Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Финал «Гран-при»-2012 - Сочи (Россия)
КАК ТАРАСОВА ОСТАНОВИЛА ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОРТЕЖ
Александра Степанова и Иван Букин
Фото © Александр Вильф/РИА«Новости»
Сочи. Александра Степанова и Иван Букин

7 декабря 2012

Нынешний финал «Гран-при» его участники, думаю, запомнят надолго. Слишком разителен контраст: потрясающий, «космический» по дизайну каток, окруженный столь же фантастическими другими олимпийскими объектами, - и устрашающие строительные пейзажи вокруг них. Объекты плотно закрыты со всех сторон заграждениями, по верху которых идут спирали колючей проволоки, и это лишь подчеркивает, насколько велика разница между светлым олимпийским будущим-2014 и текущей реальностью.

Ничего нового, впрочем, в таком положении вещей нет. За год до афинских Игр, к примеру, мало кто верил, что грекам удастся придать тотальной разрухе в городе хотя бы относительно приличный вид, но сами Игры тем не менее прошли вполне успешно. Просто в Сочи все осложняется климатом и некой российской спецификой: вести глобальную стройку в условиях постоянных дождей и отсутствия нормальных дорог - отдельное удовольствие. Порой становится сложно не думать о том, что если когда человечеству и суждено пережить конец света, то выглядеть он будет именно так.

Спортсменам в этом отношении гораздо проще. Их соревновательная жизнь - это стадион и отель. А в Сочи и с тем и с другим все в полном порядке. Единственная проблема - транспортная. С тем, насколько сильно она способна осложнить пребывание в олимпийской столице, участники финала «Гран-при» столкнулись в среду, когда ехали на тренировку: именно в это время все дороги оказались перекрытыми по банальной, знакомой любому россиянину причине: в городе ждали президентский кортеж.

Спасла ситуацию Татьяна Тарасова. Вне себя от ярости она выскочила из автобуса на дорогу наперерез черному авто с мигалкой. Когда машина затормозила и оттуда вылез пассажир, выдающийся тренер высказалась в присущей ей манере - не выбирая выражений. На вопрос «вы кто?» прогрохотала: «Я - Тарасова! А вот кто такой вы?!»

Неизвестный оказался мэром Сочи, который (надо отдать должное) тут же распорядился выделить фигуристам машину сопровождения из своего кортежа, и вопрос беспрепятственного проезда по олимпийской столице для участников «Гран-при» разрешился сам собой.

* * *

Состязания начались вчера турнирами юниоров, и в первом же из них - мужском - битва пошла на вполне себе взрослом уровне: лучший предварительный результат в серии «Гран-при» принадлежал американцу Джошуа Фаррису, а по количеству набранных очков он делил первую позицию с нашим Максимом Ковтуном. Разумеется, оба спортсмена, впервые схлестнувшиеся в очном поединке, собирались биться за первое место. О серьезности намерений Фарриса говорил и тот факт, что на лед его выводила Кристи Кролл - тренер, под руководством которой стал двукратным чемпионом мира канадец Патрик Чан.
Фаррис набрал более высокую сумму, несмотря на то, что оступился на тройном лутце. Ковтуна же подвели недостаточно высокие уровни сложности, на что он коротко заметил: «Завтра постараюсь это исправить».

- Короткую программу я почти всегда катаю без ошибок, - начал свой комментарий в микст-зоне Максим Ковтун. Несколькими минутами раньше микст-зону покинула заметно раздраженная Татьяна Тарасова. Поводом для недовольства стал тот факт, что за дорожку шагов Максим, подготовкой которого Тарасова занимается вместе с Еленой Буяновой, получил всего второй уровень сложности.

- Можно ли считать ваш нынешний прокат лучшим в сезоне?

- Из тех, что я делал на соревнованиях, – да. И результат в сравнении с предыдущими стал тоже лучшим. Но в тренировках мне удавалось откатать короткую программу лучше. Сейчас я уже посмотрел свои оценки. Получил второй уровень сложности за вращение, хотя готовил его на четвертый. Видимо, мне не засчитали прыжок в середине вращения. Еще раз это уточним вечером с тренерами и завтра постараюсь это исправить. Вообще если бы не поддержка трибун, думаю, я не справился бы с программой. Было тяжело.

- Когда вы почувствовали скованность?

- На разминке. Ни с того ни с сего появилось ощущение слишком расслабленных ног. Но как-то собрался.

- Родные стены, получается, помогли?

- Да. Очень. Особенно в каскаде. У меня бывали случаи, когда после таких приземлений, как получилось у меня после лутца, я срывал второй прыжок. Сейчас же просто вцепился в него зубами – и сделал.

- А баннеры в свою поддержку на трибунах заметить успели?

- Нет. Не видел ничего, кроме льда.

- Что произошло в дорожке шагов?

- Мне показалось, что конек попал в выбоину, в чужой след. Вот я и запнулся – конек слетел с ребра.

- Сам лед вам нравится?

- Очень. В первый день у нас была совсем ранняя тренировка и мы договорились с тренерами, что я просто покатаюсь, а прыгать начну только на второй тренировке. Но лед оказался таким классным, что я нечаянно прыгнул все, включая четверной прыжок. Причем все получилось с первых попыток.

- Если сравнить прошлогодний финал юниорского «Гран-при», в котором вы заняли четвертое место, и нынешний, в чем разница?

- В том, что год назад я просто катался, а сейчас борюсь за место на пьедестале. Прекрасно понимая при этом, что абсолютно со всеми могу соревноваться на равных.

- И какое же место вас устроит?

- Первое, разумеется.

- На участие в Олимпийских играх на этом же катке через год вы надеетесь?

- Пока я вообще не думаю об этом. Делаю все, что мне говорят мои тренеры – и только. Татьяна Анатольевна, начиная со мной заниматься, сказала: «Работай – и все у тебя будет». Этого принципа я и придерживаюсь.

- Татьяну Анатольевну, к слову, расстроил ваш прокат. А что она сказала вам, встретив у борта?

- Сказала про недостаточные уровни сложности, что я «недостоял» в одном из вращений – что все это надо срочно поправлять.

- Не тяжело было начинать работу с тренером, известным столь высокой требовательностью?

- Тяжело – не то слово. Особенно сложными оказались первые две недели нашей совместной работы. Сейчас уже привык.

- Вы остались на катке, пока катался Джошуа Фаррис. Хотели увидеть в его катании что-то конкретное?

- Нет. Просто хотел дождаться технической раскладки своих оценок на компьютере. Что касается Фарриса, успел увидеть только то, что прыгнул он неудачно...

* * *

Александра Степанова и Иван Букин завершили короткий танец с превышением личного рекорда и солидным отрывом от преследователей. Год назад, выступая в юниорском финале «Гран-при» в Квебеке, Иван, претендовавший со своей партнершей на победу, упал в самой важной части короткого танца - на твиззлах. В Сочи, закончив программу, он лишь улыбался: «Вот видите, мы все учли и сделали правильные выводы...»

- Своим выступлением довольны?

- Безусловно. Мы очень много работали в том перерыве, который образовался между нашим последним выступлением в Германии и приездом в Сочи, это принесло результат.

- Что именно удалось изменить или улучшить за это время?

- Ну, вы же знаете, что твиззлы – мой «любимый» элемент. Много работали над ними. Доработали поддержку.

- Мне кажется, у нас стала намного лучше обязательная часть танца, - включилась в разговор Степанова. Там не осталось никаких сомнительных мест.

- Согласен, - поддержал партнершу Иван. Над этим мы тоже работали очень много.

- В Сочи вы раньше не выступали?

- Нет. Но очень все понравилось. Публика здесь просто классная.

- Вы приехали на турнир лидерами. Это оказывало давление?

- Мы и в прошлом году ехали на финал если не лидерами, то одними из них, - усмехнулся Иван. – Видимо, это и стало причиной срыва – просто перенервничал в ожидании соревнований. Поэтому сейчас стал относиться к выступлениям намного спокойнее. И результат, как ни странно, стал расти.

- Ожидали, что получите за прокат столь высокие баллы?

- Если честно, то нет. И не думали об этом.

- Думали, когда выступали на этапах, - снова включилась в разговор Саша. – Старались получить как можно более высокие оценки, а нам постоянно что-то не засчитывали. То поддержки, то твиззлы ниже уровнем поставят. Вот мы и решили кататься в свое удовольствие и вообще не думать об оценках. И, конечно же, не рассчитывали, что уже после короткого танца так сильно оторвемся от соперников.

- У всех фигуристов бывают особенно «нелюбимые» места в программах. Для вас это по-прежнему твиззлы?

На этот вопрос Иван рассмеялся.

- Ну-у... Я волновался, признаюсь. Тем более, что твиззлы – это самый первый элемент в программе.

- За первый элемент вообще всегда волнуешься больше обычного, - добавила Саша. – Так получается, что на него ложится весь стресс, все напряжение, которое накапливается в ожидании соревнований. В таком состоянии бывает непросто выполнить и более простые связки. А вот потом, когда первый элемент сделан, напряжение сразу куда-то уходит. Скользишь себе дальше и совершенно не думаешь о том, что программа сложная.

* * *

В девичьем турнире лидерство после исполнения короткой программы прогнозируемо захватила Елена Радионова. Ее тренер Инна Гончаренко выйдя в микст-зону посетовала:
- Музыку нам дали с опозданием. Секунд на пять. На тренировках она звучала нормально, а тут вдруг такая неожиданность! Но Лена молодец: сориентировалась, догнала музыку. Из-за этого, как мне кажется, чересчур поторопилась с заходом на двойной аксель и смазала выезд. Но в целом я довольна.

- Волнение было?

- Конечно. Все-таки первый по-настоящему ответственный старт. Я тоже волновалась. И настраивала Лену довольно долго. Она ведь еще маленькая, нужно учиться соревноваться. К тому же последний стартовый номер хоть и почетен, но выступать под ним сложно. Приходится ждать, пока откатаются соперницы, а ждать не все умеют.

- Олимпийский антураж вокруг финала «Гран-при» имеет для вас какое-то значение?

- Конечно. Это большая честь для нас – выступать на олимпийском катке.

- Ваша ученица подошла к финалу лидером. Что, на ваш тренерский взгляд, отличает ее от соперниц? Что помогает выигрывать?

- Помогает, но и мешает одновременно чрезмерная эмоциональность. Все ее катание – это отражение всего внутреннего состояния, характера. Каждое движение в программе, каждый жест она всегда пропускает через себя. И улыбка до ушей, за которую Лену особенно любят болельщики, – это не какая-то показушная мимика, а ее истинное состояние в момент катания. Когда говорят «поет душа» - это про Радионову. Кататься с такой сильной эмоциональной отдачей всегда трудно. Но Лена была такой всегда. Она и на полу здорово танцует. Моментально схватывает даже самые сложные движения.

- Что вы больше всего хотите увидеть в ее исполнении в Сочи?

- Хорошее катание. Для Лены нет проблем в том, чтобы справиться со всеми элементами, заявленными в ее программах. Поэтому я и хочу, чтобы она сделала абсолютно все так, как она умеет.

- С какого возраста Радионова тренируется под вашим началом?

- С четырех лет.

- А как быстро удается распознать в столь маленьком ребенке будущую звездочку?

- Сразу, естественно, этого не понять, хотя родители начинают донимать тренера вопросами практически сразу после начала занятий. Хотят знать, вырастет из ребенка звезда или нет. Прежде всего должны быть определенные физические данные. Острый ум: в фигурном катании очень важно, насколько быстро человек способен воспринимать информацию и запоминать движения. Мышечная и мозговая память. Есть спортсмены, которые очень долго учатся, но и запоминают выученное на всю жизнь. А есть такие, кто учится стремительно, и так же стремительно все забывает. В идеале нужна золотая середина. Все это становится понятным в процессе многолетней работы. Как и то, каким сложится у спортсмена характер, насколько устойчивой окажется его психика.

- Когда именно вы поняли, что из Радионовой может вырасти фигуристка высокого уровня?

- Когда ей было восемь или девять лет. Уже в этом возрасте было ясно, что она умеет не только работать на тренировках, но и соревноваться.

- Проблема переходного возраста вас беспокоит?

- В определенном смысле да. Мы много разговаиваем с Леной на эту тему. Пока у нее нет проблем в весом. Кризисный период порой проявляется разве что в том, что она может чуть больше обычного капризничать на тренировке. Это понятно: становится тяжелее, нагрузки растут. Но мы пока справляемся.

- А в чем, на ваш взгляд, вообще заключается наибольшая сложность работы с девочками?

- В том, чтобы довести их до высокого результата. В том, что когда эти девочки начинают вырастать и набирать вес, к ним почему-то очень быстро теряют интерес. А нужно просто потерпеть и подождать, продолжая любить их и поддерживать. Может быть, я ошибаюсь, но считаю именно так.

Гран-при. Финал. Сочи. Дворец спорта «Айсберг». 6 декабря

Юноши (короткая программа). 1. Фаррис (США) - 74,53. 2. КОВТУН - 72,53. 3. Браун (США) - 69,43.

Танцы (короткий танец). 1. СТЕПАНОВА/БУКИН - 61,18. 2. Пападакис/Сизерон (Франция) - 54,79. 3. ЯНОВСКАЯ/МОЗГОВ - 53,03... 5. КОСЫГИНА/МОРОШКИН - 50,45. 6. ЗЕНКОВА/СИНИЦЫН - 50,39.

Девушки (короткая программа). 1. РАДИОНОВА - 60,19. 2. Миллер (США) - 59,18. 3. ПОГОРИЛАЯ - 57,94.

Пары (короткая программа). 1. ФЕДОРОВА/МИРОШКИН - 54.37. 2. Пурди/Маринаро (Канада) - 51,83. 3. ДАВАНКОВА/ДЕПУТАТ - 51,34. 4. ВИГАЛОВА/ЗАКРОЕВ - 50,76.

 

 
© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru