Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» - 2015 - Милуоки (США)
ПРОСНУТЬСЯ В МИЛУОКИ
Фото © Антон Сергиенко
Татьяна Волосожар и Максим Траньков

22 октября 2015

В США стартует первый из шести этапов «Гран-при» – главного турнира первой половины сезона, финал которого пройдет с 10 по 13 декабря в Барселоне

В одном из своих интервью чемпионка мира в парном катании Меган Дюамэль сказала, что считает крайне необходимым уже к самому первому выступлению сезона быть в форме или хотя бы в состоянии, позволяющем произвести на судей и публику хорошее впечатление. Для того, чтобы это получилось, канадская пара сделала все возможное, начав накатывать свои программы еще летом, когда большинство дуэтов только начинали заниматься постановками.

Дюамэль/Редфорд, думаю, всегда будут оставаться в парном катании на особом счету. Причина всего лишь в совпадении выдающихся тренерских мозгов Ришара Готье и выдающихся спортивных амбиций самих спортсменов. Пару с момента ее появления на льду можно было сколько угодно критиковать, не любить и возмущаться тем, что фигуристы с достаточно средними по общепринятым меркам данными вообще на что-то претендуют. Но тут самое время привести давнюю цитату трехкратной олимпийской чемпионки Ирины Родниной, сказавшей как-то о самой себе:

«Как только я начала выступать и выигрывать, меня сразу же окрестили боевым товарищем, ледовым кем-то там еще. На всех обследованиях, когда нужно было велосипед крутить, в мешок дышать и в уме 18 на 13 умножать, у меня всегда были самые плохие показатели. И везде внизу приписывали: «Выигрывает только за счет силы воли и характера». При этом никому не приходило в голову, что у меня просто талант такой – соревноваться».

Талант Меган и Эрика – в умении терпеть и работать. И безоговорочно верить тренеру. В итоге мир получил пару, у которой хоть и есть слабые места, но их количество постоянно уменьшается. В то время как сильные стороны продолжают укрепляться, словно стены маленькой канадской крепости.

Нет, Дюамэль/Редфорд не будут выступать в Милуоки. Их первый этап «Гран-при» – следующий. Но Skate America станет первым стартом чемпионской серии для их соперников – вице-чемпионов Игр в Сочи Ксении Столбовой и Федора Климова, пропустивших основную часть прошлого сезона и, разумеется, жаждущих реванша. Над канадцами в том числе.

Россиянам труднее. Хотя бы потому, что продираться им пришлось не только через психологические проблемы адаптации к титулам и к постолимпийскому опустошению, но и через целый ряд серьезных травм. Просто все это никого не волнует, раз уж ты вышел соревноваться.

В Милуоки Столбову и Климова ждет очный поединок с действующими вице-чемпионами мира, китайским дуэтом Венцзинь Сюй/Цун Хань, и это соперничество по всем показателям должно стать очень жестким. Можно, конечно, оставить себе некий страховочный тросик, сказав, что первый старт не так уж и важен, а скорее является пробой сил, но это будет лукавством. Амбиции китайских спортсменов традиционно велики, а задачи прозрачны: сделать все возможное, чтобы с первого же старта тебя воспринимали как уверенного в себе лидера.

Темные лошадки этапа тоже идут тандемом и тоже – российско-китайским: на счету Кристины Астаховой/Алексея Рогонова, вставших в пару всего год с небольшим назад, успешное выступление на турнире в Словакии и победа в произвольной программе над Столбовой и Климовым. Понятно, что это случилось главным образом по причине грубых ошибок российских лидеров, но пару Артура Дмитриева запомнили все. Прежде всего благодаря прекрасной произвольной постановке, созданной по мотивам одной из лучших программ олимпийских чемпионов Нагано Оксаны Казаковой и Дмитриева – «Сломанная кукла». Просто у них он был, скорее, показательным: в соревновательной программе номер был показан лишь на чемпионате мира-2001 среди профессионалов, где Казакова и Дмитриев стали чемпионами. Ученикам же легендарный чемпион поставил на этом сюжете полноценную произвольную программу.

Что до китайцев Сюхань Ван/Лей Ван – национальная принадлежность говорит сама за себя: слабых спортсменов в сборной этой страны не держат.

Непростая ситуация с точки зрения стратегии видится и в танцах: в Милуоки встретятся действующие вице-чемпионы мира Мэдисон Чок/Эван Бейтс и российский дуэт Виктория Синицина/Никита Кацалапов. В прошлом сезоне танцы пережили изрядный шок. Два олимпийских цикла вплоть до Игр в Сочи этот вид жил ожиданием ухода лидеров, которые считались недосягаемыми, да, собственно, и были такими. Из тех, кто претендовал на право откусить лучшие куски от «туши мамонта», можно было бы без труда составить крепкую футбольную команду. Но тут появились французы Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон. И «мамонт» достался им целиком.

Понятно, что в неожиданной победе французского дуэта на чемпионате мира-2015 в Шанхае сыграло роль большое количество факторов, главным из которых стала невероятно удачная произвольная программа. Как заметил по этому поводу известный российский тренер Александр Жулин, после постановок такого порядка тренеру приходится круглосуточно ломать голову, чтобы придумать что-то не менее удачное. И далеко не всегда факт, что с этой задачей получается справиться.

На то, чтобы узнать, получится ли это в текущем сезоне у французов, потребуется время: в начале осени Габриэла получила достаточно серьезную травму головы, и не исключено, что дуэт вообще может пропустить розыгрыш «Гран-при». Однако тренд чемпионы мира все-таки создали: среди танцевальных постановок сезона явно стал преобладать "французский" стиль: балетно-легкий, тягуче перетекающий из элемента в элемент, без каких бы то ни было погружений в чрезмерный драматизм, в котором на протяжении многих лет любили упрекать российские дуэты.

Но вот парадокс: как раз на этом фоне может стать очевидным дефицит глубоких сюжетных постановок. Таких как «Анна Каренина» Екатерины Бобровой/Дмитрия Соловьева или «Фрида» Елены Ильиных/Руслана Жиганшина. А дефицит, как известно, всегда оказывается в цене.

Но упомянутым дуэтам первый выход в серии «Гран-при» предстоит чуть позднее: Кате с Дмитрием – на следующей неделе в Канаде, Лене с Русланом – в начале ноября в Пекине. А вот в Милуоки крайне неприятными соперниками (и не только для россиян) вполне могут оказаться канадцы Пайпер Гиллис/Пол Пуарье: их постановки всегда выделяются из общего ряда. В этом сезоне – еще и качеством исполнения.
При всем этом российские танцоры обязаны бороться как минимум за серебро. Очевидцы, видевшие новые танцы дуэта отдельными кусочками, отзывались об увиденном достаточно высоко. Однако целиком Синицина и Кацалапов свою программу не катали еще ни разу из-за того, что партнеру пришлось восстанавливаться после повторной травмы ноги. Так что в Милуоки фигуристов ждет полноценный дебют.

Женский мировой ледовый танцпол в нынешнем его состоянии впору обтягивать со всех сторон канатами и превращать в боксерский ринг – настолько велика конкуренция. Сам сезон – это, прежде всего, сезон возвращений. Легендарной японки Мао Асады, оставившей любительский лед после победы на чемпионате мира-2014 в Саитаме и олимпийской чемпионки Аделины Сотниковой.

В рамках «Гран-при» Сотникова, впрочем, намерена присутствовать в неполном объеме: она выступит лишь на этапе в Москве и, соответственно, не может претендовать на то, чтобы биться за место в финале. А вот Асада заявлена дважды – в Пекине и Нагано.

При определенном стечении обстоятельств женский финал «Гран-при» вполне может стать российским более чем наполовину: для того, чтобы бороться за попадание в шестерку, достаточно сильны и Евгения Медведева, и Юлия Липницкая, и Анна Погорилая, и, разумеется, действующая чемпионка мира Елизавета Туктамышева и призер всех крупнейших прошлогодних турниров Елена Радионова. В то же самое время при столь жесткой конкуренции в дело вступает математика: лидеры неизменно начнут отбирать очки друг у друга, и не факт, что при окончательном отборе решающую роль сыграет качество катания, а не банальная удача.

Если говорить о технической сложности программ, нынешний сезон должен дать ответ на вопрос: стоит ли добиваться этой сложности во что бы то ни стало? Год назад после блистательного выступления Елизаветы Туктамышевой на чемпионате мира, где спортсменка успешно без каких бы то ни было видимых усилий исполнила тройной аксель в короткой программе, казалось, что ответ очевиден. Тем более, что и Алексей Мишин, комментируя победу ученицы, дал понять, что аксель в обязательном порядке будет включен и в произвольную программу подопечной.

В нынешнем сезоне Лиза пока ничем не напоминает себя прошлогоднюю. Иными словами, нет никакой гарантии в том, что аксель может стать для спортсменки палочкой-выручалочкой. Точно так же, как и для Мао Асады. С другой стороны, наличие пока еще уникального прыжка в программах обеих спортсменок ставит их на отдельную доску. А то, что балансировать на ней отчаянно непросто, делает предвкушение турнира еще более острым.

На мужском льду (в отличие от женского) сложность подошла к максимально возможной точке: на турнире в Китае Боян Цзинь, отметивший в начале месяца свое 18-летие, исполнил в двух программах шесть четверных прыжков. По четыре таких элемента успешно исполняют (или близки к этому) сразу несколько человек, включая действующего чемпиона мира испанца Хавьера Фернандеса. В этой компании чемпион России Максим Ковтун, задекларировавший идею пяти четверных прыжков еще в позапрошлом сезоне, уже выглядит не новатором, а всего лишь одним из многих. Не самым удачливым к тому же.
Нужно ли иметь такое количество элементов предельной сложности в своих программах – вопрос дискуссионный. Однако ясно, что при таком количестве соискателей всегда может найтись тот, кто справится.

Можно, конечно, произнести сакраментальную фразу, что фигурное катание – это не только прыжки. Но все же применительно к мужчинам я бы сказала, что прыжки, как и прежде, стоят во главе. А уже потом идет все остальное.

Дополнительный интерес соревнованиям одиночников придает тот факт, что в этом сезоне несколько изменились правила оценки прыжковых элементов: стали достаточно жестко карать фигуристов за ошибки. В связи с этим можно предсказать либо отказ фигуристов от ультрасложных комбинаций, либо... переход количества в качество. Последний вариант представляется мне более вероятным. По крайней мере, в той группе, которая считает себя элитой одиночного катания.
Ну и останется выяснить, насколько успешно вольется в эту группу пропустивший сезон трехкратный чемпион мира Патрик Чан. Его в мужской компании ждут с нетерпением.

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru