Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Кубок России - 2020 (Казань)
С ПРЕИМУЩЕСТВОМ В 22 БАЛЛА
Александра Трусова
Фото © Александр Вильф
Александра Трусова

10 ноября 2020

Александра Трусова стала победительницей четвёртого этапа Кубка России по фигурному катанию в одиночном женском разряде. В произвольной программе она опередила действующую чемпионку континента Алёну Косторную более чем на 22 балла, несмотря на два падения с четверных прыжков. Подопечная Евгения Плющенко превзошла сразу два мировых достижения, однако они не будут засчитаны, так как ISU не учитывает результаты на национальных турнирах

На произвольную программу Александра Трусова заявила четыре четверных прыжка, и это означало, что, при удачном их исполнении соревноваться фигуристка собирается в своей собственной лиге без оглядки на соперниц. Примерно так было и год назад, когда Саша каталась в тренерской группе Этери Тутберидзе: в первой половине сезона фигуристка вполне успешно демонстрировала произвольную программу с двумя четверными тулупами, лутцем и сальховом на этапах Гран-при в Канаде и России и несмотря на то, что открывавший программу сальхов на тех этапах дважды не получился, Трусова выиграла оба турнира, опередив на первом японку Рику Кихиру, а на втором — двукратную чемпионку мира Евгению Медведеву.

Насколько сильно эта девочка хочет быть первой, проявил первый для Трусовой взрослый финал Гран-при, где Саша решилась даже на то, чтобы поставить в короткую программу сырой и недокрученный тройной аксель. Однако авантюра не увенчалась успехом: в короткой программе Трусова осталась пятой, проиграв 14 баллов лидеру (Косторной), в произвольной она упала с последнего четверного (в программе их снова было четыре). Ну а месяцем позже спортивная форма спортсменки судя по ее катанию пошла на убыль: на чемпионате Европы Трусова не справилась уже с двумя четверными, дважды упав на приземлениях. О том, чтобы снова пробовать в короткой программе тройной аксель, речь уже не шла.

За лето в жизни Саши поменялось многое и прежде всего — она сама. Фигуристка выросла, повзрослела, изменила стиль и вступила в сезон без каких бы то ни было скидок на пандемию. 

Если бы Трусова решилась пойти в Казани  на очередную авантюру, вставив в произвольную программу четверной риттбергер, это было бы целиком и полностью в ее характере. Точнее — в характере прежней Саши. Достаточно показательной, кстати, была история с четверным лутцем, который спортсменка освоила и зафиксировала за собой в книге рекордов Гиннеса ещё когда была юниоркой. За тем лутцем Трусова и Анна Щербакова гонялись в ходе юниорского Гран-при, как охотники за подраненым фазаном: девушки раз за разом упускали добычу, но всем, кто наблюдал за той гонкой со стороны, было понятно, что трофей уже никуда не денется.

Специалисты, близкие к тренерскому штабу «Хрустального» сплетничали, что тренер обеих спортсменок очень хотела, чтобы в книгу Гинесса, как первая исполнительница ультрасложного прыжка, попала Анна, ведь Саша уже дважды становилась автором исторических достижений. Это было похоже на правду: на первом этапе Гран-при в Братиславе Щербакова исполняла в произвольной только тройные прыжки. А вот лутц появился в ее программе только после того, как Трусова предприняла неудачную попытку исполнения  этого элемента на этапе в Каунасе.

Первый блин вышел у Ани комом: на этапе в канадском Ричмонде она упала, соответственно выполнение революционного для женщин элемента ей не засчитали. А в самом конце юнирорской серии в Ереване Саша добилась своего: полностью докрутила обороты и устояла на выезде.

Торопиться презентовать миру четверной риттбергер в Казани не было никакого смысла: вряд ли какая спортсменка в мире рискнет пробовать этот элемент в ближайшее время, а это значит, что намерениям Трусовой записать себя первой исполнительницей этого прыжка ничто не помешает. Но без сюрприза не обошлось: в программе Саши снова появился четверной сальхов, причем чистейший. Казанский турнир, собственно, показал, как много Трусова успела наработать за ту часть сезона, которую многие спортсмены склонны считать выброшенной из жизни: прыжки стали мощнее, выше, пролетнее, с четко прослеживающимися линиями на выездах и всё это — без видимых усилий.

Впрочем, словесные комплименты здесь ни к чему — достаточно взглянуть на оценки. За сальхов (при базовой стоимости прыжка 9,70) Саша получила 13,39. За четверной лутц (11,50) — 15,87. С третьего четверного Трусова упала на приземлении, исправно докрутив обороты, а за каскад с четверным тулупом-ойлером и сальховом (база 15,73), исполненный во второй половине программы, набрала 18,77. Фигуристка не избежала ещё одного падения в каскаде лутц-риттбергер, но даже при этом нельзя было сказать, что какой-то из прыжковых элементов программы выглядел неоправданным риском. Скорее, публике был продемонстрирован абсолютно рабочий прокат. Своего рода открытая тренировка самой удивительной фигуристки мира.

О каком бы то ни было соперничестве речь в этот вечер вообще не велась, хоть после короткой программы и казалось, что борьба за медали пойдет на равных между Трусовой, Косторной и Хромых. 23 с лишним балла преимущества Трусовой над Косторной  не стоит воспринимать буквально (не нужно забывать, что к результату победительницы были приплюсованы шесть бонусных баллов), но даже если вычесть надбавки, победа Саши над Аленой, у которой раньше Трусова не выигрывала ни разу, выглядит более чем убедительно.

Комментируя прокат сильнейшей фигуристки Европы, олимпийский чемпион Алексей Ягудин так подробно и долго говорил о проблеме раскатывания новых ботинок, с которой столкнулась Косторная незадолго до своего дебюта в соревнованиях, что становилось понятно: таким выступлением не гордятся. Ему ищут оправдания.

По сравнению с собой образца прошлого сезона Алена заметно повзрослела, стала выглядеть на льду тяжеловато, в связи с чем перестала справляться с привычной для себя сложностью. Отказалась от тройного акселя, сдвоила второй прыжок в лутцевом каскаде, хотя эта связка стояла почти в самом начале программы, получила второй уровень сложности за дорожку шагов. Словом, спортсменка забалансировала на грани той самой западни, в которую ежегодно попадает не один десяток талантливых фигуристок независимо от того, как много титулов они завоевали в своей прежней «детской» жизни.

Повторять уже набившую оскомину мантру о том, что Косторную отличает лучшее в мире скольжение здесь бессмысленно хотя бы потому, что в памяти свеж не столь давний пример Евгении Медведевой: скорость, с которой Женя начала терять после Игр в Пхенчхане уровень второй оценки, говорит сам за себя. Вторую оценку невозможно долго удерживать, если она не подкреплена первой — это аксиома. Иначе говоря, если Косторная сумеет  вернуть прошлогоднюю сложность, вернув один тройной аксель в короткую программу и два — в произвольную, и не пожертвует при этом другими элементами, она останется конкурентоспособной. Никакого другого варианта здесь нет.
 

 

 

 

 
 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru