Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Плавание - Тренеры
Геннадий Турецкий:
«
ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ УЧУСЬ У... КИТОВ »
Геннадий Турецкий
Фото © Елена Вайцеховская
на снимке Геннадий Турецкий

В конце декабря 1998 года в Мельбурне состоялась необычная церемония: высшая спортивная награда Австралии - Australian Coaches Council Award - была вручена российскому тренеру Геннадию Турецкому.

Австралийцы считают наиболее значительной заслугой Турецкого три золотые награды чемпиона мира и два мировых рекорда в сезоне-98 его ученика Майкла Клима. С гордостью говорят на Зеленом континенте и о достижениях Александра Попова, приехавшего в Канберру вслед за своим тренером 6 лет назад и ставшего в Австралии почти своим. Напомню, что на чемпионате мира этого года Попов оказался единственным российским спортсменом, получившим золотую медаль.

Мобильный телефон Турецкого, номер которого заканчивается цифрами 47-76 (на уровень этого результата, по мнению тренера, Попов должен выйти на стометровке вольным стилем до Игр в Сиднее) откликнулся лишь за день до церемонии. До этого его хозяин, как выяснилось, был в творческом отпуске в Англии и Канаде.

- Меня приглашали читать лекции, - рассказал он корреспонденту «СЭ». - В Лондоне были и другие дела. Я провел очень много времени с крупнейшим в мире специалистом по биомеханике животных Александром Макнейлом. Ученые давно вывели закон, согласно которому человек может проплыть за секунду расстояние, равное длине его тела. Не больше. Следовательно, Попов должен проплывать 100 метров за 50 секунд. А его мировой рекорд - 48,23. Я считаю, что и этот результат можно улучшить - за счет старта, поворота, более экономных движений в воде. Пловца такого уровня, как Попов, опасно переучивать, хотя, мне, в частности, хотелось бы предложить ему немного иной старт, но мы постоянно вместе думаем о том, как плавать еще быстрее. Вот я и обращаюсь к первоисточнику - к природе млекопитающих.

- А что вы делали в Канаде?

- Наблюдал за китами. Встречался с выдающимся спринтером прошлых лет Владимиром Буре, который постоянно живет в Ванкувере.

- Говорили с ним, естественно, о плавании?

- Не только. Мне, например, очень интересно, каким образом хоккеистам НХЛ удается поддерживать форму на протяжении целого сезона, играя по 80-120 матчей, в каждом из которых надо выкладываться полностью. Должны же быть какие-то секреты, методики восстановления? Кстати, сам Владимир выступал до 28 лет и даже под конец карьеры показывал высокие результаты. Много говорили с ним о технике плавания. Если помните, стиль Буре сильно отличался от манеры остальных спринтеров. Он противоречил многим представлениям о технике, но давал результат. С моей точки зрения, это идеальное доказательство того, что плавание - сугубо индивидуальный вид спорта.

Возьмите того же Попова: многие пробуют копировать его, но никто не может добиться столь впечатляющего результата.

- В свое время, помню, По­пову подражал и второй ваш ученик - Клим.

- И понял, что это занятие бесполезное. Сейчас Клим применяет технику, которая, может быть, не очень красивая, даже корявая, но идеально ему подходящая. Результат вы видели на чемпионате мира. С Буре мы много говорили о спорте в целом: о мотивации, о качествах, необходимых спортсмену, стремящемуся к чемпионским титулам.

- Неужели в этой области для вас еще существуют какие-то тайны?

- Я никогда еще не готовил 4-кратного олимпийского чемпиона к его третьей по счету Олимпиаде. Это очень сложно. И для Саши, и для меня. Буре нашел формулировку того, что у меня постоянно крутилось в голове. Австралийцы, например, считают, что спортсмен должен стремиться застолбить за собой какой-то участок, сделать его своей собственностью, чтобы у других не возникало даже мысли всерьез покуситься на нее. Такой собственностью Попова считают спринт, Клима - баттерфляй и так далее. Буре сказал иначе: нужно быть жадным. До побед, до всего, что происходит в твоей жизни.

- Я слишком хорошо помню, как бывает в спорте: в один прекрасный день просыпаешься и с ужасом осознаешь, что все осточертело. Даже не с ужасом, а с полным безразличием. Именно это чувство чаще всего ломает людей, долго и очень успешно выступавших.

- Поэтому мы с Поповым затеяли длительную подготовку, направленную только на Игры в Сиднее. В Кубке мира Саша участвовать не будет. Может, проплывет только на австралийском этапе. Сейчас он собирается на пару дней на турнир в Израиль. Сказал, что хочет посмотреть страну и посоревноваться вместо тренировки. Я не возражал. В Австралии нам предстоит пробыть довольно долго. Сначала потренируемся в Канберре, потом переберемся в горы. Первым относительно серьезным стартом станет чемпионат мира в Гонконге весной следующего года.

- Плыть-то, надеюсь, Попов будет кролем?

- Вот этого не могу вам обещать.

1998 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru