Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы - 2020 (Грац, Австрия)
Ростислав Синицын:
«ВСЕ УПИРАЕТСЯ В ЦЕНУ ОДНОЙ ОШИБКИ»
Марина Зуева и Ростислав Синицын
Фото © Александр Вильф
на снимке Марина Зуева и Ростислав Синицын

Известный танцевальный тренер Ростислав Синицын в разговоре с корреспондентом РТ объяснил, почему не видит большой разницы между французским и российскими дуэтами, вспомнил об олимпийской программе Джейн Торвилл и Кристофера Дина и заявил что в тандеме хореограф-тренер прав всегда тот, кто несет ответственность за результат.

- Накануне каждого крупного старта среди танцевальных болельщиков активизируются разговоры о том, что трехкратные чемпионы мира Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон - сильно переоцененая пара и на самом деле не должна быть недосягаемой. Вы готовы разделить это мнение?

- Из того, что я видел в Граце на тренировках, сказал бы, что есть три пары, которые имеют равные шансы на то, чтобы лидировать в этом соревновании. Помимо французов это Виктория Синицина/Никита Кацалапов и Александра Степанова/Иван Букин. Кто из них допустит в своих прокатах больше ошибок, тот проиграет. К кому судейская бригада окажется немножечко более благосклонной, того выведут в чемпионы. Но в тренировках очень хорошо выглядели все три дуэта. Что до соотношения сил, я всегда говорил о том, что не вижу у Пападакис/Сизерона такого уж большого отрыва в классе. Все упирается в цену одной ошибки - слишком эта цена по нынешним правилам велика. Допустил крошечную неточность - тебе понижают уровень сложности, ты теряешь судейские надбавки, а вместе с этим идет вниз оценка за компоненты. В этом плане  начинаешь очень хорошо понимать, что означает понятие «субъективный вид спорта». Захотят судьи проявить строгость - ты проиграл. Решат пожалеть и не трогать вторую оценку - считай, повезло.

- Нет ощущения, что критерии в отношении второй оценки Международному союзу конькобежцев хорошо бы пересмотреть? Абсурд ведь получается: в короткой программе мужчин двукратный чемпион Франции Кевин Эймоз не сделал ни одного прыжка и не квалифицировался в финал, набрав непозволительно низкую сумму баллов за технику и заняв 26-е место, при этом оценка за компоненты у него почти такая же, как у лидера, Михала Бржезины.

- Давайте тогда разбираться, что такое компоненты. К сожалению многие судьи трактуют это понятие достаточно вольно. У нас, помимо элементов, есть композиция, хореография, судьи смотрят, как спортсмены катаются, как они ставят конёк на лёд, на каком ребре исполняется тот или иной шаг, «гуляет» ли это ребро, насколько сложны и интересны переходы между элементами. Считаю, что все это должно очень тщательно оцениваться. Не должна одна ошибка стоить человеку медали. Если помните, Томаш Вернер стал чемпионом Европы, выполнив четверной прыжок с ошибкой. Зато все остальное выполнил идеально, и я считаю, что такая ситуация правильна. Судьи должны обращать внимание на хорошее катание. Просто иногда они этого не делают.

- Я бы добавила, что оценка за компоненты не должна отражать выслугу спортсменом лет и количество его титулов.

- Ну, такое всегда в фигурном катании было и всегда будет. Ничего с этим не сделать. Просто катание при этом никто не отменял. У меня была очень интересная, но допускающая ошибки в катании чешская пара, и каждый раз после соревнований судьи подходили, сочувственно хлопали меня по плечу - типа, извини, старичок, ничего личного. И я не обижался на оценки - понимал, что люди просто делаюм свою работу. Хочешь выиграть - катайся чисто и не давай никому повода тебя наказать.

- В отношении российских дуэтов многие в этом сезоне обращают внимание на то, как ярко вдруг заиграла пара Степановой и Букина.

- В ребятах, действительно, появилась и искра, и гармония, и химия. Как уже сказал, все, что я видел на тренировках в их исполнении, мне очень понравилось.

- Когда технические силы соперников равны, на первый план выходят постановки. У кого из фаворитов на ваш взгляд они наиболее удачны?

- Здесь мне сложно давать оценку, поскольку у меня есть свои взгляды на то, как должны развиваться танцы. Но об этом я не хотел бы говорить , потому что надеюсь когда-нибудь реализовать свои идеи сам. Одно из направлений - то, что в свое время показывала моя немецкая пара Нелли Жиганшина/Александр Гажи. Их программу «Зомби» многие помнят до сих пор.

- У этого дуэта была ведь еще одна неожиданная находка - объединить короткую и произвольную программы одним сюжетом.

- Та идея была не моя - принадлежала Илье Авербуху. Я сразу с ним согласился, поскольку было во-первых, интересно попробовать что-то неожиданное, а, во-вторых, у нас получилось ту идею реализовать. Хотя было очень тяжело.

- Почему?

- Потому что нужно было выдержать единый стиль, но при этом сделать так, чтобы одна программа не повторяла другую. Нам это тогда удалось.

Думаю, каждый тренер сам найдет, куда делать следующие шаги. Попытались же Пападакис и Сизерон отойти в этом сезоне от того, что делали в последние три года? Хотя сильного новаторства в их коротком танце я не увидел. А хотел. Все-таки, французы - трехкратные чемпионы мира, а это обязывает. Когда в танцах катались Людмила Пахомова/Александр Горшков, они каждый год делали что-то совершенно новое, и я считаю, что это правильно. Что до французов, Синицина и Кацалапов ведь тоже очень хороши в таком стиле. Ничуть не хуже Габриэлы и Гийома.

- Да, но, когда тот или иной стиль пара пытается повторить, многие априори находят копию хуже оригинала.

- Тут раз на раз не приходится - в танцах имеет значение множество деталей. Многое зависит от того, к чему готовы спортсмены, к чему готов хореограф, насколько удачны его идеи. Это все должно совпасть. Если Саша Жулин хотел, чтобы его спортсмены победили французов их же оружием, значит, к этой стратегии команда тоже была готова.

- Помните олимпийский сезон-1994, когда Джейн Торвилл и Кристофер Дин поставили себе совершенно гениальную оригинальную «румбу», а вот произвольный танец совершенно судьям «не зашел»? Мне показалось, что точно так же не слишком «зашел» в этом сезоне произвольный танец Синициной и Кацалапова.

- Вы произнесли очень правильное слово в адрес англичан - «не зашел». В 1994-м я тоже так считал. А не так давно тот танец пересмотрел и поразился: в нем было множество всяческих интересных штучек. Критиковать чужие постановки легко. Но поскольку я сам и тренер, и постановщик, стараюсь очень осторожно давать оценки труду своих коллег. Кроме того, я не считаю постановку Синициной и Кацалапова недостаточно интересной. Просто у Степановой Букина постановка тоже получилась удачной и выглядела на некоторых стартах ярче. Как будет в Граце, предсказывать не берусь, поскольку в тренировках видел произвольные танцы кусочками, а смотреть их нужно целиком. Плюс, многое будет зависеть от настроения, с которым танцоры прокатают свои программы. Иногда одна небольшая ошибка способна смазать все впечатление. Покачнулся человек - и всё. Сами посмотрите, до какой степени усложнились танцы. Каждые 15 секунд идет какой-то элемент и каждая ошибка имеет очень большое значение. Должна быть стопроцентная концентрация и очень большое умение терпеть.

- Ваша коллега Марина Зуева заметила, что самое сложное для постановщика - поставить танцевальную программу не одиночникам или спортивной паре, а танцорам.

- Так и есть. В танцах все слишком сильно подчинено работе на уровни сложности. Поэтому для творчества остается слишком мало времени. Делать элементы и танцевать при этом становится все сложнее и сложнее. И судейство становится строже.

- Успех или неуспех постановки - это всегда лотерея?

- Зачастую, да. Иногда вообще непонятно, откуда берутся те или иные идеи. Помните, был такой немецкий фигурист Сильвио Смалун? Он как-то приезжал ко мне ставить программу, работать мы договорились по ночам, чтобы никого не было на льду, и несколько раз уезжали с тренировок через 20 минут после их начала, до такой степени у нас не шла работа, при том, что музыка для программы уже была выбрана. Сильвио нервничал до трясучки, я тоже, и на четвертую ночь, помню, ехал на машине под проливным дождем, остановился на светофоре на Вацлавской площади, включил щетки, и, глядя на мокрое стекло, вдруг совершенно отчетливо увидел начало программы. Постановку мы в итоге сделали в ту ночь за два часа. Вот как оно рождается? Кто может объяснить?

- Вы ведь не всегда делали постановки для своих спортсменов сами?

- С некоторых пор перестал. Понял, что тренер почти всегда ограничен тем, что четко знает возможности своих подопечных и какие-то вещи им заведомо не предлагает. А приходит чужой человек, дает что-то такое, чего ты сам никогда не дал бы, и спортсмены вдруг безропотно все это выполняют. Когда для Жиганшиной и Гажи программы ставил Илья Авербух, он ставил все так, как считал правильным, не слишком заботясь о том, смогут спортсмены выполнить твиззлы с определенного захода, или нет. Я старался в тех программах ничего не менять даже в мелочах - заставлял спортсменов очень тщательно отрабатывать то, что не получается, поднимать себя до более высокого уровня. Когда мне в свое время ставила программы Мила Пахомова, она иногда давала нам с Наташей (Карамышевой - прим) какой-то музыкальный кусок и говорила: «Поставьте сами, как чувствуете». И мы сами ставили себе шаги. Потом разбирали вместе с тренером, почему поставили так, а не иначе. То есть Мила как бы невзначай, ненавязчиво поднимала нас - на тот момент шестую пару в стране -  до своего уровня.

Сейчас я делаю нечто похожее. Томашу Вернеру, когда тот у меня катался, всегда говорил:  принесешь идею программы, пять евро с меня. Когда Томаш приехал к Никол с идеей танго, Лори послушала и сказала: «Классная идея, берем!». Томаш тут же отреагировал: «Лори, с тебя пять долларов!»

 - Правомерно ли, когда тренер начинает перекраивать чужую постановку по своему усмотрению? Знаю, например, что та же Никол любит работать с китайскими и японскими фигуристами, поскольку все они приучены досконально придерживаться оригинальной постановки на прротяжении всего сезона.

- Хореография - это не константа.  Если у спортсмена не работает заход на поддержку, значит, заход нужно поменять, только и всего. Сколь бы гениальным ни был постановщик, за результат всегда отвечает тренер. Значит, он должен иметь право вносить в постановку изменения. Я ведь тоже что-то менял в постановках Никол - тех, что она делала для Вернера. Программы хуже от этого не становились.

- По этой логике, Алексей Мишин был прав, когда взял постановку Шэ-Линн Бурн, сделанную для Лизы Туктамышевой, и переложил ее на другую музыку?

- Если за результат Лизы отвечает он, значит, имел право действовать по своему усмотрению. Потом ведь они вернули оригинал? Значит, посчитали замену ошибкой.

- Возвращаясь к танцам на льду: если все лидеры исполнят свой произвольный танец идеально, как бы вы их расставили?

- Если не случится каких-то технических косяков, мой пьедестал - это две русские пары и французы.

- И вы допускаете, что на первой ступени могут оказаться не Пападакис и Сизерон?

- А почему бы и нет?

2020 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru