Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Синхронное плавание - Спортсмены

Мария Киселева и Ольга Брусникина:
«
ТЕРЯТЬ НАМ НЕЧЕГО. ИДЕМ ВА-БАНК»

Мария Киселева - Ольга Брусникина
Фото © Александр Вильф,
на снимке Мария Киселева и Ольга Брусникина

Они - единственные в России двукратные олимпийские чемпионки. Но этого им показалось мало, и они задались целью повторить свое достижение на Играх-2004 в Афинах.

      Затея попасть в сборную страны и выиграть чемпионат мира-2003 в дуэте после двухлетнего перерыва в выступлениях Киселевой и Брусникиной не удалась.

Единственное место в команде и, как следствие, титул чемпионок мира достались их основным конкуренткам Анастасии Ермаковой и Анастасии Давыдовой. Казалось бы, к чему упорствовать, идти наперекор здравому смыслу? Но олимпийский чемпион - не просто титул. Это скорее диагноз.

      Несколько дней назад президиум Российской федерации синхронного плавания решил: отбор на Игры будет проведен в феврале - марте по результатам трех стартов. А Киселева и Брусникина отправились на первый тренировочный сбор российской команды в Туапсе.

      - После чемпионата мира вы обе, как мне показалось, пребывали в сомнениях по поводу того, что делать дальше. Что заставило все-таки продолжить подготовку к Олимпиаде?

      Мария: - Небольшие колебания, конечно, были. Слишком тяжело далось нам возвращение, слишком переживали, когда не удалось отобраться в команду. Но, с другой стороны, мы потратили на это целый год своей жизни, и оставлять начатое...

Знаете, когда в Барселоне, выиграв чемпионат мира в группе, мы вернулись в гостиничный номер, то совершенно не испытывали того, что обычно испытываешь в таких случаях, - облегчения, радости, предвкушения отдыха. Вообще не было никаких эмоций. Возможно, сказались все пережитые передряги.

Наш тренер Елена Полянская сказала, чтобы мы месяц отдохнули, а потом, мол, встретимся и поговорим. Но уже тогда подразумевалось, что разговаривать мы будем не о том, продолжать нам или нет, а о конкретной подготовке к олимпийскому сезону.

      - Ермакова и Давыдова не просто обошли вас в борьбе за место в команде, но и стали чемпионками мира. То есть добавили к своему послужному списку наиболее солидный после олимпийского титул. Вас, получается, не слишком обескураживает тот факт, что в дальнейшей борьбе дуэту соперниц придется несколько легче?

      Ольга: - Морально им, напротив, сейчас может оказаться тяжелее. Мы же идем ва-банк, понимая, что уже один раз проиграли и терять нам нечего. Кроме разве что своего собственного времени. Вполне отдаем себе отчет в том, что можем снова уступить. Но просто уйти - значит сделать большой подарок многим. Мы не намерены поступать таким образом.

Есть и второй момент. До Игр - всего год, даже меньше. Даже если мы не сумеем завоевать право выступить в Афинах в дуэте, остается группа. И, следовательно, шанс стать 3-кратными олимпийскими чемпионками. Поэтому со всех точек зрения уходить не имеет никакого смысла. Да и сил потрачено слишком много.

      - Вы, знаю, уже сделали новые программы. Как обмолвилась ваш тренер, «с учетом всех замечаний и пожеланий». Что это были за замечания?

      Мария: - Основная претензия сводилась к тому, что в отличие от Ермаковой и Давыдовой нам не хватает скорости и темпа. Поэтому одна из задач заключалась в том, чтобы показать: темп не является для нас проблемой. Вторая задача - не отойти от своего стиля. Но не повторяя куски из прежних программ, а найти что-то новое. Изюминку.

      Ольга: - Полянская любит говорить, что сама по себе скорость не является показателем техники. Я с ней согласна. Гораздо сложнее сделать медленный винт на одном уровне высоты, нежели синхронно дрыгать ногами и руками.

      - Вы получаете удовольствие от тренировок?

      Мария: - Если честно, то в этом году меньше, чем в прошлом. Когда мы решили вернуться, запал был настолько велик, что до апреля мы работали как заводные, не замечая, устали или нет.

      Ольга: - Была уверенность в том, что если проводить тренировки на максимуме, то это обязательно принесет тот результат, ради которого мы работаем. Морально нам сейчас несколько тяжелее. Зато физически намного легче. Никакого сравнения с тем, что было год назад.

      - Какую реакцию в ваших семьях вызвало решение продолжить подготовку к Афинам?

      Ольга: - Мой муж (Сергей Евстигнеев, игрок сборной России по водному поло. - Е.В. ) оценивал ситуацию исключительно с позиции здравого смысла: дескать, даже если не получится отобраться на Игры в дуэте, выступить в группе, которая является основным претендентом на золото, тоже великое достижение. Отказаться от этого может только дурак.

Когда мы с Машей проиграли Кубок Европы и я заикнулась о том, что, может, не стоит рваться в Барселону, Сергей даже рассердился: «Что за дела? Вернулась, не получилось, хвостом крутанула и ушла? Нет уж, дорогая, если взялась, работай до конца».

      - Не обиделись? Небось хотелось, чтобы пожалел...

      Ольга: - На самом деле обрадовалась, потому что муж своей решимостью окончательно освободил меня от всех сомнений. Я стала смотреть на ситуацию его глазами. Хотя Сергей был далеко не в восторге, когда я возобновила тренировки год назад. Это чувствовалось. Тогда он еще жил в Италии, и мое возвращение в спорт означало, что приезжать к нему я смогу значительно реже. Но говорил примерно так: «Если очень хочется, то попробуй. Хотя все это страшная авантюра».

      Мария: - Мой муж Володя, напротив, сразу же был «за», всячески меня поддерживал, поскольку прекрасно видел, какой кровью нам с Ольгой давались тренировки. А когда после Кубка Европы я погрязла в сомнениях и стала поговаривать о том, чтобы отказаться от идеи выступить в Афинах, спросил: "Ну и зачем тогда все это затевалось? Зачем нужно было гробить время, нервы, отказываться от нормальной жизни, сутками торчать в бассейне? Чтобы сейчас вот так, коту под хвост, все бросить?"

Он довольно быстро убедил меня в том, что, несмотря на поражение, мы доказали всем: Киселева и Брусникина по-прежнему остаются более чем конкурентоспособными. И что дальше будет только легче.

      - Музыка и идеи новых программ пока секрет?

      Мария: - В нашем виде спорта очень развит плагиат. Поэтому не хочется раньше времени ставить окружающих в известность о том, что и как мы делаем. В свое время Ольгины сольные элементы копировали многие. Некоторые наши - тоже. Конечно, на первом же сборе все тайное становится явным. Но тем не менее...

      - А у вас когда-нибудь был соблазн позаимствовать чужую идею?

      Ольга: - Взять что-то увиденное за основу и развить случалось. А просто повторять чужой элемент неинтересно. Да и неприлично, с моей точки зрения. Хотя так считают далеко не все. Например, на Играх доброй воли в Нью-Йорке к нам подошел американец Билл Мэй, выступавший за США в смешанном дуэте, и честно сказал: им так понравилась одна наша поддержка, что они не удержались и включили ее в свою программу. Но такие признания - исключение.

      - Но был же случай в сезоне-2001, когда молодая, поменявшаяся после Игр российская команда в качестве длинной программы взяла вашу сиднейскую композицию.

      Ольга: - Это совсем другое дело. Главный тренер Татьяна Покровская таким образом хотела показать, что технически молодые девочки могут все. В том числе повторить сильнейшую программу Олимпийских игр. Плагиатом это назвать нельзя: постановщик-то один, только исполнители разные.

      - Чье мнение о том, что вы делаете, для вас наиболее важно?

      Мария: - Полянской, российского судьи Марины Рощиной - она наиболее опытный и профессиональный человек в этой области, Покровской... Еще я бы назвала такого специалиста мирового уровня, как Мария Максимова.

      Ольга: - То есть людей, которые в разное время сами создавали что-то выдающееся и умеют это по достоинству оценить.

      - На чемпионате мира в Барселоне меня потрясло то, что российская группа, не проигравшая с 1998 года ни одного старта, после короткой программы оказалась второй. А что чувствовали при этом вы? Понимали причину?

      Ольга: - Тоже были в шоке. Думаю, если бы мы проиграли групповой турнир, это стало бы катастрофой. На первых же тренировках мы обратили внимание на то, что у японок очень хорошая короткая программа, а вот длинная не идет с ней ни в какое сравнение. И тем не менее, когда после короткой программы нас поставили на второе место, первой мыслью было: вот она возможность убрать надоевших русских.

      - Лично мне показалось, что короткая программа у нашей группы была не самой удачной. Не впечатляла.

      Ольга: - Так ведь и мы прежде всего стараемся искать причины неудачи в себе. И далеки от мысли, что композицию не приняли лишь потому, что вокруг никто ничего не понимает, а мы - самые умные. Но в то же время японки явно не были готовы к тому, что борьба сложится таким образом. В короткой групповой программе у них не выступали чемпионки мира в дуэте Мия Тачибана и Михо Такеда. А остальные по большому счету ничего никогда не выигрывали. У нас же - полный комплект: олимпийские чемпионки, чемпионки мира...

Поэтому меня и не оставляло чувство, что против России затевается какая-то игра, которая почему-то не получилась. Вполне согласна с Покровской, которая сказала: «Хорошо, что нас припугнули сейчас, а не в Афинах».

      Мария: - Самая большая опасность заключалась в том, что барселонский чемпионат мира был пред олимпийским. Если бы японок поставили на первое место, то их шансы на победу в Афинах резко бы возросли.

      - Я слышала, что на Олимпиаду в состав российской группы хотят попробовать пробиться чемпионки Игр в Сиднее Ольга Новокщенова и Елена Азарова. Вы верите в то, что им это удастся?

      Мария: - Новокщенова предпринимала попытку вернуться еще в прошлом сезоне. Выступала на соревнованиях, много помогала Покровской в постановке групповых упражнений, постоянно была на тренировочных сборах. Но с участием на чемпионате мира у нее не сложилось. На Олимпийские игры каждая команда имеет право привезти 9 спортсменок. Причем Покровская, как главный тренер, может включить в состав запасную участницу по своему усмотрению.

Скорее всего, это будет Новокщенова. Тем более что Татьяне Николаевне лучше, чем кому-либо, известно, в каком состоянии Ольга и чем именно она может помочь команде. С Азаровой сложнее - ее пока никто не видел.

      Ольга: - Сейчас вряд ли кто представляет, как эта ситуация разрешится. Будут, видимо, какие-то контрольные соревнования, но то, что Лена отсутствовала в команде три года, осложняет ее задачу. Не говорю уж о том, что она наверняка столкнется с колоссальным противодействием со стороны тренеров тех спортсменок, которые выступали в команде все это время. Что вполне объяснимо.

      - Первая наша чемпионка мира Ольга Седакова даже после ухода из спорта продолжала довольно ревностно относиться к тому, что происходит в соло, в дуэте. Вы, Ольга, стали сильнейшей солисткой мира в 2001-м. Как сейчас смотрите на ситуацию, когда мы не только проиграли этот вид программы в Барселоне, но и практически отказались от сольной борьбы в ближайшем будущем?

      Ольга: - Помимо француженки Виржини Дидье, которая выиграла в Барселоне, я не вижу солисток, которые были бы недосягаемы. Но Виржини намерена уйти. Испанка Джемма Менгуаль, безусловно, прибавила в последнем сезоне, однако у нее довольно много недостатков в технике, которые, на мой взгляд, поздно исправлять. К тому же Джемма слишком много лет проигрывала одной и той же японке. Это всегда давит. Причем не столько на спортсменку, сколько на судей. Гораздо проще делать какие-то перестановки в пределах пьедестала, нежели позволить войти в число призеров тому, кто много лет был четвертым.

В этом отношении довольно показателен пример Седаковой, которая четырежды подряд выигрывала соло на чемпионатах Европы, а на чемпионатах мира вплоть до 1998 года оставалась без медалей.

      - Что, на ваш взгляд, должно быть у классной солистки помимо техники?

      Ольга: - Порода, умение преподнести себя, музыку. Красивые руки, красивые ноги...

      Мария: - Я бы сказала, что она должна завораживать. Так, чтобы мурашки по коже. Брусникина такие ощущения вызывала. Дидье - тоже. А на остальных смотришь - лишь определенный набор движений. Выступает какая-то спортсменка, а ты автоматически отмечаешь: этот элемент она делает повыше, чем остальные, этот - пониже. Вроде все нормально, а отклика в душе - никакого.

      - Я слышала, что в группе вашего тренера Елены Полянской сейчас есть какая-то необыкновенная девочка.

      Ольга: - Есть. Тоже Ольга, кстати (Ольга Кужела. - Е.В. ). Недавно она выиграла соло на юношеском чемпионате Европы, но посмотрим... Думаю, в соло в ближайшем будущем будет немало неожиданностей. Насколько мне известно, и Давыдова, и Ермакова отказались выступать в этом виде программы в олимпийском сезоне, и на чемпионат Европы-2004 у нас поедет другая солистка. А вот сумеет ли она стать лидером на мировом уровне, я не знаю...

2003 год

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru