Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 1993 - Пальма-де-Майорка (Испания)

КИТАЙСКИЙ СИНДРОМ

Дай Жуахон

Фото © Corbis
на снимке Дай Жуахон

4 декабря

Как уже сообщал «СЭ», вечером в четверг три из четырех рекордов мира установили на первенстве мира в «короткой» воде китайские спортсменки.

Это был шок. Несмотря на то, что китайцы еще до начала чемпионата заявляли о том, что завоюют абсолютно все медали в женских видах программы, это выглядело все-таки бравадой: они привезли на Мальорку сборную, все участники которой - дебютанты столь крупных соревнований.

Лишь одна спортсменка - Шань Юнь - выступала на Олимпийских играх в Барселоне на самой короткой дистанции вольным стилем. И ничто не предвещало взрыва: в предзарительных заплывах первого дня только на одной дистанции - 100 м вольным китаянка Ле Чжиньи вышла в финал первой. В остальных видах программы борьба шла на равных. Но вечером картина изменилась.

Первая золотая медаль 17-летней Лю Лимин на дистанции 200 метров баттерфляем была, как выяснилось, только разминкой. По крайней мере, до последних метров между Лимин и австралийкой Сьюзан О'Нейл сохранялась какая-то видимость соперничества. Но уже вторая женская дистанция - 100 метров вольным стилем - показала, на что настроены китаянки па самом деле. А затем сценарий стал раз за разом повторяться. С первых же метров спортсменки КНР захватывали лидерство, на последнем отрезке «включали» руки и ноги и резко уходили от сопровождения.

На лицах сидящих на трибуне появилось озадаченное выражение. Первый рекорд мира, установленный на «сотне» кролем, был лучше прежнего на 0,32. Второй - в исполнении Дай Жуахон на 400 м комплексным плаванием - на две с половиной секунды. После третьего - в эстафете 4x200 м вольным стилем на трибунах повисла мертвая тишина: табло высветило разницу - 6,29.

Из интервью на пресс-конференции главного тренера сборной КНР Чжоу Миня:

- Вы рассчитывали на такие результаты?

- Мы считаем, что существующие рекорды для 25-метровсго бассейна довольно посредственны . Судите сами, женский рекорд мира на 50 м вольным стилем в «длинной» воде и в «короткой» различаются совсем чуть-чуть, хотя эта разница должна быть гораздо больше. В первом заплыве Лю Лимин проплыла за 2.08,51. Рекорд мира, который, кстати, держится уже 13 лет - 2.05,65, - тоже не Бог весть какое достижение. И я уверен, что уже через год кто-то из наших девочек сможет проплыть эту дистанцию за 2.02.

- Когда ваша сборная начала подготовку к чемпионату мира?

- В начале октября. По существу, мы тренировались всего пять недель. А поскольку нашей задачей было дать возможность выступить молодым спортсменкам, то мы сами решили, кто приедет в Испанию, и даже не стали проводить национальный чемпионат. Он у нас запланирован на 18 декабря. Может быть, и именно по его результатам мы решим, кто из спортсменов будет представлять нашу страну на Кубке мира-94.

- Вы собираетесь принимать участие вo всех его этапах?

- Может быть. А может быть, и нет. Чемпионат мира нам представляется более важным стартом.

- Вы ехали сюда с тем, чтобы выиграть у всех остальных?

- Мы знали, что пловцы многих других стран готовятся к чемпионату не очень серьезно. Американцы по сравнению с олимпийским годом поменяли половину команды. То же самое сделали Австралия, Россия. Мы тоже поменяли всю команду, но в отличие от остальных мы готовились очень серьезно. Очень.

- А почему столь выдающиеся результаты показывают в основном девочки?

- Женщины вообще гораздо легче поддаются тренировке. Что же касается ребят, то они в Китае традиционно идут в другие виды спорта - баскетбол, волейбол. К тому же сравнительный анализ физических данных показывает, что китайцы-мужчины значительно уступают европейцам и американцам. Но думаю, что на Олимпиаде в Атланте мы сумеем завоевать 3-4 золотые медали в мужских видах.

- А а женских?

На лице Чжоу Миня впервые проступили эмоции: он удивленно поднял брови.

- Женских? Все!

Полным потрясением для присутствующих стал заключительный вопрос, заданный Миню ведущим пресс-конференции - издателем журнала Swimming World Камилло Каметти:

- Вы не могли бы назвать фамилию спортсменки, получавшей золотую медаль на пьедестале вместо Лю Лимин?

Зал замер. Глаза китайца забегали:

- Что вы имеете в виду?

- То, что на пьедестале была другая спортсменка!

- Дело в том, что Лю Лимин должна была готовиться к заплыву в эстафете, и на церемонию вместо нее вышла Хе Шихонь. Вы о ней еще услышите. Она выиграет дистанцию 200 м на спине.

Вот теперь стала в какой-то степени понятна суматоха, возникшая после награждения первой чемпионки мира: после того как она (как теперь выяснилось, не она, а другая) сошла с пьедестала, ее тут же направили в комнату допингконтроля. Минут через двадцать обман, видимо, обнаружился. И лаборантка в сопровождении официального представителя ФИНА еще минут 20 объяснялась с тренером китайской сборной. Наконец появилась Лю Лимин, но вместо того чтобы пройти в медпункт, прыгнула в воду разминочного бассейна и начала с дикой скоростью отмерять отрезок за отрезком. Когда ее все-таки вытащили из воды и отправили сдавать анализ, китайская сборная дружно покатывалась со смеху. Но все это было до того, как три мировых рекорда были установлены. И только потом зрители начали делать выводы.

У меня нет никаких доказательств. И, кстати, именно с этой фразы начинали свой ответ на вопрос, что они думают о китайской команде, все те, к кому я обращалась с вопросами. Доктор российской команды Олег Добровольский заметил: «Когда я вижу у девочки такой анатомический рельеф спинной мускулатуры, мне многое становится ясным. Но, естественно, обвинить китайцев в том, что они пользуются запрещенными приемами, сейчас не может никто».

Подошедший к нам на трибуну вице-президент Всемирной ассоциации тренеров австралиец Пол Куинлан добавил: «Мы собираемся прямо здесь, на чемпионате, провести заседание по вопросам допинга. И, думаю, первое, что должна сделать ФИНА, обязать всех участников проходить допингконтроль немедленно после заплыва. Потому что сейчас - и я это абсолютно точно знаю - существуют средства, способные полностью очистить организм пловца за час».

- Вы хотите сказать, что подозреваете китайцев именно в этом?

- Я ничего не хочу сказать. Я знаю только одно: с позиции нормального человека объяснить то, что происходит сейчас, нельзя.

На фоне всеобщего шока мировой рекорд, установленный в комбинированной эстафете мужской сборной США, как бы затерялся. Хотя радовались за американцев все, кто сидел на трибуне. Главный тренер американской сборной Джим Монтрела, которого я подошла поздравить после победы его ребят и, естественно, спросила, что он думает по поводу выступления китайских девочек, философски изрек:

- Они очень быстро плавают. Мы тоже быстро плаваем. Но чтобы наши девочки смогли плавать так, как китаянки, они должны тренироваться по 25 часов в сутки. А вообще, - он перешел на серьезный тон, - все это когда-нибудь плохо кончится. Или для китайцев, или для остального мира. Потому что, уверен, ни одна телекомпания не согласится транслировать соревнования, где побеждают представители единственной, причем азиатской страны. С какими бы результатами они ни приплывали к финишу.

Для российской сборной первый день, как и прогнозировалось утром, был мало утешительным. Рассчитывать на какое-то сопротивление американцам в эстафете было до­вольно бессмысленно при несильном спинисте (первый этап эстафеты пришлось плыть бронзовому призеру чемпионата Европы в Шеффилде брассисту Виталию Киринчуку). Начиная со второго этапа ребятам приходилось отыгрываться в надежде подняться выше седьмого места. И хотя они в итоге финишировали четвертыми, утешением это было слабым. Но и ругать ребят было не за что. Владислав Куликов вышел на старт почти сразу после того, как в своем заплыве на 100 м баттерфляем тоже финишировал четвертым, всего 0,05 сек., уступив серебряному призеру американцу Марку Гендерсону и 0,03 - чемпиону Европы Рафалу Шукале из Польши. Владимир Предкин на последнем этапе тоже пытался сделать все возможное, но достать англичанина Марка Фостера и тем самым вывести команду в тройку не смог.

Зато в комплексе, где из-за отсутствия российских спортсменов мы все дружно болели за Сергея Маринюка из Молдавии, возникала полная иллюзия, что Маринюк станет первым чемпионом мира в «короткой» воде. Он резко ушел со старта и три четверти дистанции держал на полтора корпуса позади себя канадца Куртиса Майдена, но на последнем отрезке Майден стал медленно и кровожадно подбираться к Сергею. Причем сделал это классически.

- Видели, как он меня сожрал? - сказал мне Маринюк после награждения.

- Так вы, простите, «сдохли», или он сожрал?

- Я, конечно, сдох. Но и он со мной разделался, как с младенцем. Я вообще не люблю плавать в коротком бассейне. Меня очень здорово повороты сбивают. Тем более после Америки, когда тренироваться приходится в 25 ярдах, перестроиться тоже непросто. Но уж очень хотелось выиграть, и ужасно обидно, что не получилось.

Утром в пятницу китайские девушки установили в двух первых предварительных заплывах еще два мировых рекорда. Сначала на дистанции 50 м вольным стилем Ле Чжиньи, как и накануне на «сотне», на 18 сотых превзошла время, показанное немкой Франсиской ван Альмсик год назад (24,62 против 24,75). А через заплыв - на дистанции 200 м брассом Дай Жуахон остановила секундомеры на 2.22,89.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru