Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Водные виды спорта - Чемпионат мира 1994 - Рим (Италия)

РЕЗУЛЬТАТ, КОТОРЫМ МОЖЕТ ГОРДИТЬСЯ НАЦИЯ

Денис Панкратов

Фото из архива Елены Вайцеховской
На снимке Денис Панкратов

8 сентября

Два мировых рекорда были установлены на чемпионате во вторник 7 сентября. Столь же громкой сенсацией стало то, что китайские спортсменки в этот день так ни разу и не поднялись на верхнюю ступень пьедестала. Россияне же открыли счет своим медалям.

Но по порядку. Хотя именно с первой российской бронзы Дениса Панкратова и начался для России этот вечер. Что скрывать, тренер Панкратова Виктор Авдиенко рассчитывал на золото и не скрывал этого. Правда, на заключительном сборе Денис серьезно приболел. И на «сотне», где с первых метров потенциальному чемпиону надо включаться на полную катушку, Панкратов как-то опрометчиво выпустил соперников вперед и догонял их затем отчаянно, но...

Впрочем, спрессованная в жесткий график программа финалов не позволяла публике излишне расслабляться. Второй заплыв должен был стать гвоздем программы. Франсиска ван Альмсик против китаянки Лю Бинь.

Я намеренно не написала «немка». Ибо для тысяч болельщиков ван Альмсик в этом заплыве представляла весь мир. Она в одиночку должна была бороться против китайской машины. Именно в эти неполные две минуты зрители как никогда сильно почувствовали, что их любимица - совсем еще девчонка. Потому что так отчаянно драться не способен ни один взрослый, умудренный опытом человек.

«Я не верила, что смогу, - говорила Франсиска сразу после финиша, едва отдышавшись. - В утренних соревнованиях расстроилась до предела, потому что не привыкла выходить на старт в роли аутсайдера на восьмую дорожку. Но как только вечером оказалась в воде, то поняла, что и в этой непростой ситуации у меня есть преимущество: я видела абсолютно всех спортсменок. Но тут же все куда-то провалилось, и я совсем не помню, как прошли эти минуты до финиша».

Не надо было слышать этих слов, достаточно было посмотреть на лицо Франсиски даже после награждения. Она показывала медаль фотографам, а сама то и де­ло скашивала глаза на заветный кружок бутафорского золота.

А зрелище продолжалось. Наиболее серьезным фаворитом в мужском комплексном плавании считался финн Яни Сиевинен. Он был вторым на этой дистанции на чемпионате Европы в Шеффилде: ни тогда, ни годом ранее - в Барселоне, ни на прошлом чемпионате мира в Перте, ни на позапрошлом - в Мадриде к золоту не смог пробиться никто - оно надежно было захвачено венгром Тамашем Дарньи. Но в Риме впервые оказалось без привычной охраны. А Сиевинен никогда еще не имел столь блестящих шансов его получить.

С точки зрения биомеханики, финн являл собой идеальный образец комплексиста. Столь красивый «дельфиний» накат не всегда увидишь даже у тех, кто специализируется на баттерфляе. Более чем уверенная «спина», брасс, акцентированный на работу ног, чтобы как следует отдохнули перед финишным кролевым рывком руки, ну а там, как говорят пловцы, - как фишка ляжет.

Фишка не легла. Именно в брассе Сиевинена достал 19-летний чемпион США Том Долэн.. И, почувствовав вкус крови соперника и столь заманчивой победы, уже не мог заставить себя выпустить удачу, с таким трудом перехваченную у соперника.

После финиша у Долэна намертво свело ноги. Его буквально на себе оттащили в теплый разминочный бассейн американские тренеры, и все же, в словах одного из них - Джека Нельсона, много лет работающего в сборной, проскользнула грусть: «Не было еще мирового чемпионата, в котором за два дня соревнований пловцы США получали лишь одну золотую медаль».

Естественно, американцы стремились отыграться. Нет, не в брассе: смешно было даже предполагать, что чемпионка США Кристин Куонс сможет всерьез попортить нервы чемпионке Австралии Саманте Райли и китаянке Юан Юань. Надежды американцев были связаны только с эстафетой 4x200 метров вольным стилем, которая, как я уже много раз писала, в США носит название «гордость нации» и выиграть которую считает делом чести любой кролист.

Но стоп. Тут, будь я мужчиной, непременно достала бы сигарету и поставила перед собой как минимум кружку пива, чтобы собраться с мыслями. Потому что именно с этой эстафетой у России связаны самые замечательные воспоминания. Вы помните Барселону? Новый, и, кстати, последний, мировой рекорд страны под странным названием EUN - Объединенная команда? А может, вы помните и четырехлетней давности Перт? Но из той замечательной четверки остался лишь Володя Пышненко, у которого, увы, в Риме 200 метров никак не складывались по достойному олимпийского чемпиона графику. И поэтому за секунды до старта реально Россия могла рассчитывать в лучшем случае на бронзу.

Впрочем, после первого этапа в исполнении Юрия Мухина чуть ли не по худшему своему варианту - 1.51,08 - все мы расстались и с этой надеждой. Это было так обидно (как, впрочем, и прогнозируемая - на последних метрах своего отрезка - остановка Владимира Пышненко), что не сразу бросился в глаза рывок Панкратова. Да-да, Денис был включен в число эстафетчиков буквально в последний момент. Он не знал, что поплывет, когда дрался за золото с Рафалом Шукалой в баттерфляе. Но, как бы то ни было, решение главного тренера российской сборной Владимира Смирнова оказалось счастливым для команды. Пышненко показал в эстафете свой лучший результат на чемпионате. Панкратов проплыл еще быстрее. А Роман Щеголев вырвал у последней немецкой надежды - Штефана Цесснера - такие нужные нам для серебра сотые.

Шведы оказались России не по зубам. Не надо, ей-богу, быть пророком, чтобы добавить к предыдущей фразе слово «временно». Но ребята расстроились. Хотя, на мой взгляд, куда больше поводов для расстройства они оставили немцам и американцам.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru