Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Лыжный спорт - Чемпионат мира 1999 - Рамзау (Австрия)
КОРОЛЕВА НАГАНО ВЗЯЛА СВОЕ И В РАМЗАУ
Лариса Лазутина
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Лариса Лазутина

1 марта 1999

14-кратная чемпионка мира Елена Вяльбе накануне финальной женской гонки высказалась предельно категорично: «Лариса должна выиграть». И объяснила свою уверенность так: «Интуиция, если хотите. К тому же Бельмондо сейчас не в лучшей форме. Это было видно на «пятерке» классическим бегом. Вот если бы она показала 4 - 5-й результат, тогда можно было бы всерьез говорить о ее шансах на 30 км. Мартинсен? Ей и вовсе нет смысла бежать. Так что, думаю, тревоги напрасны. Данилова должна быть второй. Баранова - в десятке. Только бы наши не «замазались».

Фаворитом назвали Лазутину и Нина Гаврылюк, уступившая свое место в составе Наталье Барановой (Масалкиной), и олимпийская чемпионка на 30-километровой дистанции Юлия Чепалова, которой в Рамзау ни разу не удалось выйти на старт, что сильно ее расстроило.

- Это мой второй чемпионат мира. В Тронхейме я тоже была в запасе, но туда я ехала без амбиций - другие девочки были сильнее. В Нагано меня опять взяли запасной, но я с большим преимуществом выиграла контрольную гонку, и меня поставили на последнюю дистанцию - 30 км свободным стилем. Здесь также должна была выйти на контрольный старт, но отказалась. Почему я вообще должна зря бегать, силы тратить?

- Но ведь в Кубке мира, да и в отборочном чемпионате России вы выступали не лучшим образом.

- Дальше 10-го места на кубковых этапах не была. Ни в «коньке», ни в «классике». На чемпионате России показала неважные результаты, потом в гонке сильнейших в Красногорске чувствовала себя отлично, но не ехали лыжи.

- Почему же вы думали, что тренеры выпустят вас на старт первой коньковой дистанции 15 км?

- Должны же они видеть, что я набираю форму. Хорошо бежала на последнем этапе Кубка мира в Зеефельде. Да и контрольную классическую гонку на сборе в Тауплице провела неплохо: проиграла только Лазутиной. Другое дело, что в Зеефельде я упала на ровном месте и потеряла сразу 30 секунд. Собственно, в Рамзау я рассчитывала бежать только «пятнашку». Гонку Гундерсена вряд ли провела бы хорошо: в «классике» я не очень большой специалист.

- А почему не захотели даже попробовать пробиться в состав на «тридцатке» с помощью контрольной гонки?

- На этот раз уже не я не захотела, а меня не поставили! Да и чего жалеть - вдруг не дошла бы до финиша? Настроение у меня сейчас не то, чтобы бегать такие дистанции. С другой стороны, выиграла же я одну классическую гонку в Яхроме. А сейчас выступаю сильнее.

- Попробуйте поставить себя на место тренеров: тренируетесь отдельно, контрольные старты игнорируете. И еще обижаетесь, что предпочтение отдают другим. Предлагаете поверить вам на слово?

- Не знаю. Но считаю, что меня должны были поставить в состав.
Тема мест в команде всегда была больной для лыжников. Некоторые сидят в запасе годами, ожидая счастливого случая. Однако та же Вяльбе занимает по этому поводу жесткую позицию: «В лыжах никто никому ничего так просто не отдает. Надо пробиваться самой. Я всегда знала: чтобы рассчитывать на место в команде, нужно не просто быть среди сильнейших, но стремиться превзойти их. А когда результаты колеблются между 5 - 10-м местами, обижаться не на кого. Люба Егорова выиграла почти минуту в контрольной 10-километровой гонке перед «тридцаткой», но у кого? И что такое в этой ситуации для Егоровой минута? Чтобы всерьез рассчитывать на место в стартовой четверке, нужно было выиграть как минимум 5 минут. А списывать неудачи на падения недостойно. Падают все, та же Лариса через раз. Но все равно ведь побеждает!»

ПРОРОЧЕСТВО ВЯЛЬБЕ СБЫЛОСЬ

Лазутина упала на 5-м километре гонки. И это действительно не помешало ей остаться лидером и выигрывать после первого 10-километрового круга 13,9 секунды у Даниловой, 27,2 - у Кристины Шмигун из Эстонии и более 30 - у Барановой. Чуть хуже обстояли дела у Светланы Нагейкиной. У нее был пятый результат и +50,5. Потом Светлана едва не упала, сильно споткнувшись из-за отдачи лыж сразу после отметки 16,3 км. Пророчество Вяльбе сбывалось! Чемпионка мира Венте Мартинсен на «тридцатке» решила не бежать, хотя ее имя и стояло в стартовом протоколе. Бельмондо за треть дистанции отстала от Лазутиной на полторы минуты. Судя по бегу, итальянцы не угадали со смазкой лыж, и они у Стефании залипали на влажном снегу.

Словно извиняясь за отвратительную погоду в первые дни, организаторы решили две последние гонки провести на самом высоком уровне. Метеопрогноз до конца чемпионата казался вполне благоприятным: легкий мороз и солнце. Наст уплотнился и был просто отполирован на спусках. В субботу даже местная вертолетно-спасательная служба работала на лыжников, сбивая снег с елок. Его накопилось столько, что огромные слипшиеся комья то и дело падали вниз, угрожая завалить ювелирно вырезанную для «классики» лыжню. Работники трассы не учли и не могли учесть только одного: из-за ослепительных солнечных лучей уже через час после старта, когда все сильнейшие подбирались к половине дистанции, градусники на солнцепеке показывали +27, зрители на стадионе раздевались до маек, а лыжня потекла.

Более предусмотрительными оказались тренеры. Едва столбик термометра пополз вверх, в техническом городке началась суматоха: у тех, кто еще не успел ринуться в гонку, лыжи перемазывали. Но, как выяснилось позже, это не помогло.

Старший тренер нашей женской команды Александр Воронин сам надел лыжи и ушел на склон до начала соревнований: «Я прошел 5-километровый круг, убедился, что в тени снег держится и, судя по всему, не успеет растаять. Поэтому мы пошли на риск и оставили прежний вариант смазки: солнечных участков на дистанции было все-таки меньше. Думаю, нашим девочкам пришлось попроще, хотя на последней трети и у них лыжи плохо катили на спусках».

Через 20 км Лазутина выигрывала у соперниц уже больше минуты - 1.17,5. К Даниловой приблизилась Шмигун - их разделяли всего 2 секунды. Потом Ольга скажет: «Я очень сильно устала. Для меня эта дистанция была уже пятой, и, честно говоря, я не очень рассчитывала на призовое место. Отсюда и тактика: ни в коем случае не начинать быстро. Иначе могла просто не дойти до финиша. Зато когда по времени я почти поравнялась со Шмигун, не нервничала. Знала, что сил хватит».

ЛАЗУТИНА БЫЛА НЕ ЗЛАЯ, А ГОЛОДНАЯ

Лазутина же просто мчалась вперед. В одном из интервью олимпийская чемпионка и чемпионка мира в эстафете Нина Гаврылюк как-то сказала: «Для меня лыжи просто работа, которую я стараюсь делать добросовестно. И когда проигрываю, говорю себе, что кто-то другой сделал эту работу лучше». Лариса почти никогда не говорит о своих амбициях. Но достаточно вспомнить, как кричала она в исступленном восторге на финише в Нагано, выиграв первую в жизни идивидуальную дистанцию, и видеть, насколько глубоко уходила в себя спортсменка все предыдущие дни в Рамзау, не просто отказывая журналистам в просьбах об интервью, а избегая даже случайных встреч с прессой, чтобы понять: больше всего на свете она хочет сломать роковую закономерность послепобедных неудач. Доказать всем и в первую очередь себе, что может стать сильнейшей. Неизвестно, как могла бы выступить Лазутина, окажись она в составе стартовой команды на 5- и 10-километровых гонках.

То вынужденное отлучение от соревнований, наверное, тоже сыграло свою роль. Глаза спортсменки уже на старте горели остервенелым блеском, встречающимся не так часто, но по которому совершенно безошибочно можно определить чемпиона еще до выступления. «Я была не злая, а голодная», - скажет Лазутина на пресс-конференции, обыгрывая схожесть английских слов angry и hungry. - До пятницы я еще не была стопроцентно уверена, что буду стартовать: вы сами видели, что после первой дистанции, на которой у меня был худший из российских гонщиц результат, я не вышла на гонку преследования. Но попала в эстафету и очень хотела доказать, что мое состояние гораздо лучше, чем казалось на 15-километровой дистанции. К тому же у меня был очень удачный стартовый номер: на протяжении всей гонки я хорошо ориентировалась в том, что происходит на трассе. Было тяжело всем. И я рада, что справилась лучше».

Победа Лазутиной впечатляла: финишную черту она перешагнула почти одновременно со Шмигун, хотя та стартовала на 2 минуты раньше. Эстонка проиграла Даниловой 20 секунд, несмотря на то, что в конце дистанции Ольгины лыжи катили совсем тяжело, но была чрезвычайно довольна: «Никогда в жизни не могла даже представить, что уеду из Рамзау с двумя личными медалями». Если бы Нагейкина пробежала «тридцатку» на 16 секунд быстрее, то и она могла бы войти в тройку. Но и без того триумф российских девушек был полным.

В СЛОВЕНИИ ЕГОРОВА ЗАБЛУДИЛАСЬ, НО НА ФИНИШ ВСЕ РАВНО ПРИШЛА ВТОРОЙ

В субботу вечером вернулась в Рамзау из Словении и 6-кратная олимпийская чемпионка Любовь Егорова. Как я уже писала, не попав в состав российской сборной, Люба на один день уехала в соседнюю с Австрией страну, чтобы провести первую после двухлетней дисквалификации гонку. Однако ей не повезло: на второй половине 10-километровой дистанции она перепутала лыжню и пошла в противоположную от финиша сторону. Подсказать сразу было некому. В итоге Егорова сделала лишний крюк метров 500 и к финишу пришла на 8 секунд позже победительницы.

Правда, программа-минимум была выполнена: теперь у российской лыжницы есть необходимые очки для того, чтобы в марте выступить на оставшихся этапах Кубка мира. А вот на ближайшем из них - в финском Лахти через несколько дней скорее всего не сможет выйти на старт Анфиса Резцова: она простудилась, сильно замерзнув на церемонии награждения.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru