Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Биатлон -  Кубок мира 2016-2017 - Эстерсунд (Швеция)
ШИПУЛИН НЕ ДОТЯНУЛ ДО ПОДИУМА,
А СЛЕПЦОВУ ПОДВОДИТ СТРЕЛЬБА
Антон Шипулин
Фото © Reuters
Эстерсунд. Антон Шипулин

27 ноября 2016

Победителями первой эстафетной гонки большого биатлонного сезона стала Норвегия, в составе которой очередную кубковую победу записал на свой счет семикратный олимпийский чемпион Оле Эйнар Бьорндален. Российская команда финишировала четвертой.

В сингл-миксте первыми стали пятикратный обладатель Кубка мира Мартен Фуркад и четырехкратная чемпионка мира Мари Дорен-Абер. Российский тандем в составе Светланы Слепцовой и Антона Бабикова финишировал восьмым с двухминутным отставанием от победителей

В Эстерсунде российским биатлонистам не везет. Чтобы проникнуться этой мыслью, достаточно неторопливо пройтись по бирже во время любой из тренировок, послушать тренерские разговоры, а с кем-то перекинуться парой-тройкой слов. И обязательно услышишь, причем, неоднократно: «Не везет нам здесь, что поделаешь?»

Протоколы говорят о другом. О том, что Эстерсунд – такая же точка на карте биатлонного мира, как любая другая. Где выигрывает тот, кто готов к победе: сразу, нахрапом, в первых же гонках. Ну, примерно как Бьорндален, которого год назад из уважения к сединам не поставили в состав ни одной из двух смешанных эстафет первого дня. Спустя двое суток 42-летний ветеран порвал всех в клочья в индивидуальной гонке и попутно привез почти сорок секунд лучшему из россиян – Алексею Волкову. При одинаковой, замечу, стрельбе.

Та бронза Волкова по факту остается последней российской медалью, завоеванной в Эстерсунде. За год до нее было серебро Антона Шипулина в преследовании, еще годом ранее – два серебра Ольги Зайцевой, а в декабре 2012-го российская четверка в составе Зайцевой, Ольги Вилухиной, Волкова и Евгения Устюгова даже выиграла смешанную эстафету – добыла золото, к которому добавились сразу три бронзы Шипулина, Вилухиной и Екатерины Глазыриной в личных видах. В те времена, правда, смешанные эстафеты чаще именовали «смешными», не придавая им сколь-нибудь серьезного значения, но как же ностальгически воспринимаются воспоминания о той победе сейчас! А можно ведь еще вспомнить триумфальный для нашей страны чемпионат мира в 2008-м, когда Максим Чудов стал чемпионом в спринте и вторым – в преследовании, получил золото в составе мужской эстафеты, бронзу – в смешанной, а российские девушки добыли пять личных наград, включая золотую – Екатерины Юрьевой.

Я, собственно, к тому, что считать Эстерсунд каким-то особенно гиблым для российского биатлона местом все же не стоит. Другой вопрос – готовы ли российские спортсмены к тому, чтобы встретить сезон во всеоружии?

С погодой биатлонистам можно сказать повезло, если допустить, что слово «повезло» вообще можно применить к местному климату, где светлое время суток продолжается от силы до двух часов дня: потом начинаются сумерки, стремительно переходящие в непроглядную темень. При этом шведский этап наиболее длинный: он продолжается в общей сложности восемь дней, три из которых – выходные.
Такое расписание кажется на первый взгляд абсурдным, но в логике организаторам этапа не откажешь: собрать зрителей на трибуны в середине недели в Эстерсунде невозможно по определению. Вот и пришлось выстроить расписание таким образом, чтобы соревнования начинались в выходные, и в следующие выходные заканчивались. Принят такой график с незапамятных времен, так что сами спортсмены к нему давно привыкли. Тем более многие приезжают в Эстерсунд из Бейтостолена, а это – почти семь сотен километров через перевал по снежным норвежско-шведским весям. Утомительный, одним словом, путь, при котором день-другой отдыха – большое подспорье.

«Разгонная» эстафета в составе Ольги Подчуфаровой, Татьяны Акимовой, Максима Цветкова и Антона Шипулина началась для россиян тяжело – в прямом смысле этого слова. После первых двух этапов (по два дополнительных патрона у Подчуфаровой и Акимовой) отставание команды относительно лидера составляло почти минуту и в просторечии означало, что у двух лидеров группы Виталия Норицына нет пока что ни хода, ни стрельбы.

На третьем этапе в гонке нарисовался ее главный герой: Бьорндален вытащил свою команду в лидеры, отыграв 17 секунд у Бенедикта Долля, и было очевидно, что эту позицию Норвегия уже не потеряет – разве что Йоханнеса Бе укусит на финише гонки какой-нибудь зловредный шведский тролль – если кто и мог считаться в норвежском составе слабым звеном, так это чемпионка прошлогоднего мирового первенства в эстафете Марта Ольсбу, всего пять недель назад вышедшая из больницы.

Накануне этапа младший Бе много говорил о том, как сильно (и прежде всего в области стрельбы) пошло на пользу команде сотрудничество с Зигфридом Мазе – бывшим тренером Мартена Фуркада, чей переход под норвежские знамена до сих пор не дает покоя всей Франции.

Мог ли стать героем этой гонки Шипулин? Наверное, да. Изначально Антон настраивался на эстафету, как на возможность простартоваться, почувствовать соревновательный ход и стрельбу, раз уж такой возможности не предоставилось ему в Бейтостолене. Но вместо этого в очередной раз угодил в не раз уже опробованное амплуа спасителя отечества: принял эстафету у Цветкова седьмым с отставанием 1.07,7 и с этим грузом что есть сил ринулся вперед.

Собственно, из всей четверки Шипулин стал единственным, к кому не хотелось предъявлять вообще никаких претензий. При том, что спортсмен порядком выложился на первых двух кругах, справиться со стрельбой на обоих рубежах ему удалось стопроцентно. А вот потом ресурс исчерпался: была иллюзия, что Антон сумеет удержать третью позицию, на которую выбрался после своей второй стрельбы, и хотя бы этим скрасит столь невзрачное для российской команды начало сезона, но прямо в финишном створе российского гонщика очень легко обошел итальянец Доминик Виндиш. И самый печальный итог первой эстафеты сезона наверное и заключался в том, что Шипулин позволил сопернику это сделать.

Вторая из воскресных гонок должна была стать моментом истины не только для Слепцовой, но и для ее тренера Валерия Медведцева. Рассуждая в октябре о шансах спортсменки, с которой он довольно долго работал в качестве личного наставника, Валерий сказал, что по своим скоростным качествам Светлана вышла на достаточно хороший уровень еще год назад. И что в этом сезоне у спортсменки должна нормализоваться стрельба.

Просто потом все сложилось таким образом, что к началу кубкового сезона руководство сборной так и не определилось, кто из двух тренеров – Медведцев, или Виталий Норицын – будет отвечать за женскую команду на этапах Кубка мира. И все свелось к традиционному: пусть сначала спортсмены пробегут, а там – посмотрим. И Медведцев остался в Бейтостолене с резервной командой.

Слепцова в связи с этим оказалась не в слишком комфортной для себя реальности: мало того, что осталась без тренера, так к эстафетным стартам в Эстерсунд кроме нее не приехала ни одна спортсменка из группы Медведцева. И в этих реалиях Светлане предстояло демонстрировать свою готовность к сезону: хватит ли для начала у нее сил пройти в сингл-миксте два этапа и четыре стрельбы. За Бабикова столь сильно беспокоиться не приходилось: психологически он и вполовину не был так загружен, как его напарница по команде.

Первую стрельбу Светлана провела идеально, выбравшись на четвертую позицию с отставанием 6,9. Но уже на втором рубеже все иллюзии были развеяны: спортсменка промахнулась трижды, затем ушла на штрафной круг, после чего ее отставание от лидера сразу выросло до 47,4. Три запасных патрона Бабикова на «лежке» фактически подвели черту под рассуждениями на тему, чего следует ждать от российской команды в этой гонке.

Было изначально понятно, что сингл-микст имеет все шансы на то, чтобы стать французским: пятикратный обладатель кубка мира Мартен Фуркад и наиболее вероятная претендентка на обще-кубковую женскую победу Мари Дорен-Абер являли собой в паре слишком грозную силу, чтобы с ней не считаться. При этом оба спортсмена нельзя сказать, чтобы лезли по ходу дистанции из кожи вон: Фуркад, приняв эстафету вторым, довольно кратковременно вышел в лидеры после второй стрельбы на своем стартовом этапе, Дорен-Абер следом лишь чуточку сдала позиции пропустив вперед австрийку Лизу Хойзер, после чего вернувшийся в гонку Мартен снова вышел вперед и закончил дистанцию в хорошем разминочном стиле, ничем не проявляя сколь-нибудь гипертрофированного стремления к победе. Но при этом опередив на шестнадцать секунд австрийца Симона Эдера.

В целом все получилось в точности по словам Фуркада, сказанным накануне в интервью: «Я совершенно не настроен сейчас думать об очередном хрустальном глобусе. Могу в любой гонке с одинаковым успехом стать первым, вторым или пятым. Но знаю, что двадцатым не буду точно».

В этом, собственно, и заключается главное отличие лидеров сегодняшнего биатлона от любого из их российских коллег: на что реально способен каждый из гонщиков (в том числе со знаком «минус») не знают, похоже, ни они сами, ни их наставники. И все продолжается по известному до мелочей сценарию: сначала спортсмены до одури боятся, что проведенная летом изматывающая работа вовремя не трансформируется в результат, затем (когда все это происходит в полном соответствии с опасениями) начинается внутренняя паника и ступор от возрастающей ответственности, потом приходит очередь судорожных и не всегда логичных замен в составах команд и завершается все сменой тренеров в конце сезона.

Хотя можно все свести к тому, что в Эстерсунде нам просто не везет.


 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru