Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира- 2020 (Монреаль, Канада)
КТО ДОСТОИН ЛЕДОВОГО «ОСКАРА»?
Алена Косторная
Фото © AFLO
на снимке Алёна Косторная

22 марта 2020

22 марта в Монреале должна была состояться церемония первого ледового Оскара. RT расспросил выдающегося тренеру Татьяну Тарасову о том, кого она хотела бы видеть в лауреатах этого сезона несмотря на то, что чемпионат мира был отменён,  а так же предложил свою версию Красной дорожки

Самый ценный фигурист

— Думаю, что это Юдзуру Ханю. При всей своей любви к Чену, а я обожаю Натана, я назову японца. Он  не просто фигурист, он — явление.  В истории фигурного катания были выдающиеся катальщики, но Ханю другой. Он небожитель. Одна только его короткая программа («Баллада №1» Шопена) — это программа, в конце которой надо не вставать, а опускаться на колени и благодарить Бога за то, что нам повезло это увидеть. Это не только стопроцентное попадание в музыку и сопереживание ей, не только сложнейшие элементы, которые ложатся в каждую ноту, но какое-то совершенно потрясающее слияние с музыкой человеческой души. Такое я видела всего два раза в жизни и не на льду, а в балете: когда Майя Плисецкая танцевала «Умирающего лебедя», а Мстислав Ростропович ей аккомпанировал, и в балетной студии в Нью-Йорке, где танцевала Диана Вишнёва, а дирижировал Валерий Гергиев. Катание Юдзуру Ханю — это явление того же порядка.

Лучший новичок сезона

— В этой номинации я выбирала бы между Александрой Трусовой, Алёной Косторной и Камилой Валиевой,но, наверное, назвала бы Трусову. То, что сделала в этом сезоне Саша, удачно исполнив четыре четверных прыжка в одной программе на международных соревнованиях, вряд ли кто из девушек когда-либо сумеет повторить в ближайшие годы. Это вообще очень сложно — делать то, чего не делает больше ни один человек в мире. При этом против Трусовой ополчились все, даже правила собираются поменять, чтобы спортсмен не мог получить за свои прыжки большого преимущества. Так что я — за неё!

Лучший тренер

— Этери Тутберидзе. Почему она, а не Тамара Москвина, ученики которой стали в этом сезоне чемпионами Европы? В моем понимании то, что сделала со своими спортсменами Москвина — это безусловный прорыв года, подаривший всем нам надежду. Почему не Рафаэль Арутюнян? Он сделал колоссальную работу с Натаном Ченом, но это все же один спортсмен. А Тутберидзе — это тотальное доминирование как во взрослом женском катании, так и в юниорском. Лучший тренер, как мне кажется, должен определяться не только по качеству спортсменов, но и по их количеству.  И то, и другое, у Этери есть.

Лучшиий хореограф

— Для меня это однозначно Шэ-Линн Бурн. Она поставила в этом сезоне очень много программ, которые мне нравятся, и прежде всего это программа Чена. Я аплодирую стоя. Браво! Мне очень приятно, что я видела развитие Шэ-Линн, когда она у меня каталась. Видела, как она учится слушать и слышать музыку. Она очень большая умница.

Лучший костюм

— Мне кажется, что формулировка этой номинации изначально была немного неправильно написана. Здесь нужно говорить не о спортсмене, который этот костюм демонстрирует, а о художнике, который придумал идею и вместе с тренером воплотил ее на льду. Костюм — это часть тренерской работы. Именно наставник должен решать, каким хочет видеть своего ученика на льду, какой художественный образ будет воплощен. Мне повезло, поскольку я работала с совершенно выдающимися мастерами по костюмам. Такими, как Нателла Абдулаева, Вячеслав Зайцев. Из более поздних мастеров мне, например, нравится, как работает Милена Бобкова. Немногие знают, но она на протяжении нескольких лет шила платься для Мао Асады — делала это даже после того, как сама я закончила с Асадой работать. Помню, для Асады я даже купила в Америке специальный раздвигающийся манекен, рассчитанный на очень маленькую и тоненькую фигурку, и подарила его Милене.

Если же говорить о костюмах конкретных спортсменов, хороших  много. Не сумею выбрать.

Лучшая показательная программа

— В этом плане мне сейчас не нравится ничего. Все это уже много раз было. Смысл показательной программы прежде всего должен заключаться в расширении возможностей спортсмена. Там нет ограничений, которые накладывают правила, и можно показать то, чего ты никогда не делал в соревнованиях, то, чего от тебя никто не ожидает. Найти какой-то художественный образ, который до тебя никто не использовал. Мне не нравится засилье западной музыки в показательных номерах наших фигуристов: они что, собираются кататься только в западных шоу? Такое ощущение, что люди просто берут первую попавшуюся мелодию, которая нравится, и делают под нее одно и то же. Те же дорожки, что в программах, те же вращения. В свое время мы делали по четыре-пять показательных номеров и использовали эту нишу для того, чтобы максимально развить спортсмена, чтобы он, как артист, умел быть разным. А главное - понимал, что именно он катает. Открывать в себе неожиданные для самого себя возможности.

Версия RT

Cамый ценный фигурист

Если судить по результатам сезона, в число претендентов стоило бы включить двукратного чемпиона мира Натана Чена, выигравшего финал Гран-при у Юдзуру Ханю (американец опередил японца в обеих программах), Алену Косторную, которая победила в своем первом взрослом сезоне во всех международных стартах, в которых участвовала, включая финал Гран-при и чемпионат Европы, двукратных чемпионов мира в парном катании Вэнцзинь Суй/Цун Ханя, записавших на свой счет победы в финале Гран-при и турнире Четырех континентов, и французских танцоров, шестикратных чемпионов мира Габриэлу Пападакис/Гийома Сизерона. Но вакантное место при четверых равновеликих претендентах одно, поэтому Ханю: двукратный олимпийский чемпион, перевернувший представление о своем виде спорта, стал именно той личностью, благодаря которой в фигурное катание пришли колоссальные спонсорские деньги. А с деньгами, как известно, не шутят.

Лучший новичок сезона

В выборе между Александрой Бойковой/Дмитрием Козловским, Александрой Трусовой и Аленой Косторной, ставим на Косторную. Ее результаты говорят сами за себя, ну а в том, что вся тройка лауреатов RT оказалось российской, стоит винить не пристрастность экспертов, а слабость конкуренции со стороны «остального мира». С другой стороны, этому миру есть на кого равняться.

Лучший тренер

Этери Тутберидзе. Если судить по результатам подопечных, в имеющейся цепочке наставников современного фигурного катания она — самое сильное звено.  

Лучший хореограф

Мари-Франс Дюбрей. По количеству сделанных в этом сезоне постановок специалист из Монреаля может соперничать с Шэ-Линн Бурн, она - не только постоянный автор удивительных программ Пападакис и Сизерона, но и произвольного танца Мэдисон Чок/Эвана Бейтса — возможно, лучшей танцевальной программы этого сезона в мире. Произвольная программа Натана Чена — это тоже Мари-Франс. Маленькая хозяйка большого монреальского танцевального дома.

Лучший костюм

На вкус и цвет все фломастеры, как известно, разные, и, сколь бы нетривиальным не казался выбор RT, но эта номинация отходит Антону Шулепову и его произвольной программе «Список Шиндлера». Напомним, что Международный союз конькобежцев (ISU) тоже выдвигал костюм спортсмена, стилизованный под униформу фашистского концлагеря, на Skating Awards, но включил задний ход, испугавшись негативной реакции публики в интернете.

Выбор, безусловно, неоднозначный, но на фоне великого множества всевозможных нарядов и идей привлечь к своему выбору внимание всего фигурнокатательного мира — это, безусловно, достижение.

Лучшая показательная программа 

Возможно, это та самая программа, которую мир в связи с отменой главного старта сезона так и не увидел: в Монреале на лёд в гала-концерте должна была выйти олимпийская чемпионка и чемпионка мира-2019 Алина Загитова со специально подготовленным для этого события номером. И хочется, чтобы в номинации осталась именно она. Например, с постановкой, посвященной безвременно ушедшей из жизни в августе прошлого года балерины и хореографа Людмилы Шалашовой, благодаря которой мир увидел и полюбил фигуристку-танцовщицу Алину.

Легенда

Мининум две позиции из трех в этой номинации должны быть заняты российскими тренерами. Это Тамара Москвина и Татьяна Тарасова. У одной — четыре золотых и четыре серебряных медалей, завоеванных учениками на Олимпиадах в парном катании, у второй - семь высших олимпийских наград.  Москвина в свои 78 привела к титулу чемпионов Европы Бойкову и Козловскому, подарив надежду всем российским любителям парного катания, как правильно выразилась об этом Тарасова. Сама Тарасова вошла в историю не только как тренер и уникальный постановщик, но и как человек,  причастный к подготовке множества великих иностранных звезд. Хотя в Канаде многие  склонялись к тому, что на домашнем чемпионате мира в Монреале эта номинация должна быть присуждена «своей» звезде - четырехкратному чемпиону мира Курту Браунингу.  Реагировать можно по-разному. Мы же назовем этот выбор политическим и порадуемся, что он не состоялся.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru