Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Лыжный спорт - Чемпионат мира 2001 - Лахти (Финляндия)

ЖАЛЬ, ЧТО НЕ ПРОВОДЯТ ЭСТАФЕТУ 4х50 км!

Сергей Крянин
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Сергей Крянин

26 февраля

«Чепалова сегодня выиграет. Двести процентов!» безапелляционно заявил в пресс-центре швейцарец Тони Нецли, бессменный ведущий всех лыжных пресс-конференций последних лет.

Это он после финиша женской эстафеты назвал Юлю «птичкой, танцующей на снегу». А перед стартом 30-километрового марафона добавил:

- Я никогда не видел, чтобы бежали так легко и красиво. Чепаловой нет равных, и это очевидно не только мне.

Даже не верится сейчас, что всего два года назад олимпийская чемпионка Нагано (и именно на 30-километровке) не попала в состав команды на чемпионате мира в Рамзау. По этому поводу Чепалова тогда страшно расстроилась.

- Это мой второй чемпионат мира, - говорила она. - В Тронхейме я тоже была в запасе, но там у меня и не было никаких амбиций - другие девочки бегали сильнее. В Нагано ехала тоже запасной, но с большим преимуществом выиграла контрольную гонку, после чего меня и поставили на последнюю дистанцию - 30 км свободным стилем. В Рамзау должна была тоже пробежать контрольную дистанцию, однако отказалась. Почему я должна вообще их бегать, зря выкладываться?

Юлино самолюбие тогда и стоило ей выступления. Зато в Лахти, куда спортсменка приехала в ранге лидера российской сборной (правомерность этого титула сполна подтвердила эстафета), дело оставалось за малым: завоевать первое индивидуальное мировое золото в заключительной дистанции.

Но в воскресенье погода внесла свои коррективы. В 8.30 - за полчаса до стартового времени - термометр на стадионе показывал минус 23,5, и начало перенесли на час. А затем стало известно, что гонка вообще не состоится - потеплело всего на полтора градуса, а, по правилам Международной федерации лыжных гонок ( FIS ), соревнования подлежат отмене, если на лыжне холоднее минус 20.

Невольно вспомнился тот же Рамзау. В предпоследний день во время женской «тридцатки» столбик термометра на солнце показывал +20. Зрители раздевались до плавок и купальников, спортсменки же боролись с тающей лыжней. Хотя и там золотая медаль стала российской - ее выиграла Лариса Лазутина.

В Лахти оставалось констатировать: главная награда (если не все три) от России уплыла. Хотелось бы надеяться, что временно. Теперь марафонская дистанция будет разыграна в ходе Кубка мира и пройдет, по предварительным данным, через две недели в Осло. Единственная проблема для гонщиц - сохранить форму.

Когда стало окончательно ясно, что гонки не будет, в пресс-центр пришел технический директор FIS Бен Бенгтссон. Он сообщил, что крайнее время старта мужского марафона - час дня, пояснив при этом:

- Температура уже поднялась до нормы. Однако у нас есть рекомендации врачей по возможности не проводить марафонскую гонку в такой холод. Финские синоптики сообщили, что по направлению к Лахти продвигается фронт более теплого воздуха. Но от стадиона он пока в 40 км . Соответственно мы не принимаем окончательных решений.

Кстати, ограничения по температуре появились в правилах проведения чемпионатов мира здесь же, в Лахти, в 1978 году. Тогда участникам чемпионата пришлось бежать марафон при 25 градусах мороза, после чего представители команд-лидеров обратились в FIS с просьбой ввести хоть какие-то нормы. Так появился лимит в 20 градусов. Ну а пожелания врачей сделать его более жестким для марафонских дистанций продиктованы тем, что за два с лишним часа бега возникает более чем серьезная угроза переохлаждения организма и всевозможных заболеваний дыхательных путей, вплоть до воспаления легких.

На более мелких турнирах ограничений не существует. Например, в 83-м в Анкоридже гонщики-мужчины, в числе которых был и советский лыжник Владимир Смирнов, бежали знаменитый Alaskamarathon при минус 37.

В Лахти накануне заключительной гонки я разговаривала со Смирновым. Он сказал, что не сомневается: через год - на Играх в Солт-Лейк-Сити - именно россияне будут главными фаворитами на лыжне. Аргументы знаменитого гонщика таковы. Норвежская команда обезглавлена отсутствием Бьорна Дэли. У шведов лидер - чемпион мира Пер Элофссон. Только вот он - один в поле воин. Командой - как мужской, так и женской, - кроме наших, сильны лишь финны. Но после двух допинговых скандалов, разразившихся в ходе чемпионата, на всю Финляндию брошена тень, шлейф которой будет сопровождать выступления лыжников этой страны еще много лет. Уже сейчас от поддержки финской лыжной сборной в массовом порядке отказываются спонсоры.

Смирнов, приехавший в Лахти гостем, наблюдал за ходом марафона из российской комментаторской кабины.

- Конечно, болею за Лешку Прокуророва, - улыбнулся он. - Все-таки вместе бегали. Но трудно будет...

Алексею действительно выпал тяжелый жребий. Он стартовал первым из 76 участников. Зато с предпоследним номером подфартило фавориту гонки Мике Мюллюле. Финн, несмотря на все свои предыдущие высказывания, заявился для участия, подчеркнув, что чувствует себя замечательно и готов отстаивать свой титул чемпиона мира на этой дистанции, несмотря на мороз.

На старт, впрочем, Мюллюла так и не вышел. Это усугубило и без того множественные слухи в пресс-центре о том, что допингпроба Янне Иммонена дала положительный результат, в связи с чем над командой хозяев - чемпионов мира в эстафете нависла угроза лишиться золота и получить очередной удар по без того подмоченной репутации.

Ну а в середине гонки подтверждение (правда, без упоминания имени спортсмена) было получено уже официально в пресс-релизе.

Ну да Бог с ними, с финнами. Все-таки гонка была главным действующим лицом. Марафон начинается после 45-го километра - в лыжах это почти что аксиома. Как бы ни складывалась борьба на первой половине дистанции, это, как правило, не может служить основанием ни для каких прогнозов.

Воскресная гонка и подтвердила данное суждение, и опровергла. Одним из наиболее резвых с первых же километров оказался итальянец Пьетро Коттрер. На второй позиции он продержался до середины последнего круга. И отвалился на 8-е место. Четвертым столь же упорно шел его соотечественник Фульвио Вальбуза. Финишировал 14-м. 16 человек не выдержали напряжения и мороза - сошли. Среди них Сильвио Фаунер, Михаил Ботвинов, Кристиан Дзордзи - не самые слабые участники чемпионата.

Исключением, опровергающим правило, стал немец, выступающий за Испанию, Йохан Мюлегг. Он вырвался вперед после отметки 2,5 км и больше не уступил лидерство ни разу до самого финиша.

Но пора перейти к россиянам.

То, что Прокуроров, скорее всего, не сумеет бороться за медаль, было очевидно. Войти в десятку сильнейших, стартуя первым, - подвиг. Но олимпийскому чемпиону, безусловно, хотелось гораздо большего. Да и все российские зрители, что скрывать, не очень рассчитывали на трех остальных спортсменов. Да и как рассчитывать, если Вилисов - единственный, кто стартовал в «Красной» группе, на отметке 17,1 шел с 27-м результатом.

Впрочем, начиная с 20-го км, на компьютерном экране начала потихоньку вырисовываться плюсовая динамика. Крянин, проигрывавший Прокуророву на отметке 18,4, обошел его. Рубеж 25 км был пройден Сергеем с третьим временем. Нутрихин переместился из третьего десятка в самый конец первого, немного уступая Прокуророву. Вилисов тоже поднялся почти на 10 строк.

Это была тяжелейшая гонка. В такие моменты начинаешь понимать, почему великие лыжники так не любят спринт. Потому что величие определяет не скорость бега, а совсем другое. Умение терпеть, умение вести исключительно честную борьбу на дистанции. Марафон может быть непредсказуем. Но нечестным он не бывает никогда.

На отметке 30,9 км в первой десятке не изменилось почти ничего. Лишь Вилисов перебрался с 18-го на 15-е место.

Мюлегг по-прежнему пер к финишу, как озлобленный носорог. Причем тащил за собой экс-соотечественника Рене Зоммерфельда. Не уцепись тот вовремя за спину лидера, вряд ли сумел бы добраться до серебра. Эта картина заставила вспомнить Олимпиаду в Сараеве, когда так же, за собственной спиной, Николай Зимятов вытащил на серебро легендарного финна Юху Мието.

Марафон начинается с 45-го километра - сказано про другие марафоны. Где рассчитывают каждую сотню метров и берегут силы для финиша. Воскресная гонка превратилась в ад с самого начала. Временами она напоминала нечто первобытное: обросшие седыми бровями и бородами, истерзанные холодом мужики яростно шли вперед, и это заставляло забыть о результате - думалось лишь о том, чтобы всем им хватило сил до финиша.

Именно поэтому бронза Крянина, 4-е место Нутрихина, 7-е Вилисова и 9-е Прокуророва - не просто хороший результат. Это нечто совершенно особенное.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru