Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы-2022 (Таллин, Эстония)

НЕПРОЗРАЧНЫЙ НАМЁК:
Степанова и Букин против Синициной и Кацалапова

Александра Степанова и Иван Букин
Фото © Александр Вильф
Таллин. Александра Степанова и Иван Букин

14 января 2022

На чемпионате Европы по фигурному катанию Александра Степанова и Иван Букин установили новое личное достижение в ритм-танце. Безошибочно откатав свою программу, они получили от судей 86,45 балла. Однако этого не хватило, чтобы потеснить с первого места действующих чемпионов мира Викторию Синицину и Никиту Кацалапова, которые также выглядели превосходно. Третья российская пара Диана Дэвис — Глеб Смолкин заняла промежуточное восьмое место и значительно отстала от призовой тройки.

В пятницу российские танцоры сделали первый шаг к тому, чтобы повторить результат, зафиксированный в парном катании — занять все три ступени европейского пьедестала. Об этой нереальной на первый взгляд задаче говорили едва ли не все журналисты и небезосновательно. Вероятность того, что третье место может достаться дебютантам Диане Дэвис/Глебу Смолкину, еще несколько месяцев назад казалась абсурдной, но зря: дуэт Игоря Шпильбанда, дорвавшись до взрослого льда, стал прогрессировать от турнира к турниру так мощно, что это не укладывалось ни в какие рамки представлений о виде спорта, где высокому результату кого бы то ни было всегда предшествовала довольно солидная выслуга лет.

Для понимания масштабов этого прогресса можно привести цифры: в финале Кубка России-2021 при домашнем и максимально льготном судействе результат Дианы и Греба составил 186,38. А в декабре того же года дуэт стал серебряным призером чемпионата России, набрав 207,70.

Когда подобное происходит в танцах — наиболее консервативном виде фигурного катания, неизменно начинает муссироваться тема судейства. Шлейф «блатной пары» сопровождал дочь Этери Тутберидзе и её партнёра едва ли не на всех стартах сезона, поэтому было любопытно, как третью российскую пару будут судить в Таллине. Тем более что фигуристы приехали на чемпионат, имея совершенно выдающийся личный рекорд в ритм-танце — 81,30. Эту сумму Диана и Глеб набрали на второразрядном турнире-челленджере в Варшаве, где к большому изумлению фигурнокатательной общественности работу судейской танцевальной бригады лично отслеживал первый вице-президент Международного союза конькобежцев Александр Лакерник.

К чести Дэвис/Смолкина стоит заметить, что дебют пары среди сильнейших реально получился ярким. В танцах бывает не так просто обратить на себя внимание: все слишком сильно подчинено работе на получение максимально высоких уровней сложности. Чем насыщеннее программа, тем  сложнее в ней танцевать, не говоря уже о том, что любая, даже крошечная помарка способна испортить всё впечатление.

Новички же именно танцевали.  Плюс — им сильно повезло с тренером. Как только новая система судейства была введена в обиход, Игорь Шпильбанд стал считаться едва ли не лучшим специалистом в мировых танцах на льду в части технических связок и шагов. Ну а после того, как тренер стал соавтором олимпийских побед Тессы Виртью/Скотта Моира и Мэрил Дэвис/Чарли Уайта, диктовавших танцевальную моду на протяжении двух олимпийских циклов, одно только его присутствие у борта стало восприниматься арбитрами, как заведомый знак качества.

Но повторить личный рекорд в Таллине или хотя бы приблизиться к нему у Дэвис/Смолкина не получилось: они набрали за прокат всего  73,32, и эта сумма невольно вызвала вопрос: если оценка действительно отражает реальный класс фигуристов, на что же тогда смотрели судьи, оценившие катание пары в Варшаве в восемьдесят с лишним баллов?

К моменту выхода на лёд Степановой и Букина, третий российский дуэт шёл уже на четвёртой позиции (итоговое место Дэвис/Смолкина стало в итоге восьмым), а лидерство было захвачено чемпионами Италии Шарлен Гиньяр/Марко Фаббри (83,35). Итальянский дуэт, в отличие от Александры и Ивана, отобрался в этом сезоне в финал Гран-при, и, хоть соперники и не пересекались на этапах, результат итальянцев на заключительном старте серии в Сочи был несколько выше,  чем у Степановой/Букина в Турине и Гренобле. Поэтому противостояние носило принципиальный характер.

Из этой дуэли Степанова и Букин вышли победителями. Они на 2,38 улучшили свой личный рекорд, набрав 86,45, в то время как сумма Гиньяр/Фаббри составила 83,35.

Но интереснее оказалось другое: от чемпионов мира Синициной/Кацалапова Александра и Иван отстали в ритм-танце всего на 1,44, хотя разница между двумя парами всего три недели назад на чемпионате России составила порядка пяти баллов.

В Таллине Синицина и Кацалапов набрали 87,89 (при личном рекорде 88,73), потеряв баллы в частичной дорожке шагов и дорожке по центру (оба раза — третий уровень сложности вместо четвёртого).
Впрочем, потери в шагах, хотя и чуть менее значительные, были зафиксированы и у Степановой/Букина.

Кацалапов объяснил на этот счёт, что шаги — слишком тонкая материя: никогда не знаешь, что именно увидят на своих мониторах судьи и к чему придерутся.

«Контролировал каждый свой шаг, был уверен, что всё выполнил идеально, но посмотрел после проката в монитор, а там — третий уровень», — прокомментировал в микст-зоне фигурист.

Но самой большой неожиданностью стал в пятницу прокат в исполнении английского дуэта Лила Фир/Луис Гибсон (седьмое место на  прошлогоднем чемпионате мира): с результатом 79,97 они финишировали четвёртыми.
 
 

 


  

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru