Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Водные виды спорта - Плавание
МЕНЯЕМ КОЖУ ИЛИ ЛИНЯЕМ?
Юрий Прилуков
Фото © AP
на снимке: Юрий Прилуков

В начале июля пловцы сборной России вернулись с тренировочного сбора во Франции, где, как уже сообщал «СЭ», им впервые представилась возможность протестировать новую модель скоростных комбинезонов фирмы «Арена».

Cразу по возвращении команды в Москву корреспондент «СЭ» Михаил МАКАРОВ попросил поделиться своими впечатлениями о новинке Ирину Вятчанину - тренера неоднократных чемпионов Европы Аркадия Вятчанина и Юлии Ефимовой, и Наталью Козлову, у которой тренируется двукратная чемпионка Европы в плавании на спине Анастасия Зуева.

Разговор начался обескураживающе. Несколькими днями ранее Вятчанина отозвалась о новинке положительно. Однако последующие тесты заставили тренера разочароваться.

- Безусловно, эта модель сильно отличается от предыдущих, - сказала она. - Натягивать комбинезоны на тело оказалось настолько сложно, что ребята с непривычки раздирали себе в кровь косточки рук. Аркадий надевал этот костюм целый час и жутко устал от этого процесса. Мы пошутили даже, что надевать и снимать комбинезон можно вместо разминки. Во Францию нам привезли 15 костюмов, и все пловцы без исключения, а это 32 человека, их опробовали, причем не по одному разу. Сама ткань, из которой изготовлен комбинезон, несколько тяжелее, чем та, из которой сделана знаменитая новинка фирмы Speedo - LZR Racer. К тому же она менее эластична. Если растянулась, то уже не сжимается обратно. Ребята, которые пробовали костюмы Speedo, первым делом отмечали высокую эластичность ткани. Но в тех комбинезонах все вставки прорезиненные, «Арена» же выбрала пластик.

Мы сразу столкнулись с тем, что эти вставки не позволяют костюму нормально лечь по телу. К тому же они не встроены в костюм, как у Speedo, а наклеены на ткань, что существенно утяжеляет сам костюм.

- Но ведь вы сами отмечали, что Ефимова, протестировав новинку, сразу проплыла 50 метров брассом быстрее рекорда страны.

- На первых 50 метрах костюм действительно дает эффект, но более длинные дистанции в нем плыть сложно. Более того, если один и тот же костюм используется повторно, он вообще начинает вызывать торможение.

- Этот костюм держит того, кто плывет быстро, - присоединилась к разговору Козлова. - На первом «полтиннике» действительно помогает, но когда спортсмен чуть устает и начинает подсознательно ждать подмоги от костюма, то получается наоборот - возрастает торможение. Есть еще одна проблема: в новых комбинезонах невозможно нормально выполнять повороты, так как они слишком жесткие, сжатые и плохо растягиваются.

- Ирина, вы разделяете эту точку зрения?

- Да. Костюм не дает возможности как следует сгруппироваться, и по этой причине, кстати, тем, кто плавает на спине, сложно делать привычный старт. Аркадий, например, вообще не сумел его сделать - просто плюхнулся в воду. Для высокорослых пловцов, таких как Вятчанин, Андрей Гречин, Станислав Донец, эти проблемы особенно принципиальны. Поэтому я сомневаюсь, что кто-то из этих ребят вообще решится плыть в новых костюмах в Пекине - неизвестно, как они могут себя повести.

Новая ареновская модель к тому же не подходит для брасса и баттерфляя. Представители «Арены», которые привезли нам костюмы во Францию, сами сказали, что эта модель предназначена только для кроля и спины. Но даже для кроля, как выяснилось, она не очень подходит, так как вода затекает внутрь. Спинисты же жаловались, что сильно сдавлена грудь.

- Правильно ли я понимаю, что все, кто успел опробовать костюмы «Арена», считают, что нужно плыть исключительно в Speedo?

Козлова: - На мой взгляд, необходимо предоставить возможность выбора хотя бы лидерам команды. Если такой выбор будет, кто-то, возможно, попробует их в разминке, кто-то - в предварительном заплыве. Разговор о низком качестве продукции «Арены» начался ведь не сегодня. На зимнем чемпионате России, где Зуева установила рекорд Европы, у нее в финальном заплыве порвался купальник. И она так и плыла дистанцию с дырой на ноге! На чемпионате мира в Манчестере у Юли Ефимовой точно так же порвался купальник новой на тот момент модели R-Evolution.

Конечно, нам могут возразить, что наши ребята установили мировой рекорд в комбинированной эстафете безо всяких чудо-комбинезонов. Но, во-первых, это всего лишь единичный случай. А во-вторых, кто знает, каким был бы результат, если бы они стартовали в LZR?

Вятчанина: - Тут ведь вот еще в чем дело. Ни Вятчанин, ни Ефимова, ни Зуева модель LZR не тестировали. Поэтому однозначно утверждать, что этот костюм им подойдет, нельзя. Елене Богомазовой, например, он не подошел. На чемпионате России Лена опробовала спидовский комбинезон в полуфинале, а в финале решила стартовать в своем прежнем костюме.

Но те же голландцы, которые получили костюмы LZR на мартовском чемпионате Европы и успели опробовать их на разминке перед эстафетой, не задумываясь, приняли решение стартовать именно в них. Точно так же поступили на чемпионате мира в Манчестере словенец Петер Манкоч, украинцы Олег Лисогор и Игорь Борысик. И ведь выиграли! Нина Живаневская, которая имеет огромный опыт выступлений на высшем уровне, в Эйндховене прямо заявила: «Это проплыл костюм. Я к такому результату сейчас просто не готова».

Безусловно, это вопрос и психологии тоже. Ты знаешь тактику своего соперника, его сильные и слабые стороны, но твой соперник надевает скоростной костюм, а ты - нет. Получается заведомо неравная борьба. Одно это сильно выбивает из колеи. Пусть этот костюм влияет на результат не так сильно, как об этом принято говорить, но ведь судьбу каждой медали в Пекине будут решать сотые доли секунды!

- Как, кстати, проблему с костюмами решили в Манчестере украинцы?

- У нас нет информации по данному вопросу.

- А как представляете себе ее решение вы?

Вятчанина: - Наверное, имеет смысл выходить напрямую на представителей Speedo. Знаю, что у менеджера нашей сборной были контакты с ними еще в апреле в Манчестере - на чемпионате мира в короткой воде. И что они согласны экипировать нашу сборную. Но дальше разговоров дело так и не пошло. Одно из объяснений заключается в том, что у российской федерации плавания существует спонсорский договор с фирмой «Арена», и, если его условия будут нарушены, российская сторона будет вынуждена выплатить неустойку в сумме 40 тысяч евро.

Козлова: - В принципе наша федерация дала понять, что мы можем выступать в LZR, если готовы заплатить неустойку. Но этот костюм невозможно купить. Не из-за стоимости, а потому, что этих комбинезонов сейчас просто нет в свободной продаже. Возможны только централизованные закупки по линии плавательных федераций.

Ефимовой, Вятчанину и Зуевой в Пекине предстоит по 7 стартов, поэтому таких костюмов, если, естественно, они подойдут, нужно не менее трех-четырех.

- Неужели все упирается в 40 000 евро?

Вятчанина: - Нам с самой весны обещали, что в скором времени у "Арены" появятся новые скоростные костюмы. Они появились в конце июня. Во Франции представители «Арены» обещали все доработать и уже к концу месяца предоставить другие модификации - комбинезоны с короткими рукавами, «штаны», шорты... Но успеют сделать это или нет - никому не известно. 25 - 26 июля у нас запланированы последние контрольные старты на «Круглом»...

Козлова: -... и, если новые модели к тому времени не привезут, то нет никакого смысла продолжать на них рассчитывать.

Владимир САЛЬНИКОВ: «ПОПУЛЯРНОСТЬ LZR - ВОПРОС ГРАМОТНОГО МАРКЕТИНГА»

Первый вице-президент Российской федерации плавания Владимир Сальников, под руководством которого сборная отправится на Олимпийские игры в Пекин, - как раз тот человек, на которого возложена обязанность курировать ситуацию с костюмами. Для того чтобы прояснить его отношение к проблеме, корреспондент «СЭ» Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ позвонила Сальникову в Испанию.

- На прошлой неделе на тренировочном сборе во Франции наши спортсмены протестировали первую партию комбинезонов «Арена» с полиуретановыми вставками, - подтвердил он. - На этом сборе не было Юрия Прилукова, который готовится по индивидуальному плану и сейчас уже находится в Сьерра-Неваде. Мы договорились с представителями «Арены», что костюмы Прилукову они доставят туда.

Экипировать команду полностью «Арена» планирует к соревнованиям «100 сильнейших», которые пройдут 25 - 26 июля. За оставшееся время костюмы будут доработаны, и каждый спортсмен получит возможность выбрать для себя либо костюмы с полиуретановыми вставками, либо ту модель, которая уже была опробована на мартовском чемпионате Европы в Эйндховене и апрельском чемпионате мира - в Манчестере.

- А если спортсмены или тренеры обратятся к вам с просьбой разрешить им стартовать в спидовском LZR Racer?

- Это будет нарушением контракта, который существует между федерацией плавания и «Ареной». Допускаю, что кто-то может захотеть, но мы считаем это самодеятельностью.

- Я слышала, что цена вопроса - штраф, который предусмотрен за нарушение контрактных обязательств, составляет 40 000 евро. Это так?

- Да. Не исключаю, что в этом случае «Арена» выставит нам еще один иск - за упущенную выгоду.

Но считаю, что ситуация в целом улучшилась. Как бы то ни было, «Арена» выполнила обещание - привезла костюмы. То, что экипировка такого уровня требует специальной доводки, это факт. Я разговаривал с представителями фирмы: они остались удовлетворены замечаниями, которое высказали им в Данкирхе тренеры и спортсмены. И сами, кстати, признали, что костюм рассчитан на скорость 2 м/сек. То есть прежде всего на спринтеров.

- Тем не менее претензии к этим комбинезонам на данный момент слишком серьезны. Как вы поступите, если в конце месяца все-таки выяснится, что новая экипировка так и останется недоработанной?

- Не вижу в этом большой проблемы. В конце концов, есть уже доработанная модель - R-Evolution, - та, в которой наши спортсмены выступали на чемпионате Европы и установили мировой рекорд в комбинированной эстафете в Манчестере. Знаю, что эта модель пользуется большой популярностью.

Должен заметить, кстати, что появление LZR Racer вовсе не означает, что предыдущие костюмы Speedo перестали пользоваться спросом. Они, как и прежде, продаются в магазинах, их покупают.

- Может быть, это просто вопрос цены и доступности?

- Не думаю. С моей точки зрения, популярность LZR - это всего лишь вопрос грамотного маркетинга и, соответственно, психологии. Мы постоянно слышим о том, какие преимущества дает использование этого комбинезона. В то же время никто не знает, в каких лабораториях и как его тестировали.

- То есть вы не считаете, что количество мировых рекордов, установленных в LZR, говорит само за себя? И что те, кто выберет эту модель для выступления в Пекине, будут заведомо иметь преимущество?

- Не разделяю этих опасений. Для олимпийских сезонов вообще характерно большое количество рекордов. Ничего удивительного в этом, на мой взгляд, нет.

Комментарий Елены Вайцеховской: СТОИТ ЛИ ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ?

Комбинезон LZR Racer, разработанный фирмой Speedo, безусловно, не панацея. На первый взгляд количество мировых рекордов, установленных в LZR, и почти все победы пловцов на апрельском чемпионате мира в Манчестере, за исключением трех российских и той, что одержала американка Мэри Десенца на дистанции 200 м баттерфляем, уже тогда говорили в пользу новой экипировки вполне красноречиво. Однако имеет смысл вспомнить слова чемпиона мира в плавании брассом украинца Игоря Борысика, которому удалось добиться права выступать в комбинезоне LZR, несмотря на то, что официальным спонсором украинской команды является итальянская Diana.

- Костюмы, которые перед чемпионатом Европы в Эйндховене нам прислала Diana, оказались крайне неудачными, и фирма обещала их поменять, - рассказывал Борысик. - Перед тем как приехать в Манчестер, мы вчетвером - Олег Лисогор, Сергей Бреус, Сергей Адвена и я - тренировались в Италии, так что подъехать к нам на сбор не представляло для итальянцев никакой сложности. Но никто так и не приехал. Тогда-то мы и решили поговорить с руководством федерации о том, что если Diana не в состоянии предоставить нам костюмы, то самое время обратиться в Speedo. Тем более что уже в Эйндховене было понятно: комбинезоны LZR получились очень удачными.

Два дня мы упрашивали представителя Speedo дать нам костюмы на пробу. Он отказал. Сказал, что компания не предоставляет экипировку тем, у кого есть официальный спонсор.

Мы снова посоветовались с руководством и придумали выход. В правилах, принятых в отношении комбинезонов Международной федерацией плавания (FINA), четко прописано, что новые костюмы должны быть доступны всем желающим. В итоге мы их получили - с условием, что в Манчестере будем в них стартовать. А потом представители Speedo уже сами решат, сотрудничать ли с нами дальше.

Выступать в LZR в Манчестере было определенным риском. В семь часов вечера, уже после официальной разминки, мне принесли комбинезон, а спустя час я должен был плыть в финале. Ощущения были странными. Мне показалось, что сразу после старта внутрь затекла вода. Не сказал бы, что комбинезон помогает выше «лежать». Но совершенно неоспоримо - он дает более высокое качество скольжения на выходах из воды. Именно по этой причине после первых 25 и 50 метров я не попадал в повороты, а как бы «впечатывался» в них из-за того, что гребки стали длиннее.

Но, даже несмотря на победу, не могу сейчас однозначно сказать, что LZR - моя модель. Пока из всех существующих комбинезонов мне больше всего нравится старая «Арена». В предварительном заплыве я плыл именно в таком костюме и установил рекорд Украины. Хорошо бы вообще протестировать как можно больше моделей, чтобы понять, какая из них комфортнее и в какой, соответственно, выступать на Олимпийских играх...

...Соглашусь с Сальниковым: главная проблема российских пловцов лежит в области психологии. Не факт, что LZR подойдет всем без исключения. Не факт, что даже если наши спортсмены получат возможность протестировать чудодейственную новинку, то остановят свой выбор именно на ней. Но ведь уже очевидно, что невозможность этого выбора заставляет многих нервничать и подспудно думать о том, что любой соперник, который выйдет на старт в Пекине в LZR, заведомо будет иметь преимущество перед теми, кому «не повезло» со спонсором.

Пример украинских пловцов показал, что при желании проблема может быть решена. Подозреваю даже, что Speedo пошла бы на контакт с российской сборной гораздо охотнее: плавание в стране на подъеме, это очевидно, потенциальный рынок слишком соблазнителен, чтобы упускать его из внимания.

В сложившейся ситуации, кстати, я не очень вижу повод для штрафных санкций, которые могла бы предъявить российской стороне «Арена». Если спонсор готов предоставить экипировку за считаные дни до отъезда на Игры и при этом нет никаких оснований считать, что «доработанные» костюмы окажутся удачными, о какой неустойке можно вообще говорить?

Если же штраф неизбежен и цена вопроса - 40 тысяч евро, нужно просто взвесить: стоит ли овчинка выделки? Имеет ли смысл идти на возможное обострение отношений с «Ареной» ради гипотетической возможности проплыть на сотые доли секунды быстрее?

Это, как мне кажется, зависит от того, чего мы хотим добиться в Пекине. И вот тут совершенно не лишне помнить, что на Олимпийских играх зачастую именно сотые отделяют чемпиона от тех, кто вообще не попал на пьедестал.

2008 год


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru