Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Гран-при России 2023/2024 (Москва)
СОЛИДНЫЙ ЗАДЕЛ:
Ветлугин и Валиева выиграли короткие программы

Камила Валиева
Фото © Александр Вильф
Камила Валиева

25 ноября 2023

Матвей Ветлугин и Камила Валиева выиграли короткие программы на шестом этапе Гран-при России по фигурному катанию в Москве. Подопечный Алексея Мишина исполнил все заявленные элементы и мог бы набрать более 100 баллов, если бы не допустил помарку при исполнении каскада. А вот Камила Валиева откаталась безупречно и опередила завалившую тройной аксель Софью Муравьёву. Обошлось без сюрпризов и в соревнованиях спортивных пар и танцевальных дуэтов, где не было равных Александре Бойковой — Дмитрию Козловскому и Александре Степановой — Ивану Букину.

Мужское одиночное катание отличает в этом сезоне невероятно высокая конкуренция, а, когда она высока, в коротких прокатах крайне редко случаются выдающиеся презентации программ. Во главу угла встаёт осторожность, и понятно, почему: бывает достаточно одной ошибки, чтобы потери в результате оказались критичными.

Перешагнуть гроссмейстерский рубеж в сто баллов год назад в ходе этапов Гран-при России удавалось всего трём спортсменам — Михаилу Коляде, Марку Кондратюку (дважды) и Евгению Семененко. В этом сезоне рубеж был превышен снова трижды, но уже другими одиночниками — Романом Савосиным в Уфе, Дмитрием Алиевым в Красноярске и Петром Гуменником в Самаре. И главное, подобный уровень результатов перестал восприниматься фигуристами, как нечто заоблачное. Скорее, ещё недавно недосягаемая для многих «сотня» превратилась в достаточно-таки стандартную планку для программы с двумя четверными прыжками и уровнем катания выше среднего.

Матвей Ветлугин, выигравший короткую программу в «Мегаспорте», чрезмерно рисковать не стал: ограничился одним четверным — тулупом, но постарался максимально компенсировать недостаток сложности каскадом из тройных лутца и риттбергера. До заветной «сотни» Матвей недотянул совсем чуточку, но примечательнее было другое: вторая оценка питерского фигуриста оказалась наиболее высокой в этом сезоне. Это косвенно наводило на мысль, что Ветлугина, а не гораздо более опытных его сотоварищей судьи склонны видеть лидером сезона.

Ещё один питерский фигурист Владислав Дикиджи (он произвёл фурор на этапе в Казани, выиграв произвольную программу, а с ней и весь турнир у Евгения Семененко) откатался чуть хуже, чем две недели назад, но тому было объяснение — болезнь, от которой подопечный Олега Татаурова так и не успел оправиться. Фигурист не стал облегчать прыжковый контент, выполнив друг за другом четверные лутц и сальхов, и по итогу проката замкнул тройку, проиграв чуть меньше балла Даниилу Самсонову. Зато Владислав опередил Кондратюка.

К этой ситуации наиболее сильно могла бы подойти известная фраза Алексея Мишина: «Победил, но не превзошёл». Подопечного Светланы Соколовской подвело вращение, которое было обнулено судьями по той причине, что Марк не выполнил обязательное требование — подпрыжку. Если бы не эта досадная оплошность, Кондратюк оказался бы вторым за Ветлугиным.  Но большого впечатления он, тем не менее, не произвёл: бросалось в глаза, что свою программу экс-чемпион Европы вытягивает из последних сил и физически не слишком готов к этому.

Алиев же потерпел откровенную неудачу, упав с четверного сальхова и фактически сорвав каскад: сделал всего три оборота в первом прыжке — тулупе, добавил двойной, после чего оставалось грустно констатировать, что каскад из двух тулупов по нынешним временам в программы не ставят даже девочки-юниорки.

Итогом выступления экс-чемпиона Европы стало восьмое место.

В женском турнире интриг было сразу три: восстановит ли свои кондиции Камила Валиева, справится ли с тройным акселем Софья Муравьёва и сумеет ли Ксения Синицына доказать, что её победа на этапе в Самаре не была случайной.

Надежды оправдала только Камила. В сравнении со своим первым выступлением в Казани спортсменка слегка подсушилась, стала выглядеть полегче и выдала не слишком сложный, но почти безупречный прокат. Муравьёва же с тройного акселя упала.

Нужно ли было рисковать? Однозначно, да. Во-первых, тренировочные попытки акселя удавались фигуристке неплохо, она сама сказала, что в тренировках падений не случалось, да и в соревнованиях Муравьёву подвела не столько техника, сколько недостаток концентрации.

Во-вторых, удачно исполненный прыжок давал бы Софье абсолютно реальную возможность обойти Камилу, а с двойным эта задача была бы заведомо нереальной. Да и в целом по нынешним временам очевидно, что именно тройной аксель, а не четверной прыжок, может оказаться в женских соревнованиях гораздо более солидным подспорьем как раз потому, что его (в отличие от четверного) можно включать в короткую программу.

В микст-зоне фигуристка сказала, что, несмотря на неудачу, будет пробовать прыжок в произвольной программе.

Синицына не справилась с начальным тройным лутцем, и это технически сильно поломало спортсменке оставшуюся программу: Ксении пришлось переносить каскад во вторую половину катания, а к этому она оказалась не слишком готова. Результат фигуристки остался шестым, хотя даже это не помешало заметить: очень стильная постановка, авторства Веры Арутюнян имеет все шансы на то, чтобы при безошибочном исполнении заполучить неофициальную номинацию лучшей короткой программы сезона.

Замкнула тройку екатеринбурженка Вероника Яметова. По очень мощному, атлетично-скоростному стилю катания эта фигуристка выглядит наиболее подходящей кандидатурой на то, чтобы занять в женском одиночном катании место Александры Трусовой. Для того, чтобы подмять женскую одиночку под себя, не хватает «малости» — четверных прыжков.

Состязания спортивных пар предваряла официальная церемония открытия, и это как бы давало понять: главная часть турнира впереди. Отчасти это действительно было так: общий уровень парного турнира в Москве оказался наиболее ровным и фактически без тех, кого можно было бы заведомо причислить к аутсайдерам. Позицию фаворитов делили между собой экс-чемпионы Европы Александра Бойкова/Дмитрий Козловский и Наталья Хабибуллина/Илья Княжук: недостаток титулов компенсировал второй паре несколько более сложный прыжковый контент.

Оба дуэта попали по жребию в первую разминку, в то время как вторую замыкали Алёна Косторная и Георгий Куница — пара настолько же броская в способности презентовать себя, сколь и непредсказуемая. И однозначно способная украсить своим участием любой турнир, а при удачном прокате испортить праздник кому бы то ни было.

На первом из своих этапов, в Красноярске, Бойкову и Козловского подвёл в короткой программе как раз прыжок — тройной риттбергер. На этот раз программа была исполнена безошибочно, очень раскованно, соответственно и оценена по-максимуму. Так, что пара сразу ушла вперед за отметку в 80 баллов. Подобная сумма баллов не является мировым рекордом (он на сегодняшний день принадлежит олимпийским чемпионам Вэнцзинь Суй/Цуну Ханю), но эта планка столь же крута, как заветная «сотня» у мужчин. Стоит заметить, что до отметки в 80 баллов не добирались в этом сезоне даже экс-чемпионы мира Анастасия Мишина/Александр Галлямов.

Хабибуллина и Княжук выглядели в сравнении с соперниками слишком осторожными. Понятно, что спортсмены, боясь ошибиться, старались контролировать каждое движение, но танго и осторожность — слишком нестыкуемые между собой вещи. Потому впечатление получилось слегка смазанным. Технически Наталья и Илья выиграли у Екатерины Чикмарёвой/Матвея Янченкова, но вторую оценку (а с ней и вторую позицию в протоколе) уступили: разница между двумя дуэтами составила 0,11 в пользу пермяков.

Весь турнир в целом реально стал украшением дня: такое количество высококлассных и при этом сложнейших элементов встречается далеко не на каждом чемпионате мира. Собственно, даже по разбросу оценок было понятно, что любая из условных пар-аутсайдеров способна при удачном исполнении произвольной программы если не подняться на пьедестал, то остановиться в опасной близости от него.

Объективно в этой компании Косторная и Куница в свой первый совместный сезон наверное и не могли оказаться выше седьмого места, которое в итоге заняли. С другой стороны, фигуристы, несмотря на то что прогрессируют от старта к старту, могли оказаться в субботу выше. Например, если бы тройной подкрут не вышел в приземление на две ноги. Но получилось именно так, и кураж Алёны на глазах пошёл на убыль.
Хотя на самом деле, поводов отчаиваться по-прежнему нет. Уже сейчас у пары очень ярко проявляется и собственный стиль, и способность превращать удачные элементы в штучное произведение искусства. На очень высокой скорости, к тому же. Если бы отдельной строкой в турнире шло состязание в прыжках, параллельный тройной флип Алёны и Георгия со сложнейшего захода и превосходными выездами можно было бы смело ставить на первое место. Понятно, что в реальности так не бывает, но, если спортсмены уже сейчас способны так классно справляться с отдельными составляющими программы, значит, выдающийся результат — всего лишь вопрос времени и тренировок.

Танцевальный турнир в очередной раз превратился в театр одного актёра. Точнее — двух, Александры Степановой и Ивана Букина. Разница в более чем десять баллов от Елизаветы Шанаевой/Павла Дрозда и в 16,67 от Софьи Тютюниной/Матвея Грачёва говорит здесь сама за себя, но в целом приходится констатировать, что российские танцы без мировых выглядят в этом сезоне столь же грустно, как мировое парное катание — без российского.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru