Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Биатлон -  Кубок мира 2015-2016 - Антхольц (Италия)
В СПОРЕ ШИПУЛИНА И ГАРАНИЧЕВА ПОБЕЖДАЕТ ПОДЧУФАРОВА
Ольга Подчуфарова
Фото © Reuters
Антхольц. Ольга Подчуфарова

22 января 2016

Победителем мужской спринтерской гонки стал немец Симон Шемп. Серебро у Максима Цветкова. Эта награда стала в карьере спортсмена первой.
20 лет первой победе Оле Эйнара Бьорндалена.

Спринтерский забег стал юбилейным для Оле Эйнара Бьорндалена. Ровно двадцать лет назад, в 1996-м, восьмикратный олимпийский чемпион одержал в Антерсельве свою первую кубковую победу. С тех пор их было 15. Не осталось такого вида программы, на которых великий норвежец не побеждал бы в Антерсельве хоть однажды. Однако записывать его в фавориты на этот раз не спешил никто. Во-первых, накануне январских этапов Бьорндален переболел простудой, из-за чего, по его словам, «потерял» стрельбу и достаточно долго не мог ее восстановить. Во-вторых, не в его пользу была статистика: за последние десять лет самый выдающийся биатлонист современности выиграл в Антерсельве лишь дважды, оба раза – в масс-старте, но последняя из тех побед датировалась 2008 годом.

По сравнению с великим соперником российские лидеры выглядели далеко не так ярко. На итальянской трассе из нынешнего поколения побеждал лишь Антон Шипулин. В 2011-м он выиграл в Антерсельве спринт, а двумя сезонами позже сделал дубль, добавив к спринтерской победу в гонке преследования. Евгений Гараничев поднимался на пьедестал трижды, но первым не становился ни разу.

До начала соревнований впору было заключать пари: кто именно – Шипулин или Гараничев первым из россиян запишет на свой счет победу на кубковом этапе. В четверг ответ был получен: оба российских лидера были виртуально и виртуозно уложены на лопатки Ольгой Подчуфаровой, которая, к слову, победив в спринте сравнялась по числу одержанных в Антерсельве побед с... Мартеном Фуркадом.

Но вот в мужской гонке у россиян не слишком заладилось. Не до такой степени, конечно, как у Бьорндалена, стартовавшего одним из первых и дважды промахнувшимся на первом рубеже. Гонка в исполнении норвежца уже не выглядела катастрофически провальной, каким стал заключительный рупольдингский масс-старт, где Оле Эйнар настрелял себе десять штрафных кругов. Но две ошибки в спринте плохо сочетались с подиумом во все времена.

Шипулин сделал одну – не закрыл первую мишень в «стойке». А Гараничев промахнулся уже на первом рубеже. Там же ошиблись Алексей Слепов и Алексей Волков. Следующие три промаха Волков сделал на втором рубеже, и вот это уже выглядело если не катастрофой, то большой неприятностью, не имеющей к спринту никакого отношения. Не исключено, что именно в этот момент Волков лишился своего места на первом этапе воскресной эстафеты. Хотя неделей раньше все шло к тому, что место в эстафете не достанется Максиму Цветкову, показавшему достаточно посредственную стрельбу в командной гонке Рупольдинга.

И вот тут хотелось бы сделать отступление. Сказать о том, что спринтерская победа Ольги Подчуфаровой сослужила российской сборной отличную службу. Не золотом как таковым, а прежде всего тем, что она перевернула многие стереотипы. Показала, что результат делает не тренер, а сам спортсмен – если сумеет расставить приоритеты в своем сознании и четко понять, чего хочет добиться.

О смене приоритетов Ольга говорила еще в декабре на этапе в Эстерсунде – призналась в интервью, что пересмотрела многие свои взгляды и совершенно сознательно решила: на первом месте в ее жизни – только биатлон. Все остальное вторично. Впрочем, спортсменку еще в юниорах отличал на редкость трезвый взгляд на жизнь и на юниорские успехи – в том числе. «Кто об этих медалях вспомнит через год?» – ее фраза.

В четверг некоторые ответы Подчуфаровой впору было заносить в цитатник. Например, о том, что, выходя на старт, она сама себе сказала: «Пора» И победа совершенно не стала неожиданной.
Не знаю уж, что именно говорил себе на старте Цветков, но бился он в этот день за всю свою спортивную жизнь: в команде, в биатлоне.

– С самого утра было очень хорошее настроение, – прокомментирует он чуть позже, придя на пресс-конференцию. – Не думал, что моя мечта подняться на подиум исполнится уже на этом этапе, но настраивался бороться очень серьезно. Не думал ни о чем. Ни об эстафете, ни о том, что будет завтра. Только лыжня и стрельба. Не скажу, что было как-то особенно тяжело. Внутренне я был спокоен, погода тоже способствовала тому, чтобы стрелять, не нервничая. И счастлив, конечно же, что у меня все получилось.

Год назад на этой же самой трассе, что принесла ему серебро, Максим Цветков финишировал 65-м и не попал в гонку преследования. Сейчас же, сидя перед журналистами с чувством выполненного долга, спортсмен рассказывал.

– В начале сезона мне было тяжеловато, но сейчас я чувствую, что могу на равных бороться со всеми ребятами в команде. Ощущения изменились в начале января. Я стал чувствовать, что ушло внутреннее напряжение и страх за свое место в команде, пришла раскованность, а с ней стал улучшаться и результат. В прошлом году у меня было все совсем иначе: начал сезон неплохо, но потом результаты пошли вниз. Стали выправляться только к самому концу.

– Вы с чем-то связываете эту разницу?

– После того как в команду пришел Рикко Гросс, изменился подход к тренировкам. Всю первую половину сезона Рикко постоянно меня поддерживал, успокаивал, говорил, что нет никаких поводов переживать, нужно просто спокойно тренироваться и готовиться к выступлениям. И бегать, как на тренировках. Когда в Хохфильцене я показал хороший результат в пасьюте (Цветков стартовал 29-м, а финишировал 11-м, чисто отстреляв на всех четырех рубежах. – Прим. Е.В.), то на душе как-то сразу стало легче. Все-таки это большое дело, когда тренер тебя так поддерживает.

– То, что с ходом у вас все хорошо, стало понятно уже на первом круге. А насколько уверенным чувствовали себя вы сами?

– Стрелял очень спокойно и раскованно. Не видел никаких проблем в том, чтобы закрывать мишени.

– Ольга Подчуфарова сказала после своей победы, что считает проведенную гонку идеальной. А что скажете вы?

– Если бы я все три круга прошел так, как первый, сказал бы то же самое. Но под финиш я почувствовал, что немного «провисаю». Поэтому идеальным свое выступление не назову, но было где-то очень близко к этому. Возможно, все дело в том, что на первом круге я немного завысил скорость.

– В Антерсельве довольно сложный подход к стрельбищу, зато на рубеже почти не бывает ветра. Что для вас важнее? Более простой подход или более спокойная стрельба?

– С подходом я не вижу для себя никаких проблем. В Хохфильцене и Рупольдинге подход был более легкий, но я и там чувствовал себя хорошо, и здесь. Ветер, безусловно, осложняет стрельбу. Во всяком случае лично для меня бывает сложно стрелять в ветер.

– Нужно ли, с вашей точки зрения, перед чемпионатом мира лететь на этапы в Америку?

– Это надо разговаривать с тренерским коллективом. Они принимают решения.

– А если бы об этом тренеры спросили вас?

– Вообще-то я чувствую себя хорошо, нет каких-то провалов, то есть сам я хотел бы поехать. Чувствую в себе силы бороться – так почему бы не поехать? Не как в прошлом году, когда на некоторых этапах у меня просто не было сил. В той же Антерсельве год назад мне бежалось очень тяжело. Как и на двух предыдущих – в Оберхофе и Рупольдинге. Просто умирал. А сейчас чувствую, что разгоняюсь.

– Ужасы высокогорья – это не для вас?

– Вообще не почувствовал высоты, если честно. Хотя обычно в горах мне бежится тяжеловато. Не знаю даже, в чем дело. Может быть, более правильно был выстроен план подготовки, может быть, сыграл роль более ранний приезд на этап – успели адаптироваться.

– Цель подняться на подиум Кубка мира вы выполнили. Что дальше?

– Останавливаться я не собираюсь. Не считаю, что я достиг потолка. Буду бороться в каждой гонке. Хочется и в тотале подняться повыше. Войти в десятку, например.

– То есть цель сезона – общий зачет?

– Можно сказать и так. Кроме этого знать, что ты гарантированно бежишь масс-старт на чемпионате мира тоже важно.

– А что для вас психологически проще – бежать спринт или гонку преследования?

– Вообще-то у меня лучше получается догонять. И в этом году в пасьютах чувствовал себя лучше, во всех отыгрывал позиции. Удастся ли отыграть одну позицию сейчас? Не знаю. Но я буду стараться.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru