Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Гран-при 2021/22

Диана Дэвис, Глеб Смолкин: ВНЕ ОЧЕРЕДИ

Диана Дэвис и Глеб Смолкин
Фото © Globallookpress
Диана Дэвис и Глеб Смолкин

21 ноября 2021

Танцевальный дуэт Дианы Дэвис и Глеба Смолкина одержал сенсационную победу на турнире серии «Челленджер» в Варшаве. Дебютанты взрослого сезона не просто заняли первое место, но и набрали гроссмейстерскую сумму баллов, которая, вероятно, повлияет на их статус. Теперь пару могут начать рассматривать как претендентов на место в олимпийской команде, что может обернуться достаточно неожиданными последствиями для мира танцев на льду.

 В танцах не падают. Так, по крайней мере, гласит расхожее в фигурных кругах выражение, смысл которого не является буквальным, а, скорее, подразумевает достаточно широкий спектр понятий. По этим понятиям танцор должен уметь ждать своей очереди. Можно создавать эффектные программы, придумывать уникальные в акробатическом плане поддержки и вообще всячески прыгать выше головы, но это совершенно не означает, что «очередь» пропустит тебя вперед — в этом отношении мир ледовых танцев умеет быть гораздо более жёстким и нетерпимым, чем профессиональный велосипедный пелотон.

Для того, чтобы случилось исключение, почти всегда требуются дополнительные опции. Например, сильная и влиятельная федерация. Или тренер-стратег, умеющий дружить, договариваться, уступать, убеждать, одним словом — выстраивать собственнную игру, не рискуя быть съеденным. Хотя одиночкам в этой цепочке всегда сложнее.

Считается, что новая система судейства, которая вошла в обиход после танцевально-скандальных Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, была придумана как раз с тем, чтобы свести необъективность результата к минимуму. Прежние правила действительно выглядели одиозно. Например, судьи на линии не должны были выставлять идентичные оценки двум разным парам. И это приводило к тому, что, еще до начала соревнований едва ли не каждый из арбитров держал в голове итоговый протокол, и раздавал баллы «по списку».

Как раз из тех времен берет начало мантра про танцевальную очередь. Людей, эту очередь взрывавших, во всей истории вида спорта было настолько мало, что ни один прецедент не оставался без внимания.
Можно ли считать, что именно такой «взрыв» произошёл на турнире в Варшаве, где достаточно далекий по рейтингу российский дуэт Диана Дэвис/Глеб Смолкин набрали за каждый из своих танцев совершенно невероятные суммы балов, сопоставимые с результатами лидеров мировых танцев на льду?

Наверное, всё-таки, нет. Для того, чтобы реально сравнивать силы нескольких танцевальных пар, должно соблюдаться как минимум одно условие: эти пары должны состязаться между собой в рамках одного турнира. Другой вопрос, что любые незаурядные результаты всегда застревают в сознании, тем более — такие результаты, как у Дэвис/Смолкина в их первом взрослом сезоне. Пара, напомню, набрала в Варшаве 81,30 в коротком танце (при личном рекорде 73,37) и 118,60 — в произвольном, при том, что прежнее достижение дуэта составляло 111,25.

По итоговому результату подопечные Игоря Шпильбанда зафиксировали очередной личный рекорд (199,90), который оказался всего на 0,39 ниже результата, показанного призёрами трёх последних чемпионатов Европы Александрой Степановой/Иваном Букиным на этапе Гран-при в Гренобле, и множество людей невольно задалось вопросом: а кто, собственно, будет являться второй парой страны к началу Игр в Пекине, если допустить, что прогресс дебютантов действительно столь неудержим? И не получится ли так, что в российских танцах на льду за два с небольшим месяца до олимпийского турнира произойдёт столь неожиданная рокировка?

Звучит абсурдно? Не скажите.

Для начала нужно просто абстрагироваться от каких бы то ни было личностных факторов и поставить себя на место руководителей ФФККР — ведь это именно им предстоит принимать решения и в какой-то степени нести ответственность за результат олимпийского сезона. В наличии на текущий момент имеется всего два боеспособных танцевальных дуэта: чемпионы мира-2021 Виктория Синицина/Никита Кацалапов и призёры трех последних европейских первенств Степанова/Букин.

Третья танцевальная пара Тиффаним Загорски/Джонатан Гурейро (10-е место на чемпионате мира-2021) скорее всего не успеет в должной степени восстановиться к олимпийскому отбору из-за тяжелого заболевания, перенесённого партнёршей.

При этом у Кацалапова периодически обостряется хроническая травма спины, и логично опасаться того, что откатать две программы в олимпийском командном турнире и почти сразу после этого дважды выступить в «личке» фигуристу просто не позволит тело. Как это может выглядеть на практике, все мы видели в 2014-м на примере Евгения Плющенко.

Иначе говоря, танцы становятся для нашей страны тем самым видом, где нужно подстраховываться, делать в команднике замену, причём максимально сильную, чтобы не потерять шанс бороться за золотые медали.

Но здесь имеется свой подводный камень: Степанову и Букина «не судят». Происходит это уже не первый сезон, просто сейчас стало особенно очевидным: при том, что у Саши и Ивана прекрасные постановки, а сами спортсмены заметно прибавили за последние две недели в скорости, чистоте и презентации, их баллы в Гренобле (200,29) оказались даже более низкими, чем были на этапе Гран-при в Турине (202,18). Примерно такой же уровень был выставлен на этапе в Ванкувере итальянцам Шарлен Гиньяр/Марко Фаббри, и это означает, что при определённом стечении обстоятельств (например — не слишком благосклонной судейской бригаде или техпанели) второй российский дуэт, если за него не бороться, может уступить в Пекине не только французам, канадцам и американцам, но и представителям Италии, которые на текущий момент проигрывают Степановой/Букину только в части компонентов, превосходя их в технической сложности. У итальянцев (в отличие от российского дуэта) прекрасные шансы отобраться в финал Гран-при, а значит, при удачном там выступлении вторая оценка пары имеет перспективу вырасти.

Могут руководители ФФККР не принимать во внимание вероятность подобного варианта? Вряд ли...
И в этот самый момент на совершенно второстепенном турнире вдруг прорезается дуэт, которого, судя по беспрецедентным оценкам, обожают как арбитры, так и техпанель, возглавляемая одним из самых влиятельных специалистов в мировых танцах на льду — Галиной Гордон-Полторак.

Вряд ли стоит сбрасывать со счетов и личность тренера: само присутствие Игоря Шпильбанда у борта уже очень много лет воспринимается, как некий знак качества во всём, что касается техники. Так было ещё с тех времён, когда выступали Тесса Виртью/Скотт Моир, Мэрил Дэвис/Чарли Уайт, а сам Игорь работал в тандеме с Мариной Зуевой, поэтому утверждать, что Дэвис/Смолкин получили свои баллы «ни за что» (даже при том, что справедливость танцевального судейства в Варшаве продолжает оставаться под очень большим вопросом), наверное, всё-таки не стоит.

Всё это, разумеется, лишь теория — рассуждения, имеющие под собой всего один старт. Вполне возможно, что на декабрьском чемпионате страны в Санкт-Петербурге к дебютантам отнесутся гораздо более жёстко, чем в Польше, и вопрос их участия в Олимпийских играх отпадёт сам собой. Но что, если нет?

В этом случае нас может ждать самый интригующий танцевальный расклад из всех возможных.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru