Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Лыжный спорт - Чемпионат мира 2001 - Лахти (Финляндия)

ГРУШИН СОЗДАЛ КОМАНДУ БУДУЩЕГО?

Андрюс Веерпалу
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Андрюс Веерпалу

20 февраля

Когда два с половиной года назад старший тренер женской лыжной сборной России Александр Грушин согласился возглавить мужскую команду, это называли «сумасшедшим экспериментом». Или чуть иначе - «экспериментом сумасшедшего». А как иначе, если Грушин решил добровольно отказаться от побед и, соответственно, лавров, сопровождавших почти все выступления наших гонщиц на мировой лыжной арене. Перспектива того, что когда-нибудь аналогичных результатов добьются и мужчины, казалась совсем уж призрачной. Тем более что о завершении своей карьеры поговаривал сильнейший российский гонщик, олимпийский чемпион и чемпион мира Алексей Прокуроров.

Бронзовая медаль, завоеванная в Лахти 24-летним Виталием Денисовым в гонке преследования, вселила надежду на то, что процесс восхождения нового поколения российских гонщиков если не начался, то по крайней мере не за горами. Бронза 23-летнего Михаила Иванова на 30-километровой дистанции подтвердила: путь, который избрал Грушин, оказался верным.

- Мы ставили перед собой задачу создать именно команду, - говорит тренер. - И добились главного: если раньше ребята выходили на старт с обреченным видом - мол, все равно рассчитывать не на что, - то сейчас борются до последнего. И всегда недовольны результатами, как бы высоки те ни были.

Первыми словами Иванова после финиша, было: «Эх, черт! Лыжи взял, намазанные не на скольжение, а на держание. Промахнулся. Угадай бы - выиграл бы!».

Впрочем, его бронзовая медаль сама по себе стала большой победой. Последнюю награду чемпионата мира России принес Алексей Прокуроров в 1997 году в Тронхейме. А потом наступила затяжная черная полоса.

Бронза Виталия Денисова в гонке преследования, конечно, радовала, но поскольку досталась она гонщику благодаря дисквалификации соперника, считаться полновесной все-таки не могла. Зато выступление Иванова потрясло публику не на шутку.

Стартовал он 65-м. Третьим из россиян. До Михаила на лыжню ушли Андрей Нутрихин (21) и Прокуроров (38). Владимир Вилисов (72) замыкал группу.

Кстати, согласно стартовому протоколу, перед Вилисовым должен был бежать вроде бы выздоровевший Мика Мюллюла. Но на старт финн не вышел. Как и его соотечественник Сами Репо. Официальное объяснение: подготовка к наиболее важному для страны мероприятию - эстафете.

И сразу начались сюрпризы. Веерпалу рванул со старта так, что на отметке 7,5 отыгрывал у норвежца Фроде Эстиля почти 10 секунд. Россияне располагались так: 5. Иванов (+23,7), 11. Вилисов (+40,2), 14. Прокуроров (+43,8) и 20. Нутрихин (1.00,9).

- Задача заключалась в том, чтобы начать как можно быстрее, - объяснил спортсмен. - Стартовая скорость у меня значительно ниже, чем у большинства сильнейших. Поэтому с гораздо большим удовольствием бегаю длинные дистанции. Вроде бы старт получился неплохо. Но я был потрясен тем, как начал Веерпалу. Как сумасшедший.

На отметке 20 км в группе сильнейших (Веерпалу, Эстиль, Хьельмесет, Йевне) сменился лишь лидер. Норвежец обошел эстонца. Правда, всего на 4 секунды.

К этому рубежу уже довольно четко вырисовалась тенденция в российском лагере. Вилисов и Прокуроров начали сдавать, Нутрихин чуть прибавил, переместившись из третьего десятка во второй. И только Иванов упорно держался на пятой позиции.

- Я шел за Кирвесниеми. На первом круге отыграл 15 секунд - и все. Никак не мог подобраться ближе. С лыжами действительно получилась промашка. Решил, что если сделаю ставку на скольжение, то не справлюсь с подъемами. И не учел того, что по ходу трассы очень много равнинных участков и спусков. Там-то я и проигрывал. На одном из таких спусков особенно обидно было: Кирвесниеми стал пить, выпрямившись на лыжне в полный рост, я же сидел в стойке, и все равно не приблизился к нему ни на метр.

Говорят, «тридцатка» начинается на последних 10 км . Для Иванова все получилось именно так. «Грушин сказал, что надо попытаться достать Харри», - сказал он на пресс-конференции.

Установка Грушина на самом деле была приказом. Из тех, которые не обсуждают. Говорят даже, что в процессе озвучивания его на трассе тренер сорвал голос. Но в тот момент о себе он думал меньше всего.

- На самом деле я очень благодарен Кирвесниеми, - совершенно искренне заметил бронзовый призер. - Пока догонял его, не мог не восхищаться: так бегать в таком возрасте! Но догнал в итоге. Если бы не Харри, не видать бы мне бронзы, как собственных ушей.

Пока Иванов самозабвенно прорывался на третью позицию, битва за две первые велась ничуть не менее самозабвенно.

К отметке 24,9 км Веерпалу вновь вырвался вперед. На 2 секунды.

Стадионный комментатор уже даже не частил, как обычно, а визжал взахлеб, и в этом визге можно было разобрать лишь две фамилии. Веерпалу и Эстиль.

Борьба за победу на длинных дистанциях редко проходит настолько плотно. 4,9 секунды выиграл на «тридцатке» на чемпионате мира-91 в Валь ди Фьемме у великого Владимира Смирнова еще более великий Гунде Сван. 6,7 Смирнов выиграл в 89-м здесь, в Лахти, у национального героя Норвегии Ульванга. Такие битвы запоминают надолго.

Исход эстонско-норвежской дуэли решили в итоге 0,2. Две десятые секунды. В пользу Веерпалу.

Но простят меня герои, главным для россиян стала все-таки бронза Иванова.

- Что значит для вас эта медаль? - спросили гонщика после финиша.

- Сложный вопрос. Вообще-то всегда, с тех самых пор, как на лыжах начал бегать, считал, что вес имеет лишь одна медаль, золотая. А сейчас понял, что и бронза достается очень тяжело. Поэтому горжусь, что завоевал ее. Хотя золото было бы еще лучше.

- Вы для большинства болельщиков - темная лошадка. Восполните пробел.

- Живу в Псковской области. В Острове. Там же тренируюсь у Павла Мищенкова. Сейчас на условия жаловаться грех. Очень помогает губернатор Михайлов. Да и спонсоры из «Роснефти». Возраст? Родился в 1977-м. 20 ноября исполнится 24 года.

- Что было самым тяжелым на дистанции?

- Не отстать вначале, как я уже сказал. И лыжня. Она была неважно подготовлена. Поэтому в первой гонке, кстати, многие финны и норвежцы предпочитали бежать вне лыжни и слишком часто сбивались на коньковый ход, что в принципе наказывается.

- Слышала, что российские тренеры собирались даже протест подавать.

- Да мы и сами, если честно, не без греха были. А сегодня я то и дело из лыжни выходил - так легче бежать, когда она плохая.

- На вас как-нибудь повлияло то, что накануне гонки стартовать отказался Мюллюла?

- Да нет. Разве что пожалеть его оставалось. Все к чемпионату готовились, а он заболел... Видно, режим не соблюдал.

- Вы, получается, соблюдаете лучше?

- У нас вообще жизнь странная. В 11 вечера у нормальных людей жизнь только начинается, у нас же - отбой. Сами посудите, как объяснить, например, девушке, с которой хочешь вечер провести, что такое «отбой»?

- Многие жалуются на условия, в которых оказались участники чемпионата.

- Это разве условия? В душе даже занавески нет. Кормежка - из рук вон. Макароны или картошка. Я пару раз пораньше на обед успел - кусок курицы ухватил. Считайте, повезло крупно.

- Теперь зато и в ресторан можно.

- Какой ресторан, шутите? Эстафета через два дня!

- И какой же этап побежите вы?

- Ну уж наверняка не коньковый. Пока вообще не ясно, кто в составе будет. Денисов, я, Вилисов. А четвертым... Может, Прокуроров. А может, и нет. Тренерам решать.

Прокуроров, финишировавший 19-м, был грустен:

- Не получилось на этот раз. Вроде трасса не самая сложная. Мы больше к подъемам привыкли, здесь же преимущественно равнина. Но лыжи хорошо скользили. Сам тяжелый. Такое чувство, что от тренировочной нагрузки не отошел. Может, конечно, в процессе чемпионата состояние в норму войдет. Но сейчас даже не рискну предположить, доверят мне тренеры еще стартовать или же поставят более молодых ребят...

Что ж, такова спортивная жизнь. Недавний лидер невольно натаскал на себе целое поколение более юных и амбициозных. И оказался не готов конкурировать с ними в самый нужный момент.

Но бронзе Иванова Алексей радовался совершенно искренне. Наверное, лучше других понимал цену этой медали.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru