прекрасно понимает, что рано или поздно это придется сделать, что плавать так, как плавал четыре года назад, он больше никогда не сможет. Временами бросает тренировки, но через какое-то время снова идет в бассейн... Но увидев, что я потянулась за диктофоном, отрицательно покачала головой: «Не надо».

Первый раз я вспомнила эти слова в начале марта, увидев в протоколе американского национального чемпионата имя Джеггера. На Игры в Атланту 31-летний пловец не попал. И сразу же, прямо на бортике, объявил, что уходит навсегда. Второй раз я вспомнила о Джеггере в четверг вечером, наблюдая за тем, как 18-летние пацаны играючи уходят от бронзового призера чемпионата мира-86 и Олимпийских игр-88 Дмитрия Волкова.

Для того чтобы сказать самому себе: «Стоп!», требуется гораздо больше сил, нежели отнимают тренировки. «Я не должен был возвращаться, - сказал мне как-то в приватном разговоре олимпийский чемпион-88 по фигурному катанию Брайан Бойтано, вернувшийся в спорт для того, чтобы попробовать выиграть (а за другим чемпионы не возвращаются) еще одни Игры. - Я знал, что проиграю, но не мог прогнать мысль: «А вдруг?» И после паузы грустно улыбнулся: «Не пишите об этом».

Его соотечественник - великий американский пловец Мэтт Бионди, выигравший пять золотых олимпийских медалей в Сеуле и лишь одну - эстафетную - в Барселоне, рассуждая в одном из интервью о том, что из спорта важно уйти вовремя, подумав, добавил: «Я - опоздал».

Со стороны легко рассуждать обо всем. Когда на старт в «Олимпийском» выходили брассисты, на трибунах наполовину в шутку, наполовину всерьез обсуждалось, сумеет ли 30-летний Волков опередить хоть кого-нибудь из участников финала или так и останется в заплыве последним. Но вряд ли кто-то по-
настоящему задумался в тот момент о том, что творится в душе этого однажды ушедшего и вернувшегося в совершенно иное поколение спортсмена.

Если бы можно было отвести глаза! Не видеть, как вмиг постаревшими, с потухшим взглядом выходят из воды те, для кого Олимпийские игры были самым главным, что только может существовать в жизни, и кто только что на твоих глазах распрощался с последним шансом попасть на них. Как Волков, который так и остался восьмым, как Роман Щеголев, не попавший в финал на «сотне» вольным стилем... Наверное, именно этот момент - отбор, а вовсе не сами Игры - является апофеозом спортивной жестокости. И каждая неудача словно подводит итог: четыре года прожиты впустую. Может быть, поэтому, традиционно восхищаясь Александром Поповым, многие совершенно по особому болели за 27-летнего Владимира Предкина. Володя не выполнил отборочный норматив, установленный для индивидуальной «сотни», но честно заработал право плыть в олимпийской кролевой эстафете.

Заплыв на 100 метров брассом был наиболее драматическим. Пожалуй, только в этом виде на два места в команде претендовало наибольшее количество спортсменов, и на роль лидера в равной степени годились сразу шестеро: Роман Ивановский, Андрей Корнеев, Андрей Иванов, Станислав Лопухов, Александр Ткачев, Волков. К тому, же чемпиону победа давала чуть больший шанс на место в олимпийской комбинированной эстафете, которая уже несколько лет остается нашим главным, коньком на всех без исключения чемпионатах и в которой три места заведомо предназначены трем чемпионам мира - Попову, Денису Панкратову и Владимиру Селькову. Но на пятерых соискателей (Иванов не попал в финал), увы, вакансий было всего две, и они в итоге достались показавшим абсолютно одинаковый результат Ивановскому и Лопухову.

Кстати, как показывает всезнающая статистика, именно в олимпийском году количество «разделенных» первых мест резко возрастает. Лишнее свидетельство тому - двойная победа в брассе на австралийском чемпионате-96 Фила Роджерса и Райана Митчелла. После соревнований тренер Ивановского Владислав Манихин, работающий с Романом в бригаде Виктора Авдиенко, счастливо сказал: «У меня перед соревнованиями председатель нашего спорткомитета паспорт отобрал. Мол, если Ромка не выиграет, мне без документов жить придется».

Волгоградцы продолжали удивлять публику и в предварительных заплывах пятницы, когда Дарья Шмелева первой вошла в финал на дистанции 200 метров брассом, а через пару заплывов - и на 200 метров комплексным плаванием.

-  У меня принцип простой, - рассказывал Авдиенко. - Я всегда готов помочь любому спортсмену, проконсультировать тренера, но мое время крайне ограничено. И Шмелевой на последнем сорокадневном сборе, который мы провели  в Испании и Франции, я сказал: «У меня есть на индивидуальную техническую работу с тобой 15 минут в день. Остальное - самостоятельно.   Сможешь выполнить все, что я скажу, - будешь в команде».

-  С Авдиенко, конечно, непросто, - рассказывал Манихин. - Он жесткий, резкий, но в то же время если вмешивается в работу, то делает это предельно осторожно. Бывает, мы спорим до хрипоты, но в то же время очень многие вещи, которые мне приходилось от него слышать, я воспринимаю как аксиому. Например, однажды он сказал, что абсолютно комфортно во время соревнований спортсмен чувствует себя крайне редко. Может, всего раз-другой за всю жизнь. Значит, нужно научиться не обращать внимания на мелкие неудобства и болячки. И работать. С одной стороны, я, конечно, рад, что Роман выиграл. Но с другой... Скажу честно, мы рассчитывали, что основная борьба пойдет между Ивановским и Корнеевым. Лопухова я недооценил.

Кстати, в прогнозе на мужскую дистанцию 200 метров брассом, который было предложено составить всем желающим, Ивановский в качестве победителя  с  результатом 2.13,00 написал себя. Лопухов поставил то же время Андрею Иванову. Когда же я спросила, на какой результат калужанин готов сам, Стас неопределенно пожал плечами: «Вообще-то я больше тренировал «сотню». Посмотрим...»

Как обычно, три центральные дорожки после предварительных заплывов на спине в пятницу утром застолбили волгоградцы. Попов, который в четверг блестяще провел открытый семинар на тему «Как надо плавать 100 метров вольным стилем», безо всякой борьбы (Сельков поскользнулся на старте и потерял скорость) возглавил восьмерку финалистов. Кстати, четыре года назад на отборочном чемпионате СНГ этот вид плавания выиграл именно он. В какой-то степени по стечению обстоятельств: Сельков, который плыл тогда по центральной дорожке, просто не видел соперника, плывущего по краю бассейна. На этот раз им гарантирована драка ничуть не менее жестокая, чем была в мужском брассе. Для Попова «сотня» на спине - вызов. Для Селькова - дело чести.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru