Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Гран-при 2021/22

Габриэла Пападакис, Гийом Сизерон:
ПОГОНЯ ЗА ПРОШЛЫМ

Александра Степанова и Иван Букин
Фото © Ольга Бенар
Александра Степанова и Иван Букин

7 ноября 2021

Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон одержали первую победу в рамках серии Гран-при по фигурному катанию. Французский дуэт с солидным отрывом опередил Мэдисон Хаббел и Закари Донохью, а также Александру Степанову и Ивана Букина.

Год назад, когда Виктория Синицина и Никита Кацалапов совершенно выдающимся образом откатали на чемпионате мира в Стокгольме свой произвольный танец,  вице-чемпион Игр-2002 Илья Авербух сказал, комментируя увиденное:

«Не надо искать слова, надо кричать браво. Они как будто подняли нас на другую планету, где совершенство красоты, где душа замирает, где каждое слово о любви. Браво! У меня нет сомнений, что перед нами выступили чемпионы мира. 12 лет мы не выигрывали ЧМ, прошлом году Никита с Викой выиграли ЧЕ, уже обыграли Пападакис и Сизерона. Да, французов нет, в следующем году будет очень серьёзная борьба, но мы стали чемпионами мира в танцах и стали по праву. Браво Жулин, он проделал гигантской работу. Они прошли через тернии. Посмотрите на их лица. Есть дыхание, стремление, полёт, страсть. Это выступление ни с кем нельзя перепутать, это чемпионское выступление!»

Александра Степанова/Иван Букин остались на том чемпионате пятыми. Было ли это справедливо? Не знаю. Скорее, это очень органично вписывалось в старую танцевальную схему, которая родилась в совсем давние советские времена. Тогда все, так или иначе причастные к танцам на льду, знали: за успех первой пары почти всегда нужно платить, принося в жертву чаще третий, но иногда и второй дуэт. Допускаю, что в Стокгольме эта схема была не задействована, но совершенно очевидно, что именно этот турнир провёл жёсткую границу между первой российской парой и второй, хотя еще за год до этого силы двух дуэтов представлялись относительно равными.

В сказанном выше, собственно, кроется ответ на вопрос, почему при совершенно потрясающем произвольном танце и безукоризненном и очень вдохновенном его исполнении в Турине Степанова и Букин остались третьими, пропустив вперёд первую американскую пару Мэдисон Хаббел/Закария Донохью. Технически и исполнительски российский дуэт ничем не уступал вице-чемпионам мира, а в постановке и выразительности откровенно превосходил их. Просто в подобных противостояниях в мозгу судей автоматически щелкает переключатель, добавляющий десятые и сотые доли балла не за исполнение — за рейтинг.

Можно, конечно же, списать озвученное мнение на эмоции, но главное заключается не в этом. А в том, что в олимпийском сезоне тренерская лаборатория Александра Свинина, Ирины Жук и тех специалистов, что задействованы в подготовке, поставила Степановой и Букину наиболее сильный танец из всех, что когда-либо были у дуэта раньше. В ряду произвольных постановок, показанных в Турине, «Ромео и Джульетта» россиян прозвучала ничуть не менее мощно, чем ритм-танец легендарных французов Габриэлы Пападакис/Гийома Сизерона.

Понятно, что о французах в Турине говорили больше: их уникальному ритм-танцу в необычном для фигурного катания уличном стиле «вакинг» была посвящена, по-сути, вся пресс-конференция, в ходе которой Габриэла и Гийом взахлёб рассказывали, как счастливы, что вакингом заинтересовалась их тренер Мари-Франс Дюбрей, что она же нашла хореографа, с которым фигуристы две недели с утра до вечера работали на полу, чтобы потом перенести все движения на лёд (кстати, свой танец, точнее — центральную его часть, французы изменили как раз по настоянию хореографа), что вакинг идеален для льда, поскольку заключается в руках и теле, и совершенно не ограничивает фигуриста в работе ног и в катании, как таковом.

Мэдисон Хаббел на той пресс-конференции плакала. Она говорила о том, что самой большой её мечтой на протяжении многих лет было выиграть чемпионат мира и золотую олимпийскую медаль. И что очень больно и горько признавать, что этого уже никогда не произойдет.

Этими словами американка как бы транслировала мысль: пока Пападакис и Сизерон катаются так, как это было в Турине, мечтать о победах может только безумец.

Не правда ли, парадокс? Титул действующих чемпионов мира и Европы принадлежит Синициной и Кацалапову, а говорить в превосходных степенях мир продолжает о французах, не допуская и мысли о том, что с легендарным дуэтом можно соперничать. Понятно, что Никите с Викой отчаянно не везет в том, что партнер никак не может справиться с травмой спины, из-за чего были пропущены несколько запланированных стартов, но только ли в этом дело?

Возможно, причина некой вторичности восприятия российских чемпионов заключается в том, что слишком много времени и они сами, и их тренер Александр Жулин были одержимы целью сначала приблизиться к Пападакис и Сизерону, а затем и опередить их. И когда желаемое, наконец, свершилось (на чемпионате Европы в Граце — благодаря довольно грубой ошибке французов, а в Стокгольме — благодаря их отсутствию), могла наступить внутренняя растерянность: а дальше то что делать?

Психологический парадокс соперничества с недосягаемым лидером очень точно описала в своём интервью известная российская лыжница Юлия Ступак, когда ее спросили о легендарной Терезе Йохауг, выжигающей поляну лыжных гонок на протяжении нескольких последних лет. Вместо того, чтобы начать рассуждать о совершенно очевидном превосходстве норвежки над остальными, Юля сказала:

«Мне вообще не очень нравится слышать, что каждая из нас хочет обыграть Терезу, обыграть Терезу, обыграть Терезу. Да, это круто, но слишком узко в моём понимании. Когда до такой степени зацикливаешься на одном-единственном сопернике, это сильно ограничивает. Не говоря уже о том, что сама мысль стать лучше, чем кто-то, как бы изначально подразумевает, что ты — хуже...»

Эти слова применимы ко всем без исключения сферам человеческой деятельности. Сила Пападакис и Сизерона не в титулах и не в умопомрачитальной природной пластике партнёра. А в той одержимости, с которой четырёхкратные чемпионы мира продолжают проламывать стены собственных возможностей, не слишком озадачиваясь мыслью, что о них подумают соперники. Захотели поменять музыку — поменяли. Укоротить юбку? Запросто! И даже если ради очередного образа обоим потребуется выйти на лёд в балетных трико, имитирующим обнаженные тела, Габриэла и Гийом наверняка сделают это, не задумываясь. Разве что с некоторой скидкой на рамки правил. Потому что на текущем историческом витке именно они — законодатели мод и ведут себя соответствующим образом. Именно поэтому им крайне сложно что-то противопоставить.

Впрочем, у Синициной и Кацалапова пока еще есть возможность с этим не согласиться: первый в сезоне старт российской пары состоится на следующей неделе в Токио.

  

 

 

 


  

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru