Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы - 2020 (Грац, Австрия)
СИЛА ЧЕТВЕРНЫХ.
ПОЧЕМУ ПРАВА Александра ТРУСОВА
Александра Трусова
Фото © Александр Вильф
на снимке Александра Трусова

22 января 2020

Двукратная чемпионка мира среди юниоров Александра Трусова, дебютирующая в этом сезоне на взрослом льду, еще до начала чемпионата Европы стала его главным ньюсмейкером, заявив в произвольную программу пять четверных прыжков, а в короткую - тройной аксель. Оправдана ли эта сложность?

Каждый солдат должен знать свой маневр

Едва российская фигуристка обнародовала свои намерения взвинтить сложность собственных программ до максимума, болельщики задались в интернете логичным вопросом: означают ли действия Трусовой, что пять квадов для нее - это единственный шанс победить? Ответ здесь вроде бы очевиден - да. Александра уже пробовала в этом сезоне выступить с подобным набором прыжков в финале Гран-при, правда там риск себя не слишком оправдал: с акселем спортсменка в короткой программе не справилась, а из пяти четверных хорошо сделала только три. Безошибочными у фигуристки вышли три первых старта сезона: мемориал Онджея Непелы в Братиславе, где Трусова показала рекордные результаты в произвольной программе и общем зачете, коммерческий Japan Open в Сайтаме (с четырьмя четверными прыжками в произвольной) и первый этап Гран-при в канадской Келоуне с очередным обновлением двух своих же мировых рекордов.

А вот потом, когда мир уже почти уверился в том, что сезон однозначно пройдет под знаком бесстрашной дебютантки, Саша начала проигрывать.

Насколько болезненно девочка воспринимает поражения, все мы увидели на чемпионате страны в Красноярске, когда Трусова горько расплакалась прямо перед камерами. Программа с четырьмя квадами, из которых качественно получился лишь один, принесла фигуристке лишь третье итоговое место. Чемпионке России Анне Щербаковой Саша проиграла чуть более 35-ти баллов.

Впору спросить: зачем в этом случае вообще нужен пятый четверной? Не лучше ли направить силы на то, чтобы справиться с меньшим количеством прыжков?

Однако «меньше» - это не про Трусову. Как сказала она сама после выступления в финале Гран-при, успешно выкатать программу, в которую включены пять четверных прыжков, задача невероятно сложная. Но добавила: «Я не могу иначе. Риск – это про меня. Без этого риска я бы не добилась того, что имею».
Когда программа до такой степени насыщена ультра-сложными элементами, в ней остается не слишком много пространства для творчества и хореографии. Именно в этом, собственно, периодически укоряют Трусову сторонники более эстетичного катания, подчеткивая, что программы 15-летней фигуристки - это прыжки, прыжки и еще раз прыжки. Но все эти упреки вряд ли справедливы: каждый берет тем, чем может. Когда-то, кстати, похожие претензии предъявляли Евгению Плющенко. На Играх в Турине-2006 четырехкратный чемпион мира Курт Браунинг сказал в адрес российского фигуриста: «Плющенко катается, словно плотник, который строит дом. Он устанавливает каркас и обшивает его досками, заколачивая гвозди тут и там. В то время как Джонни Вейр и Стефан Ламбьель выглядят скорее как художники, расписывающие свои дома самыми разными красками»

Вейр на той Олимпиаде остался пятым, Лабьель - вторым, проиграв россиянину почти 30 баллов, так что комментарии тут излишни.

Безудержный риск, или трезвый расчет?

Многочисленные четверные прыжки в женском исполнении - история непродолжительная. Единственное исключение - Елизавета Туктамышева, выучившая четверной в возрасте 22-х лет, но исключения затем и существуют, чтобы подчеркивать правила. Первая российская чемпионка мира Мария Бутырская, которая в свое время (а это было более двадцати лет назад) пробовала исполнять и тройной аксель, и четверной сальхов, тоже признавалась, что оба этих прыжка можно освоить, имея достаточно «детские» кондиции тела.

- И аксель, и сальхов требовали от меня идеальной физической формы и столь же идеального, четко выверенного веса – 47 килограммов, - вспоминала фигуристка. - Стоило совсем чуть-чуть прибавить, все мгновенно разлаживалось, и я даже близко не могла подойти к этим двум прыжкам, в то время как все остальные могла прыгать, имея и два лишних килограмма, и три.

Независимо от того, сумеет Трусова победить в Граце, или в очередной раз проиграет битву со своими же четверными прыжками, она имеет в нынешнем сезоне вполне реальный шанс вписать в мировую спортивную историю еще одно достижение - пять квадов в одной программе. Удачное выполнение такого количества четверных - это еще и почти стопроцентная гарантия золотой медали как на чемпионате Европы, так и на мировом первенстве. А ведь не факт, что шанс собрать все или почти все  золото сезона будет у спортсменки через год, если Саша хоть немного подрастет. С этой точки зрения стратегия абсолютно оправдана: надо брать свое, пока ситуация это позволяет. Тем более что Трусова - редкий пример фигуриста, не испытывающего перед элементами ультра-си никакого страха и не боящаяся падений.
Должны ли тренеры сдерживать подобный азарт своих подопечных хотя бы для того, чтобы максимально обезопасить их от возможных проблем с о здоровьем? С одной стороны, наверное, да: те, кто идет в авангарде технической сложности, всегда больше других подвержены риску травмироваться и выбыть из игры.

С другой, история спорта и до Трусовой знала немало случаев, когда люди не задумываясь ставили результат выше возможных проблем со здоровьем. Яркий пример - экс-чемпион мира в танцах на льду Максим Шабалин, который в 2008-м приехал на чемпионат Европы в Загреб спустя две недели после довольно сложной операции на колене и выиграл этот турнир.  Тогда было много разговоров о том, что риск, несмотря на победу, совершенно не оправдан, что форсирование подготовки наверняка обернется еще более серьезными проблемами (как впоследствии и получилось), однако известный  танцевальный тренер Ростислав Синицын, который, казалось бы,  должен лучше других понимать тяжесть возможных последствий, сказал:

- В нашей профессии разбрасываться шансами не принято. Допустим, Домнина и Шабалин пропустили бы этот чемпионат. Но где гарантия, что, пропустив один, выиграешь другой? А так, что бы ни случилось в дальнейшем, они уже чемпионы Европы...

Точно так же в годы своих выступлений всегда поступал Плющенко, закончивший карьеру рекордсменом среди всех фигуристов мира не только по числу травм и операций, но и спортивных титулов.

Нам же остается смириться с тем, что, оставляя за собой право рисковать, атлет всегда сам несет за это ответственность, даже если ему всего 15 лет.  

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru