Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Снежный сбор в Рамзау
ГЛАВНОЕ НЕ СНЕГ, А ЭФФЕКТ ГОР
Рамзау
Фото © AFP
Рамзау

7 октября 2021

Российские биатлонисты начали тренировочный сбор в австрийском Рамзау. Горнолыжный курорт, закрывший свои двери во время пандемии по указу бургомистра, постепенно оживает. Сейчас здесь уже можно появляться без масок, исключение составляют только магазины. А на местное стрельбище национальным командам приходится записываться заранее в связи с аншлагом. О культовом для спортсменов месте, особенностях первого снега и рабочей рутине — в материале RT.

На глетчере австрийского Рамзау выпал снег. Для местного городка (хотя, какой городок? Так, небольшая деревушка, несмотря на всю её спортивную известность) —  это целое событие: внизу на равнине дождливо, хотя обычно солнечная погода стоит здесь до глубокой осени, на леднике снега мало, в него «упакован» лишь маленький круг, плюс снег грязноват, скользить по такому трудно. Но свежий снег выпал — и настроение спортсменов сразу меняется. Да и местных жителей тоже: много спортсменов — это деньги. За отели, за еду, за аренду залов и трасс, за подъем на глетчер, и даже за проезд к подъемнику через шлагбаум. А там и погоду обещали — с пятницы.

Горная Австрия постепенно приходит в себя после пандемии. Уже спущены с верхних пастбищ и традиционно пасутся вдоль дороги стада коров, а вдоль проезжей части скользят на роллерах или бегают кроссы спортсмены. В феврале прошлого года, когда Европу со страшной скоростью стала накрывать первая волна заболеваний, местный бургомистр поднял пожарную часть, расставив людей на дорогах, и полностью перекрыл въезд в Рамзау со стороны. Спустя время градоначальник попал под серьезную раздачу — за самоуправство и превышение необходимых полномочий, но не исключено, что как раз та мера помогла сохраниить многие человеческие жизни. Ситуация ведь реально была катастрофической. Экс-чемпионка мира по биатлону Анна Шпрунг, живущая в Рамзау уже более двадцати лет,  подтвердила:

«Люди реально шарахались друг от друга, если встречались на улице. Позакрывался весь туризм. К лету всё вроде немного стало налаживаться, в Рамзау было разрешено приезжать австрийцам, но рестораны и бары были закрыты. У нас с мужем свой ресторан возле стадиона и было до слёз больно наблюдать, находясь внутри за закрытыми дверьми, как люди приходят к ресторану, садятся на террасе и пьют принесённое с собой пиво... Открыться же мы не могли — на этот счёт по всей стране были предусмотрены колоссальные штрафы...»

Сейчас Рамзау живёт без масок. Они обязательны лишь в продуктовых магазинах. В остальном о сложных для мира временах не напоминает ровным счётом ничего. Теоретически тебя могут остановить и попросить предъявить Green Pass или справку о перенесённом заболевании, но в реальности подобного не практикуется даже в Вене.

Приехать в прошлом году в Рамзау на традиционный октябрьский сбор сборной России не удалось. Зато сейчас здесь аншлаг. В отеле Риттис разместились мужская команда Сергея Башкирова и женская — Михаила Шашилова, километром ниже почти у самого стрельбища Кобальдхоф — один из старейших отелей деревушки, ждет российских лыжников. Старший тренер мужской российской команды Юрий Каминский от сбора в Австрии, правда, отказался. Сказал:

«Зачем искать снег где-то в Европе, когда он есть у нас в стране? Поэтому я со своей командой в эти сроки еду в Алдан. Там есть абсолютно всё для того, чтобы провести хороший сбор. Сам я возил туда своих спортсменов начиная с 2012 года. До меня туда же ездили Николай Лопухов, Александр Грушин. Просто раньше климат был пожёстче, и тренироваться в Алдане можно было максимум до конца октября. Сейчас там вполне можно кататься и в ноябре...»

Команда Башкирова изначально замышлялась, как резервная. Но потом к тренеру попросился чемпион мира и лидер всей сборной Александр Логинов, а в начале осени добавился Матвей Елисеев. Оба они, плюс бронзовый призёр индивидуальной гонки Игр в Ванкувере Евгений Гараничев будут выступать в декабрьских этапах Кубка мира, и тут, получается, уже не разберёшь, какая из двух групп на текущий момент выглядит солиднее.

Один из основных признаков того, что спортивная жизнь в Рамзау вернулась в привычную колею — загруженность стрельбища и тренажёрных залов. Российская мужкая стрелковая тренировка в четверг была назначена на 8.30 утра, но чуть позже от Башкирова пришло сообщение, что начало занятий пришлось сдвинуть на 11 часов. Перенаселённость тренировочных объектов в самой деревушке — первый и самый верный признак, что условия для работы на леднике оставляют желать лучшего. Так было два года назад, когда из-за слишком тёплой осени снег на глетчере стал катастрофически таять, похожая картина наблюдается и сейчас.

Известный лыжный тренер Юрий Бородавко, приезжающий в Рамзау в октябре из года в год, с некоторых пор вообще отказался от снежных тренировок  на местных трассах. Объяснил:

«Я уже достаточно давно не практикую в Рамзау тренировок на снегу, то есть, на высоте, хоть там она и не слишком большая. Мы тренируемся внизу, продолжаем подготовку на лыжероллерах, в беге, в имитации. Плюс — хороший климат, хорошая еда, удобное место, достаточно комфортная высота...»

Но тут уж — каждому своё. В первую неделю сбора российские биатлонисты уже несколько раз поднимались на глетчер. По словам Башкирова, который приезжал тренироваться в Рамзау ещё когда был спортсменом, тренировки на высоте 2700 метров всегда дают очень хороший эффект. Поэтому практически все европейские сборные используют для вкатки Рамзау. Или итальянский Валь-Сеналес, где высота чуть посолиднее. Первым Валь-Сеналес открыл для себя Оле-Эйнар Бьорндален, а следом подтянулась вся норвежская сборная.

В этом году в Рамзау одновременно с россиянами приехала мужская сборная Германии, здесь же обе сборные Болгарии во главе с экс-российскими тренерами Александром Касперовичем и Виталием Норицыным.   

На вопрос о недостаточно хорошем снеге, Башкиров отшутился:

«Снег не может быть плохим. Он бывает грязным, чистым, быстрым, медленным. Понятно, что грязный снег может ухудшать скольжение, но сейчас для нас главное не это, а высота, эффект гор. В этом плане вся работа идет без сбоев»

Контрольных соревнований в Рамзау не планируется. Они начнутся позже, когда команда переберётся из Австрии в Тюмень.


 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru