Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Плавание - Тренеры
Геннадий Турецкий:
«
МЫ С ПОПОВЫМ ПОДГОТОВКУ УЖЕ ЗАВЕРШИЛИ»
Геннадий Турецкий
Фото © Александр Вильф
на снимке Геннадий Турецкий

Ровно за месяц до выезда австралийской сборной по плаванию в Атланту российскому тренеру Геннадию Турецкому, который вот уже четвертый год работает тренеров в Институте спорта в Канберре, было предложено подписать олимпийский контракт. Один из пунктов этого документа запрещал Турецкому со 2 июля какую бы то ни было работу с иностранными спортсменами. Это означало, что к Играм в Атланте двукратному олимпийскому чемпиону Барселоны Александру Попову, который живет и тренируется в Австралии, пришлось бы готовиться без тренера.

Тем не менее спустя две недели контракт был подписан. И в минувший вторник Турецкий вместе со сборной Австралии вылетел в США на заключительный этап подготовки к Играм. А накануне вылета я связалась с Канберрой по телефону.

- Такой пункт в контракте действительно существует, - сказал Турецкий. - И это - наиболее серьезное ограничение моей деятельности на заключительном этапе подготовки к Играм. Первым, увидев такое требование, возмутился директор австралийского Института спорта Джон Болдби. Институт проводит постоянную работу с иностранными спортсменами, и, например, сейчас у меня тренируются спортсмены из Гуама, Сингапура.

За сингапурского, кстати, пловца правительство его страны ежегодно переводит институту 70 тысяч долларов. Могу представить себе реакцию спортивных руководителей Сингапура, когда выяснится, что в наиболее ответственный момент подготовки их спортсмен окажется брошенным на произвол судьбы.

- Как вы думаете, какую цель преследовало руководство олимпийской сборной Австралии, включая в ваш контракт такое требование?

- Решение о том, чтобы выделить мне место в олимпийской команде, принимал НОК Австралии. То есть оно было спущено «сверху»: мол, Турецкий будет в команде, но играть он будет по нашим правилам.

- Вы считаете такую постановку вопроса неправильной?

- С точки зрения интересов команды это, наверное, правильно. Но я - не австралиец и не штатный тренер сборной. Для австралийцев дело ведь не в том, буду я продолжать работать с Поповым или нет. Скорее тут элементарное желание в какой-то степени поставить меня в зависимое положение. Согласно упомянутому пункту, я не имею права работать с иностранцами, стоя на бортике бассейна. Но слово coaching в английском языке имеет 14 различных толкований. Бегать по бортику с секундомером - лишь одно из них, причем далеко не самое главное.

- Заключительный этап подготовки всегда считался наиболее значимым. Получается, вы в какой-то степени пожертвовали своим главным спортсменом - Поповым. Ради чего? Боитесь испортить отношения с австралийцами?

- Я бы не стал ставить вопрос настолько прямолинейно. Во-первых, у меня существует контракт с австралийским Институтом спорта, который истекает через полгода и по которому, если мои спортсмены попадают в состав олимпийской сборной, я обязан быть с ними. Во-вторых, решение о моем присутствии в олимпийской команде принимал Олимпийский комитет страны. Причем лично президент НОК приложил значительные усилия, чтобы добиться этого: ассоциация тренеров была против. Если бы я отказался поехать в Атланту в составе австралийской команды, то тем самым подвел бы людей, которые меня поддерживали и поддерживают. Но главное заключается в том, что подготовка Попова практически завершена.

Мы сделали абсолютно всю специальную работу, которую должны были сделать. За последний цикл подготовки Попов проплыл порядка 400 километров, на момент старта будет около 500. Саша остается в Канберре до 12 июля, затем вылетает в США, где присоединится к российской сборной. Я бы мог сейчас взять его с собой. Но этого не нужно. Более того, если бы я планировал нашу с ним подготовку, исходя только из личных интересов, я бы организовал ее заключительный этап именно так, как есть.

- Психологически вам было бы легче, если бы вы остались в Австралии до 12 июля?

- Вероятно. Хотя я всегда придерживался убеждения, что если спортсмен не может обойтись без тренера накануне старта или неуверенно себя чувствует, то значит в подготовке были допущены ошибки. А у нас, смею думать, их не было. И, поскольку специальная подготовка была закончена на неделю раньше, будет время на доработку мелочей.

- А вы не боитесь, что Попову может помешать именно эта неделя, свободного времени?

- Какое же оно свободное? Просто оно в большей степени будет посвящено общефизической подготовке. Не накачке, а поддержанию организма в состоянии нужной кондиции. Когда спортсмен находится в форме, ему иногда бывает сложно даже подняться по лестнице: все мышечные реакции направлены уже на другую работу. Очень велика возможность получить травму, что называется, на ровном месте. Многие тренеры боятся давать физическую нагрузку накануне старта. И удивляются, почему их спортсмены начинают «гореть». Это происходит именно от недостатка нагрузки. Правильной нагрузки.

Элементарный пример: когда физкультурой начинает заниматься человек, никогда этого не делавший, он психологически сразу же начинает лучше себя чувствовать. Поэтому я часто говорю тем же австралийцам: чаще смотрите на свое тело в зеркало. Вы должны себе нравиться. Плюс - правильное питание. Вся моя бригада уже приучена очень жестко контролировать, что и как они едят. Вся Австралия до сих пор удивляется, почему вдруг стал так быстро плавать Майкл Клим, которому на настоящий момент принадлежит лучший результат сезона в мире на дистанции 200 метров вольным стилем, и мало кто замечает, что за последний год при том же самом общем весе его мышечная масса увеличилась на три килограмма.

- Результат, которого, если не ошибаюсь, в «мышечных» видах спорта, таких, как культуризм, частенько достигают при помощи анаболиков?

- Да. Я сейчас, кстати, готовлю большую статью, которая будет называться «Анаболическая тренировка без стероидов».

- Опасное название. Уже стало притчей во языцех отношение австралийцев ко всему, что связано даже с упоминанием запрещенных препаратов.

- Кстати, не так давно президент австралийского олимпийского комитета официально заявил, что в связи с использованием в Атланте новой методики допингконтроля, которая позволяет обнаружить «хвост» шестимесячной давности, надо быть готовым к тому, что один из двадцати пяти австралийских атлетов может быть тестирован положительно.

- То есть даже он не уверен в «чистоте» своей команды?

- Это прежде всего говорит о том, что он трезвомыслящий человек. Я же за своих спортсменов уверен. Попов уже привык, что в институт каждые две недели приезжает комиссия ФИНА с проверкой. Последний раз его тестировали 1 июля. Единственное, чего бы мне хотелось, - это быть уверенным в том, что и остальных спортсменов проверяют не реже. Может быть, стоит ввести специальные медицинские сертификаты, допингпаспорта, где отмечалось бы количество проведенных тестов. Например, в прошлом году Попова проверяли 26 раз. В этом - уже 18. Но я прекрасно отдаю себе отчет в том, что найти в Канберре Сашку гораздо проще, чем какого-нибудь австралийца, тренирующегося в Квинсленде в частном бассейне. И с большим сомнением отношусь к заявлениям, что проверяют всех одинаково.

- Какие задачи вы ставите в Атланте перед своими австралийскими пловцами?

- Климу, как я уже сказал, принадлежит лучшее 200 метров вольным стилем. Правда, у него уже вошло в систему проваливать первый старт. Я строил работу с ним так, чтобы этого избежать. Мэттью Данн в Атланте вполне может составить конкуренцию сильнейшим и на 200, и на 400 метров в комплексном плавании.

- В России ни одно из предолимпийских совещаний не обходится без упоминания о той безумной жаре, которая будет в Атланте. Мол, выступления наших спортсменов могут оказаться не столь впечатляющими, как мы рассчитывали.

- А что, все остальные будут соревноваться при другой погоде? Существуют способы сохранить и водный баланс организма, что принципиально важно во время любых соревнований, и спортивную форму. Если человек готов - он плывет, бежит, прыгает при любых условиях.

- После Игр вы намереваетесь продолжать свои взаимоотношения с Австралией или об этом пока рано говорить?

- Все будет зависеть от дальнейших предложений. Сразу после Игр меня пригласили выступить с лекциями на Всемирной спортивной конференции в США,: затем - в середине сентября - в Европе. Не исключено, что заеду в Россию - времени у меня будет достаточно. Честно говоря, я бы хотел немножко отвлечься от практической работы: снять фильм, написать книжку...

- С воспоминаниями?

- С рецептами. Хотя, с другой стороны, учить побеждать других еще не время.

1996 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru