Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат Европы 1997 - Севилья (Испания)
ПРОЩАЛЬНЫЙ САЛЮТ
Александр Попов

Фото © Александр Вильф

26 августа 1997

7 золотых медалей завоевали российские пловцы за 6 дней чемпионата в Севилье. Еще 2 - в плавании на открытой воде. А всего сборная России увозит домой 16 золотых, 9 серебряных и 3 бронзовые награды.

Одна из наиболее сенсационных новостей стала достоянием прессы в субботу: двукратный олимпийский чемпион, рекордсмен мира на всех существующих в баттерфляе дистанциях, обладатель обеих золотых медалей чемпионата мира-94 Денис Панкратов не будет отстаивать свой титул на чемпионате-98 в Перте. А еще за день до этого старший тренер сборной и личный - Панкратова Виктор Авдиенко говорил: «Денис сказал, что безумно устал от соревнований, его страшно давит сознание того, что чемпионат мира через три месяца, и он снова не успеет подготовиться. В интересах команды он может заставить себя сделать это, но тогда после чемпионата закончит плавать совсем. Он предложил свой вариант: от участия в чемпионате мира мы отказываемся, а в октябре начинаем тренироваться опять с тем, чтобы не торопясь набрать форму к Играм доброй воли. Панкратов очень хочет выступить на Олимпийских играх в Сиднее. Но он действительно жутко устал».

Решение отказаться от чемпионата мира было совершенно разумным. Эту тему мы обсуждали на комментаторской трибуне с шестикратной чемпионкой Игр в Сеуле Кристин Отто после того, как на дистанции 200 метров баттерфляем Панкратову не удалось пробиться в финал.

- После победы на Олимпиаде бывает очень трудно найти стимул, чтобы продолжать тренироваться и выступать. Я прекрасно понимаю состояние Панкратова. Сама, вернувшись из Сеула, долго мучилась, заставляя себя приходить на тренировки. В результате проплавала еще год и еле-еле выиграла единственную дистанцию на чемпионате Европы в Бонне. Мне было безумно стыдно перед зрителями, что я настолько «пустая», но сделать ничего не могла. И ушла совсем. Когда Панкратов побил четыре мировых рекорда на Кубке мира, меня это, честно говоря, потрясло: редко кто находит в себе силы так плавать всего через четыре месяца после сумасшедшего напряжения Олимпиады. Реакция должна была наступить обязательно. Ее я увидела в Гетеборге. И совершенно не удивилась. Я не очень хорошо знаю вашего пловца, но мне кажется, что ему нужно сделать перерыв в выступлениях. А вернуться на прежний уровень он сумеет наверняка. В отличие от Франсиски ван Альмсик. В ее возвращение я просто не верю.

Немецкая звезда «Франци», повредившая весной кисть руки в мотоциклетной аварии, приехала в Севилью, как и Отто, комментировать чемпионат для телезрителей Германии. Она прибавила несколько килограммов, перекрасила волосы в соломенный цвет и постоянно маячила в бассейне в одежде то ли хиппи, то ли сохранившего остатки интеллигентности городского бомжа. Но самое страшное для нее заключалось в том, что левая кисть, сросшаяся после перелома, практически потеряла подвижность. По мнению массажиста, который ежедневно занимался рукой ван Альмсик в бассейне, шрам вполне поддается растяжению, однако этот процесс доставляет массу болезненных ощущений. На вопрос, успеет ли рука вернуться в нормальное состояние до чемпионата мира, врач лишь очень неуверенно пожал плечами.

Появлялась на трибунах бассейна «Сан Пабло» и недавняя лидер российской сборной, обладательница Кубка мира этого года Нина Живаневская. Владимир Смирнов, оставивший пост главного тренера после Игр в Атланте (сейчас он работает в Португалии), увидев ее, сказал: «А ведь молодые девчонки очень долго не прорезались именно потому, что своим авторитетом Нина давила в команде всех. За исключением разве что Наташи Мещеряковой».

В заключительный день чемпионата Мещерякова впервые в жизни стала чемпионкой Европы. Ей так долго не везло, что еще после Игр в Сеуле Наташа собиралась уйти совсем. Вернулась. Была очень близка к победе на чемпионате мира в Риме, но проиграла финиш короткого спринта китаянке Ле Чжиньи. Установленный там Мещеряковой рекорд Европы - 25,10 - не побит до сих пор. Естественно, Наташиной медали ждали все. А вот остальные женские награды стали абсолютно неожиданными. Нельзя сказать, что результаты, показанные большинством призеров (несмотря на то, что они стали рекордными для самих пловцов), были высокими в мировом масштабе. Но команда явно начала набирать обороты.

- В этом и заключается роль лидера - своим выступлением завести на результат остальных, создать настроение и желание соревноваться, - сказал мне Турецкий. - Чемпионат - это всегда стресс. И очень важно, чтобы в команде был абсолютно спокойный и уверенный в себе человек. Поэтому, думаю, после Сашкиной победы на «сотне» ребята так здорово проплыли в эстафете.

В первой из них - 4x100 метров вольным стилем - Попов впервые стартовал на первом этапе. «Потрясающе здорово было плыть и чувство­вать себя лидером, - сказал потом Роман Егоров. - Когда я только попал в сборную, то, не скрою, у меня были мысли, что как бы я ни проплыл свой отрезок, Попов прыгнет в воду и вытащит всех на медаль. Но потом понял, что выходить на старт с таким настроем - последнее дело».

Старый рекорд Европы - 3.17,06, установленный в Атланте четверкой Егоров - Попов - Предкин - Пышненко, был превзойден на 0,21. Пожалуй, на такой уровень еще никогда не выходил никто из остальных трех участников: Егоров прошел «сотню» за 49,53, Владимир Пышненко - за 49,62, и совершенно невероятный для себя результат показал Денис Пиманков, который до Севильи специализировался большей частью в плавании баттерфляем - 48,68.

- Понимаешь, - абсолютно серьезно говорил Турецкий одному из своих немецких коллег на бортике тренировочного бассейна, - утром юродивого встретил, потом дождь пошел. Ну думаю, точно что-то произойти должно. А ничего не произошло...

Немец заикнулся было насчет рекорда, но был окончательно добит непонимающим взглядом российского тренера: «Рекорд Европы? Разве это - что-то?»

Комбинированная эстафета 4x100 метров завершала программу чемпионата. Ждать чего-то выдающегося было, пожалуй, бессмысленно: в финальный состав вошли те, на кого, как и на Панкратова, в Атланте пришелся главный удар: Владимир Сельков, Андрей Корнеев, Владислав Куликов и Попов. Корнеев, для которого был устроен неофициальный «переплыв» дистанции 100 метров, на которой пловец был дисквалифицирован за фальстарт, вполне официально выполнил отборочный норматив, позволяющий ему участвовать в чемпионате мира, и заработал место в эстафете, в которой на своем этапе вывел команду с третьего на первое место. На секунду быстрее своего ближайшего преследователя прошел «сотню» Куликов, так что Попову оставалось лишь прыгнуть в воду и пожелать всем остальным: «Счастливо оставаться!». Что он и сделал за 49,02 секунды.

- У меня нет никаких иллюзий по поводу выступлений команды в Севилье, - сказал Авдиенко. - Уровень чемпионата, за исключением нескольких дистанций, невысок. В том числе и потому, что большинство пловцов рассматривают его лишь как ступеньку в подготовке к чемпионату мира. Что будет в Перте? Не знаю. Я сторонник того, чтобы дать возможность выступить там совсем молодым ребятам. Тем, кто обратил на себя внимание на недавнем юношеском первенстве Европы. Так что не будем загадывать.

Когда над водой отзвучали заключительные фанфары, стало известно, что организаторы Игр доброй воли, которые пройдут летом будущего года в Нью-Йорке, пригласили на них российскую команду пловцов в полном составе.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru