Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» 2017/2018 (Лейк Плэсид, США)
БАНТИК В ЦВЕТ КАМЗОЛА
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев
Фото © Reuters
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев

23 ноября 2017

Попадут ли Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев в финал Гран-при, или впервые за последние семь лет окажутся за бортом главного декабрьского турнира? Защитит ли Эшли Вагнер тренерскую честь лучшего тренера США? Зачем фаворит мужского турнира Натан Чен после своей блистательной победы на этапе Гран-при в Москве уехал от Рафаэля Арутюняна и как пройдет в Америке тренерский дебют Евгения Плющенко?

Об этом перед началом заключительного этапа Гран-при рассуждает специальный корреспондент «Р-Спорт» Елена Вайцеховская  

Нет ничего хуже ситуации, когда твой личный результат не зависит от тебя ни на грош. Именно в такую ситуацию в нынешнем розыгрыше Гран-при угодили шестикратные чемпионы России и чемпионы Европы-2013 Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев. С Мэдисон Хаббел/Закари Донахью, опережающих их в турнирной таблице,  российские танцоры не пересекались в этом сезоне еще ни разу, однако в заочной борьбе при абсолютно равном количестве очков уступили дуэту из США более десяти баллов по сумме двух выступлений.

В принципе – ничего смертельного не произошло: в шести подряд финалах Гран-при на протяжении шести последних лет Боброва и Соловьев ни разу не добирались до подиума. Но ситуация тем не менее абсурдная: если первый дуэт России уступает третьей паре США, значит, что-то в российской танцевальной жизни пошло совсем наперекосяк.

Комментируя один из этапов Гран-при, знаменитый тренер Татьяна Тарасова призналась, что до нынешнего сезона вообще не обращала на Хаббел/Донахью внимания. Но на этапе в Канаде обратила – и поразилась тому, как чисто выполняют американцы всю техническую часть своих постановок. По словам тренера, она не смогла придраться ни к одному шагу.

Если исходить из сказанного, боюсь, придется констатировать, что в нынешнем раскладе нет никакой сенсации: российские танцоры уступили соперникам прежде всего техникой И самое время признать, что это – не происки судей, на которые не первый сезон ссылаются порой как тренеры дуэта, так и танцоры, а самая что ни на есть реальность: наш номер в этой очереди оказался не не третьим, не четвертым и даже не пятым. А в лучшем случае шестым – и то при условии, что до результата сильнейшего российского дуэта в Лейк-Плэсиде не дотянут по совокупности баллов экс-чемпионы мира Анна Капеллини/Лука Ланотте.

Надежда, прямо скажем, слабая: на первом из своих этапов (в Японии) итальянцы набрали более высокую сумму, чем Катя с Дмитрием – в Москве, и надеяться на то, что в своем решающем выступлении они ошибутся, как-то даже неприлично.

Для того, чтобы понять, чем именно можно поправить столь бедственное положение в танцах, этап Гран-при в США подходит как нельзя кстати. Эталон некой технической оснащенности в свое время задали Майя и Алекс Шибутани, прекрасно понимавшие (хотя, скорее, это понимала их тренер Марина Зуева), что в сравнении с сильнейшими  они могут взять одним: безукоризненным исполнением технических элементов и легкостью. Уже потом к этому добавился опыт, все более и более запоминающиеся постановки и, как итог - стабильность, но фундамент остался прежним: чистота катания, возведенная в степень. Стоит ли удивляться, что по тому же самому пути пошли Хаббел/Донахью от которых еще год назад шестикратные чемпионы России уж точно не ждали угрозы?

Впрочем, героями американского этапа вряд ли станут танцоры. Турнир вполне может стать бенефисом Рафаэля Арутюняна. Лучший тренер США-2015 привез в Лейк-Плэсид двух спортсменов, претендующих на победу, и самое время вспомнить, что главный тренерский приз Арутюнян получил два года назад по сути за единственную спортсменку – Эшли Вагнер. Американка стала в том сезоне чемпионкой страны, попала на подиум в финале Гран-при, в общем – возродилась из небытия, куда ее системно, пусть и негласно, за возраст и бесперспективность отправляло  руководство американской ассоциации фигурного катания. Еще через год Эшли стала второй на мировом первенстве, но следующий сезон провалила, что дало повод говорить о том, что 26-летняя спортсменка скорее всего уже пережила свой звездный спортивный шанс.

Выяснилось, что в реальности все обстоит иначе. Близость Олимпийских игр вообще способна творить чудо с возрастными спортсменами: яркий пример тому – Евгений Плющенко, выигравший последнюю из своих четырех олимпийских наград в возрасте тридцати с лишним лет. К тому же в этом сезоне, после того, как стало известно, что «золотая девочка» американского фигурного катания Грейси Голд скатилась в депрессию, сопровождаемую целым букетом сопутствующих проблем и вынуждена временно оставить спорт, стало как-то совсем очевидно, что лучше и надежнее Вагнер в стране фигуристок нет. А мантия первого номера страны сильно добавляет спортсмену блеска в глазах.

Сказанное вовсе не означает, что победа на этапе американке обеспечена: реально померяться с Вагнер силами и оттяпать у нее квалификационные очки способна добрая полудюжина участниц, у большинства которых (за исключением Полины Цурской) вообще нет перспективы оказаться в финале Гран-при. Но тем интереснее будет наблюдать за происходящим. А заодно – за тренерским дебютом Плющенко в лице Серафимы Саханович. Присутствовать на турнире лично олимпийский чемпион не смог, сославшись на необходимость остаться в Европе, но его тренерская честь, тем не менее, пусть и заочно, но поставлена под первое серьезное испытание. Как и решение самой Саханович в очередной раз поменять тренера: ведь к Плющенко она перешла, побывав в руках у целой череды специалистов, включая Этери Тутберидзе.

В схожем состоянии, кстати, находятся двукратные чемпионы мира в парном катании Меган Дюамель/Эрик Редфорд: в Лейк Плэсид на Skate America они приехали (впервые в карьере, кстати) с уже озвученным намерением победить, а по сути будут доказывать публике и самим себе правильность не столь давнего ухода от самого знаменитого из канадских тренеров Ришара Готье к его ассистенту и супругу Дюамэль Бруно Маркотту.

Год назад в рамках Гран-при разгорелся нешуточный внутренний конфликт: от Рафаэля Арутюняна чуть было не ушел его лучший ученик – Нейтан Чен – в персональных данных фигуриста тогда даже появилась информация, что тренером американца является Марина Зуева, к которой Чен приезжал в Детройт ставить программы. Потом все как-то быстро вернулось в прежнее русло, и сам фигурист признал, что чуть было не совершил колоссальную ошибку, но сразу после победы на первом из этапов Гран-при в Москве Чен отправился к самому, пожалуй, знаменитому хореографу фигурнокатательного мира Лори Никол. Канадка ставила чемпиону США произвольную программу, ее Чен с благословения собственного тренера и отправился дорабатывать в Торонто, заметив, что считает поездку прекрасной возможностью ненадолго освободить голову от четверных прыжков и сосредоточиться на других задачах.

Когда я разговаривала в ходе французского этапа с известным тренером Жанной Фолле (у нее более десяти лет каталась двукратная чемпионка мира Мао Асада, которая неоднократно обращалась к Никол за постановками), она обмолвилась, что Лори берет к себе не каждого.  А лишь тех спортсменов, кто способен не только «слышать» музыку, но и передавать коньками все ее нюансы. Именно благодаря этому возникает удивительнейший эффект: словно музыка льется на лед не из динамиков, а возникает из движений спортсмена на льду, всецело подчиняясь его катанию. Понятное дело, что способны на такое лишь лучшие из лучших. Ну так и послужной список у Никол впечатляет: Асада, Мишель Кван, Каролина Костнер, Эван Лайсачек, Патрик Чан, Шэнь Сюе/Чжао Хунбо, Татьяна Тотьмянина/Максим Маринин… Так что Чен, безусловно, попал в хореографическом отношении в хорошую «компанию».

Просто в сочетании с тем, что американец владеет на текущий момент всеми четверными прыжками и способен включать их в программу в самых разнообразных количествах и комбинациях, столь подчеркнутый упор на хореографическую часть программы выглядит просто-таки устрашающим жестом. Примерно, как если дуэлянт, выйдя на решающий поединок, вдруг заявит противнику: «Обождите, сударь: я, пожалуй, бантик на ботфортах заменю – в цвет камзола…»

Сколько четверных выполнит фигурист в двух своих программах – вопрос открытый. В Москве Нейтан сказал, что его программа минимум в нынешнем сезоне – это пять четверных и рисковать на Олимпийских играх, увеличивая прыжковую сложность, он скорее всего не станет. В финале «Гран-при» - тоже. В остальном – зависит от настроения и самочувствия.

Осталось выяснить, как будет чувствовать себя Чен в Лейк Плэсиде.

 

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru