Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Биатлон -  Кубок мира 2008-09 - Хохфильцен (Австрия)
ШОК НА ПЕРВОМ РУБЕЖЕ
Иван Черезов
Фото © Reuters
Хохфильцен. Иван Черезов

14 декабря 2008

В гонке преследования российские биатлонисты-мужчины остались без медалей. Лучшим из них стал трехкратный чемпион мира Николай Круглов, стартовавший с 15-й позиции, хотя до старта его шансы на высокий результат представлялись куда более шаткими, нежели у Ивана Черезова и Максима Чудова. Черезов хоть и ушел в гонку с отставанием от лидера - Эмиля Хегле Свендсена - на 26,8, но особенно беспокоиться за спортсмена не было поводов. Все-таки тоже трехкратный чемпион мира, дважды побеждавший в гонках преследования на этапах Кубка мира в прошлом сезоне, да и тренеры до старта обмолвились, что при «рваном» ветре Хохфильцена у Ивана лучше получается приспособиться к стрельбе, чем у остальных.

Словом, все было спокойно до первого рубежа. Но на нем у российского лидера случилось ЧП - пять промахов.

Это был шок. Единственным разумным объяснением могло быть то, что в горячке соревнований Черезова просто подвели нервы, и поправку на прицеле он сделал не в ту сторону. Но, как бы то ни было, приходилось констатировать, что наиболее вероятный претендент на медаль из списка фаворитов выбыл, скорее всего, уже окончательно.

После второго рубежа Круглов был уже среди лидеров. Первый с отставанием от Свендсена в 35,5 при дважды безупречно закрытых мишенях. Третья стрельба тоже получилась нервной: Свендсен дрогнул в одном выстреле, наседавший к тому времени ему на пятки Оле Эйнар Бьорндален закрыл три мишени из пяти, Томаш Сикора - возмутитель спокойствия на предыдущем этапе в Остерсунде - был предельно точен, а у Круглова случился один промах.

На четвертый круг сильнейшая группа ушла как бы парами: Свендсен с Сикорой - менее чем в семи секундах друг от друга, Круглов - на считаные сантиметры позади Михаэля Грайса и почти в минуте от лидеров, Бьорндален же пристроился в середине, уступая первой паре порядка сорока секунд, но выигрывая 20 у тех, кто позади.

После финиша Круглов рассказывал, что больше всего беспокоился за стрельбу. Не только из-за погоды, но и потому что почувствовал ход.

- Когда есть скорость, внутренне расслабляешься, - сказал он. - Подсознательно в голове сидит мысль, что неудачу на рубеже можно компенсировать ногами. Вот стрельба и страдает. Особенно тяжело, когда соперники оказываются на стрелковых позициях одновременно. Тут главное - начать стрельбу раньше других. Иначе велика опасность сбиться с собственного ритма. Слышно ведь не только кто с какой скоростью стреляет, но даже то, закрываются чужие мишени или нет. Это сильно мешает сконцентрироваться на собственных действиях...

Последняя стрельба в таких гонках - это всегда момент истины. Наверное, нет в мире биатлониста, способного полностью отрешиться от того, что происходит вокруг. Свендсен начал стрелять первым, но после двух первых точных выстрелов вдруг затормозил, пережидая порыв ветра. И сразу последовал промах.

Не знаю, слышал ли это Сикора, но именно после неудачи норвежца он ошибся дважды. Грайс с Кругловым промазали по разу - так же синхронно, как шли по лыжне. Только Бьорндалену удалось поразить все мишени. И на финишный круг он ушел одновременно с Сикорой. Третьим.

- Я думал только о том, что нужно убегать изо всех сил, - сказал позже ветеран польской сборной. - Очень неприятно, скажу я вам, знать, что за спиной Бьорндален. Думаю, что психологически мне было бы проще догонять. Да и не получается пока привыкнуть к мысли, что я могу быть лидером.

Убежать от Бьорндалена Сикоре не удалось. Хотя в этом сезоне Томаш явно поймал ход намного раньше остальных. Свою же первую кубковую победу он одержал еще в 1995-м, когда большинство его нынешних соперников и не помышляли о высоких местах, - выиграл индивидуальную гонку в Антерсельве. Сам поляк прокомментировал свое выступление так:

- Если сравнить нынешний биатлон с тем, что был во времена моей юности, сейчас он гораздо более профессионален. Возьмите стрельбу. Раньше мы стреляли по 40 секунд, и это считалось хорошим показателем. А сейчас 30 секунд - непростительно много. Поэтому приходится контролировать каждую мелочь. Я в этом году решил готовиться отдельно от сборной - слишком устал вариться в одном котле со всеми. Мне ведь почти 38. Хотя работаю я так, как работал всегда. Ежедневно созванивался с тренерами команды, готовился по общим планам. Но психологически отдохнул гораздо лучше, чем это бывало раньше. Видимо, и результат связан с этим.

Субботним «серебром» Бьорндален свои выступления во втором этапе Кубка закончил. Прокомментировал свой бег коротко: «Можно быть довольным». Но по лицу норвежца угадывалось, что никакого довольства вторым результатом он не испытывает.

Мысли Свендсена уже были о воскресной гонке.

- Мы заранее знали, что Оле Эйнара не будет в эстафете. Он пропустил слишком много тренировок в октябре из-за желудочной инфекции. Поэтому и не считает возможным форсировать свою подготовку. Но ничего страшного в этом нет. У нас много сильных гонщиков...

* * *

Наиболее весомым достижением субботней гонки преследования я бы назвала не серебро Светланы Слепцовой, а некий общий итог: три спортсменки в «цветах», шесть - в первой двадцатке. Но это - взгляд болельщика. Глазами спортсменок все выглядело гораздо более индивидуально и драматично.

Почти плакала после финиша Катя Юрьева. Держалась до тех пор, пока переодевалась и паковала инвентарь. Но стоило кому-то из тренеров подойти к ней со словами утешения, на глаза спортсменки тут же навернулись слезы.

Понять Юрьеву было нетрудно. Она впервые в жизни вышла на старт в желтой майке лидера. А это, как объяснял мне Черезов, который однажды такую майку надевал, - непростое испытание. Потому что сразу появляется чувство, что теперь уж непременно нужно быть в призерах в каждой следующей гонке. И очень больно и стыдно, когда не получается.

Поначалу все шло для российских биатлонисток гладко: Слепцова, которая на протяжении первого круга держалась вплотную к Симоне Хаусвальд (Денкингер), сделала один промах на первом рубеже, но Юрьева, стартовавшая с четвертой позиции, тут же вышла ей на смену: погналась за немкой, проигрывая той всего восемь секунд. На следующей стрельбе Катя один раз промахнулась, но Светлана к тому времени отыграла потерянное на штрафном круге время, так что за «пулеметчицей» Хаусвальд, окрыленной победой в пятничной гонке, россиянки снова помчались вдвоем: Слепцова - с отставанием 4,1, Юрьева - 7,7. Но как раз на третьем круге у Кати начались проблемы: стали притормаживать лыжи.

Дело было, наверное, не в них. А скорее в том, что спортсменка просто не до конца восстановилась после спринтерской гонки. И на вторую половину дистанции сил попросту не хватило. Как следствие - всепоглощающее желание поправить свое положение максимально точной стрельбой и... два промаха на третьем рубеже.

Слепцова тоже отметила после гонки, что отдохнуть не успела - чувствовала сильную тяжесть в ногах. Третья стрельба стала не совсем удачной и для нее: один промах хоть и не помешал спортсменке первой уйти со стадиона, но лишь благодаря тому, что Хаусвальд промазала дважды - не выдержала напряжения.

Все остальное получилось в какой-то степени deja vu. В минувшем январе, когда Слепцова стала победительницей спринтерской гонки в Рупольдинге (россиянка там финишировала второй, но получила золото после дисквалификации финской биатлонистки Кайсы Варис), она больше всего на свете хотела обыграть немку Мартину Глагов. И кто бы мог предположить, что в Хохфильцене сюжет повторится? Глагов, уже под фамилией мужа - Бек, отстреляется чище, чем лидеры, и с единственным промахом на четырех рубежах - уникальный для субботней гонки результат - возникнет перед Светланой призраком прошлого сезона?

Немка пришла на стрельбище с почти полуминутным отставанием и замолотила по мишеням, как автомат - быстро и прицельно. Слепцова же промахнулась третьим выстрелом и, понимая, что права на ошибку у нее нет, словно впала в оцепенение. Переждала порыв ветра, прежде чем закрыть четвертую мишень, снова застыла, сжимая винтовку в трясущихся от напряжения руках. Бек уже что есть силы бежала к финишу, а Света все ждала, не спуская курок. Мимо...

Если бы речь шла о какой угодно другой спортсменке, о медалях, подозреваю, можно было бы вообще забыть. От Мартины Слепцову отделяли соотечественница - Альбина Ахатова и Хаусвальд, схлопотавшая на заключительном рубеже те же самые два промаха, но потерявшая при этом значительно меньше времени. После гонки выдающаяся немка Уши Дизль скажет, что Слепцовой следовало палить по мишеням не раздумывая и как можно скорее уходить на штрафной стадион. Мол, это наверняка бы помогло сохранить столь близкое золото. Светлана и сама с этим согласилась, когда пришла в себя. Сказала коротко: «Дизль права. Мне просто не хватило опыта».

Но финиш... Какой это был финиш! Как сказала потом Альбина Ахатова, ставшая в итоге четвертой, она заведомо понимала, что скорость у нее еще не та, чтобы соперничать со Слепцовой и Хаусвальд за место на подиуме. Отметила, что стрелять было и вправду, неимоверно сложно. Но в целом была довольна: почувствовала, что уходит тяжесть, которая была на первом этапе, начинает «отпускать» после больших нагрузок. С удовлетворением в голосе отметила великолепную форму Слепцовой. А та зло и расстроенно говорила совсем об обратном:

- Меня сильно «накрыло» на последнем круге. Я понимала, когда обошла Хаусвальд, что, скорее всего, не удержу это преимущество. Да и лыжи работали хуже, чем накануне. Но было уже все равно. Думала: «Пусть обгоняет». Скорее бессознательно продолжала терпеть и упираться. Первый старт в спринте получился слишком тяжелым. Я сильно выложилась, потом до трех часов ночи не могла уснуть. Пыталась понять, почему у меня в соревнованиях не получается стрелять так, как в тренировках. Даже на эстафету сложно что-то загадывать из-за этого. Пристрелка тоже шла тяжело. Был ветер вправо, причем такой сильный, что поправку приходилось делать на 10 щелчков. А на первом рубеже вдруг образовался абсолютный штиль. Потом снова поднялся ветер. Тренеры подсказывали, чтобы я шла помедленнее перед четвертой стрельбой, а я, наоборот, ускорилась. Надеялась, что, если устану стрелять, будет проще. А сейчас хочется, чтобы этот этап просто побыстрее закончился и можно было бы отдохнуть. Хоть немного.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru