Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при»-2012 - Уиндзор (Канада)
ГОРЯЧАЯ ШТУЧКА
Тесса Вирту и Скотт Моир
Фото © AFP
Тесса Вирту и Скотт Моир

31 октября 2012

Заокеанские этапы «Гран-при» убедительно показали: первые две позиции в танцах на льду заняты все теми же спортсменами, что определяли в фигурном катании танцевальную моду на протяжении последних трех сезонов - канадцами Тессой Вирту/Скоттом Моиром и американцами Мэрил Дэвис/Чарли Уайтом.

И те и другие пережили сильнейшее потрясение летом, когда распался знаменитый тренерский дуэт Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой. Именно благодаря этим тренерам две пары в 2010-м выиграли золото и серебро на Олимпийских играх в Ванкувере, а потом трижды сделали то же самое на трех чемпионатах мира подряд. После разрыва отношений между наставниками спортсмены остались с Мариной.

Это, как говорится, предыстория. Объясняющая невероятное по накалу нетерпение, с которым весь фигурнокатательный бомонд ждал появления упомянутых дуэтов в новом сезоне.

Рассуждать о баллах, уровнях сложности и скорости передвижения спортсменов по льду, когда сезон только начался, дело достаточно бессмысленное. Поэтому поговорим о другом. О Кармен. Программе, которую Марина Зуева поставила олимпийским чемпионам и двукратным чемпионам мира Вирту/Моиру.

Впечатление после первого просмотра программы оказалось странным. Возможно, все дело в том, что телевизионная картинка никогда в полной мере не передает ни скорость, ни общий рисунок танца. Или же восприятие было просто слегка сбито тем, что при слове «Кармен» (а более растиражированной темы в фигурном катании, подозреваю, не существует) сознание автоматически настраивается на присущие ей атрибуты: красное платье, взмахи юбкой, топанье ножкой и прочие проявления со стороны партнерши собственной власти над неосторожно подвернувшимся ей под руку мужчиной.

Ничего этого в танце Тессы и Скотта не было. Была дикая, почти животная страсть - порой на грани дозволенного. Просто, чтобы ее рассмотреть, необходимо освободить голову от любых стереотипов.
И я включила видеозапись во второй раз.

Знаменитый голливудский режиссер Залман Кинг, снявший двадцать с лишним лет назад ставший скандально известным фильм «Дикая орхидея», сказал как-то в одном из своих интервью примерно следующее: в жизни настоящая страсть редко бывает привлекательной для сторонних зрителей. И что самое сложное для режиссера, задумавшего фильм о любви, снять откровенные сцены красиво и достоверно. Слишком тонка в искусстве та грань, за которой прекрасное становится пошлым.

Поставленный Зуевой танец балансирует на этой грани от начала и до конца. Он просто-таки напичкан неслучайными жестами и сложнейшими, неожиданными, специально придуманными элементами, которым от проката к прокату предстоит вырисовываться все сильнее и сильнее. Сейчас этого пока нет: режет глаз очевидная невкатанность, обилие помарок, но в том, что на чемпионате мира в канадском Лондоне «Кармен» Вирту/Моира станет центральным событием мирового первенства, лично у меня нет никаких сомнений.

Только сейчас, после состоявшейся премьеры, становится понятно, что Зуева много лет мастерски вела Тессу и Скотта к их «Кармен», как опытный режиссер ведет уже сложившихся больших актеров к главной роли их жизни. Подобные программы обычно заставляют подумать с легкой досадой в глубине души: «Почему сейчас? Почему не в олимпийский год?» Возможно, в этом тоже таится некий расчет. Могу, разумеется, ошибаться, но полагаю, что в случае безупречного проката столь выдающейся по замыслу программы встать вровень с канадцами не сумеет ни одна танцевальная пара в мире. А в этом случае вряд ли у арбитров появится много сомнений в том, кто должен стать чемпионом мира в этом году и выиграть Олимпиаду - в следующем.

Сразу после того, как Шпильбанд и Зуева расстались, большинство прозвучавших в прессе комментариев сводилось к мнению, что прекращение звездного сотрудничества негативным образом скажется на фигуристах. И что благодаря этому все остальные получат шанс сократить отставание от лидеров.

«Кармен», придуманная Зуевой для олимпийских чемпионов, наводила скорее на противоположные мысли. А именно: если сильная и уверенная в себе женщина захочет кому-то что-то доказать, она непременно это сделает. Не важно, каких усилий это будет стоить.

Собственно, так взбудораживший ледовую общественность танец - и об этом тоже...

 

 
© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru