Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Лыжный спорт - Чемпионат мира 2001 - Лахти (Финляндия)

ПРОКЛЯТИЕ ЛАХТИ НАКОНЕЦ СНЯТО!

Нина Гаврылюк
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Нина Гаврылюк

24 февраля

Мы - первые! У России - золото в женской лыжной эстафете! Почти сразу после финиша начинается пресс-конференция, и наших гонщиц спрашивают: какой гимн - старый или новый - они предпочли бы услышать во время церемонии награждения? Ответ следует незамедлительно: «Да какая же, по большому счету, разница, если мы - первые!».

Невольно возвращаюсь к своему же комментарию, опубликованному в «СЭ» вчера - к Дню защитника Отечества. Речь там, кто не читал, шла о том, что лучшие наши спортсмены - тоже защитники. Что они выходят на старт - как на последний бой. И вот теперь эстафета в Лахти подтвердила эти слова.

Вроде бы все было против россиянок. И то, что финские лыжницы как никогда сильны и хорошо подготовлены, и то, что на них работала вся страна. Как технологически, так и морально. Не было на дистанции ни одного метра, где бы не метался по ветру финский флаг - и не орали бы истошно болельщики.

Но первые - не они, а мы.

Ольга Данилова, Лариса Лазутина, Юлия Чепалова, Нина Гаврылюк - худенькие, продрогшие до костей в тоненьких комбинезонах и надетых под шапочки шерстяных, но толком не согревающих башлыках, они думали лишь об одном: что не имеют права проиграть. Даже на лыжне меньше всего задавались мыслью - угадали тренеры со смазкой или нет. Просто мчались вперед, сметая все прогнозы. Потому что отступать было уже некуда. И надеяться не на кого. Кроме самих себя.

Если бы кто-то накануне чемпионата мира рискнул сказать вслух, что женское эстафетное золото может достаться не России, его скорее всего просто осмеяли бы. Эстафету наши не проигрывали на чемпионатах мира с 1989 года. При любом, даже самом неблагоприятном стечении обстоятельств и в любую погоду конкурировать с нами не мог никто. Но разве можно было предположить заранее, какой кровью будут даваться медали на этот раз?

За день до эстафетного женского старта настроение в стане российских тренеров, а соответственно, и спортсменов, и просто болельщиков было подавленным: вроде все как всегда, а поди ж ты - никак до золота дотянуться не можем. Да и на эстафету перспективы были туманными. Недаром же самая молодая в нашей четверке - Юлия Чепалова сказала после спринтерских стартов в среду: «Ясно одно: легко нам не будет».

В четверг вечером я заглянула в технический городок. В российской кабинке был лишь один тренер - отец Юли Анатолий Михайлович. Десятка полтора лыж были уже намазаны и отставлены в сторону, Чепалов же продолжал возиться у станка. На вопрос о возможном раскладе заметил:

- Если Даниловой и Лазутиной удастся обеспечить приличный отрыв на классических этапах, все должно закончиться хорошо. Если нет... - тренер вздохнул, - тяжело придется девчонкам. Холодно очень. Да и Юлька вымоталась в спринтах. Она ведь, если разобраться, больше на длинных дистанциях специализируется. А побежала только потому, что лучше нее никого не нашлось.

Пока Анатолий Михайлович рассуждал о том, насколько несправедлив спринт в целом («Это ж только ненормальные могут по четыре раза в день стартовать на «полуторке!»), мои мысли вновь переключились на эстафету. Словно почувствовав это, тренер подхватил:

- Финки более свежие. Да и в смазке у них преимущество... Давно ведь известно: все новое, что создается в этой области - а смазочные технологии в Финляндии - наиболее прогрессивные, - поступает сперва в национальную команду, а уже после на рынок. Поэтому что-то секретное у них находится всегда.

Главным соперницам российских лыжниц победа в эстафете была нужна до зарезу. После дисквалификации Яри Исометсы многие спонсоры финской сборной заявили о своем намерении вообще отказаться от финансовой поддержки лыжников. Ситуация приняла настолько серьезный оборот, что руководители финской команды неофициально обратились к своему соотечественнику - председателю независимого антидопингового агентства ( WADA ). И тот уже вполне официально настоял на тотальной проверке всех спортсменов Финляндии, выступающих в Лахти. Было взято 28 проб (контролю подверглись 17 лыжников, 6 двоеборцев и 5 прыгунов с трамплина - вся сборная, кроме Иммонена и Самппы Лаюнена, поскольку их уже тестировали в ходе чемпионата), а результаты агентство WADA пообещало обнародовать в течение двух ближайших суток.

Жажда реабилитации заставила хозяев особенно серьезно отнестись к мужскому эстафетному старту. Лидер финской сборной Мика Мюллюла сказал после победы, что вышел на старт только ради того, чтобы хоть как-то реабилитировать престиж страны. И что никакие силы не заставят его стартовать в марафоне, если не потеплеет. Слишком велик риск серьезно подорвать здоровье.

Для победы женщин тоже было сделано все возможное. Особая роль отводилась психологической подготовке. К примеру, газеты и телевидение дружно вспомнили о том, что на чемпионате-89 здесь же, в Лахти, советская команда проиграла финской. И на чемпионате-78 - тоже. Мол, Лахти - изначально гиблое для России место. Значит, нужно только упереться как следует.

Думаю, все это понимали и российские тренеры. Отсюда и тактическая задача первым двум спортсменкам. Оторваться и убежать. Как можно дальше.

А теперь представьте, какой шок испытали все мы, когда на первом же пятикилометровом круге Данилова задачу не выполнила. Поначалу Ольга действительно ушла от Вирпи Куйтунен (на отметке 2 км преимущество составляло 3,5 секунды), но вскоре финка наверстала отрыв - и сама ушла вперед.

- В тот момент я думала лишь о том, чтобы не отпустить Куйтунен слишком далеко, - позже призналась Данилова. - Бежать было чудовищно тяжело. Если честно, в деталях я ничего не помню.

Лазутина ушла со старта с отставанием в 7,1. И почти сразу нагнала Миллу Яухо, а затем и обошла. Тут России в какой-то степени помогла норвежка Бенте Скари. Она тоже опередила финку, тем самым затормозив ее.

Так что на промежуточном финише после второго круга второй шла уже Норвегия - с отставанием в 4,8 (Скари пробежала свой этап с абсолютно лучшим результатом 13.10,2). Финляндия уступала России 9,8.

И тут началось. Более вдохновенного и легкого бега, чем тот, что демонстрировала Чепалова, лично мне раньше видеть не приходилось. На пресс-конференции один из иностранных журналистов сравнил гонщицу с птичкой, танцующей на снегу. Но скорее она напоминала мышонка, стащившего кусок сыра у своры голодных псов. Особенно маленькой и уязвимой Юля казалась на спусках, когда, съежившись от холода и зажав палки локтями, прятала в перчатках нос и щеки.

Юлия Чепалова и Нина Гаврылюк
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Юлия Чепалова (слева) и Нина Гаврылюк

Собственно, она и сделала то, что вменялось в обязанности Даниловой и Лазутиной: привезла Нине Гаврылюк отрыв в 43,4.

Наверное, ужасно обидно сознавать, что в эстафете тебе доверяют лишь «не проиграть много». По отношению к Гаврылюк дело обстояло именно так. Хотя совершенно, как выяснилось, напрасно. До выхода на эстафетную лыжню в Лахти в активе этой спортсменки было аж восемь золотых эстафетных медалей. Три - с Олимпиад, пять - с мировых чемпионатов. Еще с советских времен (а первый раз Гаврылюк выступала за сборную в 87-м) Нина зарекомендовала себя как стопроцентно надежный командный боец. Есть такая, по-своему уникальная, порода спортсменов: в индивидуальных видах программы они могут ошибиться, дать слабину. В командных - никогда.

- Я успела довольно хорошо отдохнуть после спринта, - рассказывала гонщица. - Могла, наверное, там не стартовать, но уж очень хотелось побороться за индивидуальную медаль. Но не получилось. А сегодня... Может, со стороны моя задача - удержать отрыв - казалась кому-то совсем простой, но было тяжело. Особенно из-за холода. После двух километров круга - на первом же спуске - почувствовала, что замерзаю, когда же попыталась выпрямиться, тело не слушалось - задубело от мороза.

На финише разрыв между чемпионками и серебряными призерами составил 54,1.

- Мы счастливы, - натянуто улыбнулась Куйтунен на пресс-конференции. - Серебро - очень хороший результат.

И только по глазам гонщицы было видно, что думает-то она совсем иначе.

Количество вопросов к Чепаловой ясно показывало, кого именно иностранная публика считает героиней гонки. Юля же поедала глазами лежавший на столе бутерброд и тихо сама себе шептала:

  - Ой, как есть хочется! Но неприлично ведь...

Голод пересилил. Подтянув бутерброд поближе и спрятав его за лежавшим на столе букетом, чемпионка принялась отщипывать кусочки, одновременно рассказывая (я сидела за ее спиной в качестве переводчика):

- С утра позавтракала - и все. Зато вчера у нас борщ был - сама сварила. Достали нас финны своей кормежкой. Не иначе - уморить хотели. Пришлось купить кастрюлю, сковородку. Сегодня солянка будет - ее взялась Оля Завьялова варить, пока мы здесь бегаем...

- Не испугались, когда увидели, как Куйтунен обыгрывает Данилову?

- Испугалась, конечно. Успела подумать: «Только бы не пришлось совсем вровень с Варис бежать». Финки очень хорошо цепляются - оторваться бывает трудно.

- А я верила в Юльку, - включилась в разговор Гаврылюк. - Она в соревнованиях всегда очень быстро форму набирает. Но получить от нее такой большой подарок, как 40 секунд преимущества, честно скажу, не надеялась.

- Получается, бежали совсем спокойно?

- Нет. На первых полутора километрах никого из наших тренеров не оказалось. Только Юлин папа. Он крикнул мне что-то, но от напряжения я не поняла ни слова. И вдруг засомневалась: а так ли далеко финка? Ну и побежала, как говорится, с квадратным глазом и единственной мыслью, что надо уносить ноги. Лишь ближе к финишу, когда крикнули, что я «везу» Маннинен больше минуты, слегка расслабилась и пошла совершенно спокойно.

На пресс-конференции девушкам был задан ставший традиционным вопрос: «Какой гимн вы предпочли бы слышать на награждении? Старый или новый?». Реакция была непосредственной и мгновенной:

- Какая разница, если мы - первые?

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru