Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира-2011 - Москва (Россия)
НОВАЯ ЖИЗНЬ Алены ЛЕОНОВОЙ
Алена Леонова
Фото © Reuters
Москва. Алена Леонова

3 мая 2011

Тренер лучшей российской одиночницы на московском чемпионате Алла Пятова выглядела после соревнований опустошенной. Пояснила:

- Нет сил даже радоваться. Всегда обидно остановиться в миллиметрах от пьедестала. Поводов для расстройства нет, Алена откаталась очень хорошо, но... Жаль, что была помарочка в тройном лутце, жаль, что в заключительном вращении Алена не додержала один оборот. Сделай она все это, была бы с медалью даже при том, что прыгнула двойной флип, а не тройной.

- Еще до начала чемпионата до меня доходили слухи, что вы устали и больше не хотите продолжать работу с Аленой. Это так?

- Такого не было. В том смысле, что я об этом не говорила. Сейчас уже не секрет: мы договорились, что сразу после окончания сезона Алена начнет работу с Николаем Морозовым, я же буду помогать по мере сил, если моя помощь потребуется. Договаривались мы об этом втроем, без каких бы то ни было посредников. До этого разговора я, честно говоря, не знала, как дальше сложится наше с Аленой сотрудничество.

- Были предпосылки к тому, что оно закончится?

- Алена, безусловно, изменилась за последний год. С другой стороны, наш союз на льду перед чемпионатом мира стал даже крепче, чем был раньше. Мы достаточно дружно провели это время.

- Мне вообще показалось, что отношения между вами и ученицей в этом сезоне были гораздо лучше, нежели в прошлом.

- Да, это так. Возможно, сейчас Алена просто повзрослела. Стала сдержаннее в своих эмоциях. Я всегда прекрасно понимала, что отрицательные эмоции идут исключительно оттого, что не все получается, как хочется. И поскольку тренер - это самый ближний к спортсмену человек, все эти эмоции обрушивались на меня.

- Когда что-то не получалось, у вас не возникало ощущения растерянности? Ведь для вас, как для тренера, уровень достижений, до которого вы поднялись с Аленой, тоже в какой-то степени был новым.

- Безусловно, мы росли параллельно. Не скажу, что чувствовала неуверенность в том, что касалось тренировок. Другое дело - те задачи, которые я ставила перед Аленой, не всегда удавалось выполнить. Причиной в основном была чрезмерная эмоциональность Алены, которая в какие-то моменты просто захлестывала ее.

Прекрасно знаю, на что Алена способна, вижу, что у нее есть довольно большой резерв. Возможно, моя вина как тренера заключается в том, что я не сумела вселить в Алену уверенность в собственных силах. И веру в то, что она сумеет добиться высокого результата. Это, как мне кажется, стало главной причиной того, что в наших отношениях исчезла открытость. Очень надеюсь, что работа с Колей Морозовым поможет Алене обрести уверенность. Мне бы очень этого хотелось.

Сама Алена Леонова подошла на интервью сразу после своего показательного выступления. Она сильно хромала.

- Что случилось?

- Лопнула мозоль на ноге между пальцами. Пока шел чемпионат, я терпела и отчаянно надеялась на то, что выдержу до конца соревнований. Но было очень больно. Проблемы начались перед самым отъездом в Москву по непонятной для меня причине. Поначалу не очень переживала: один раз у меня уже была точно такая же мозоль, которая прошла сама собой. Ну а сейчас не повезло: мало того что нога болела все сильней и сильней, так во время показательных мозоль еще и лопнула.

- Остается порадоваться, что сезон закончен.

- Не совсем. Мне предстоит еще выступить в Питере с новым показательным номером. Николай Морозов, у которого я буду тренироваться в следующем сезоне, сказал, что очень хочет этот номер увидеть. Если ему понравится, то с этим же номером я поеду на показательные выступления в Корею. Если нет, то мы сделаем новую постановку в Москве на следующей неделе, и, возможно, она послужит как основа для произвольной программы следующего года.

- Почему ваш выбор в поисках тренера остановился на Николае Морозове?

- Мне всегда казалось, что его фигуристы - это другая планета. Очень оригинальные, очень отличаются от других фигуристов.

- Максим Траньков, который работал с Морозовым в прошлом сезоне, сказал, что Николай не только ставил им с Таней Волосожар программы, но одновременно заново учил каким-то техническим вещам, начиная с элементарных шагов "елочкой". Вы готовы переучиваться, если возникнет такая необходимость?

- Я буду однозначно стараться выполнять все, что мне предлагают, по максимуму. А там уж как получится. Научиться такому скольжению, каким отличаются спортсмены Морозова, мне хочется и самой.

- Что послужило причиной ваших прошлогодних конфликтов с Аллой Пятовой?

- Ссоры начались после того, как на чемпионате Европы в Таллине я не попала на пьедестал. Завалила произвольную программу и упустила шанс, который в итоге достался Элене Гедеванишвили. Алла Яковлевна стала тогда выговаривать мне за мои ошибки, а я в таких случаях начинаю воспринимать все в штыки. Эти напряженные отношения сохранялись между нами вплоть до Олимпийских игр.

- Именно тогда вы задумались о смене тренера?

- Нет. Только в начале этого сезона. И вовсе не потому, кстати, что меня перестала устраивать работа с Пятовой. Просто вдруг неудержимо захотелось поменять все в своей жизни самым кардинальным образом. У Аллы Яковлевны я катаюсь уже больше десяти лет, именно ей обязана всем тем, что умею. Но мне стало казаться, что если я не уйду, то просто больше не научусь ничему новому. Я же прекрасно чувствовала, что тренер тоже очень устала от меня.

Я долго перебирала в голове возможные кандидатуры. Проще всего, наверное, было попроситься к Евгению Рукавицыну. Мне всегда нравилось, как он работает на тренировках с Костей Меньшовым, и было отчаянно жалко, что у Кости никак не получается показать все свое умение на соревнованиях. Проситься к Урманову не рискнула. По своей прошлой работе с Сергеем Вороновым он представлялся мне слишком жестким человеком. Когда мне посоветовали обратиться к Морозову, я сначала отказалась наотрез. Мне казалось невозможным переехать из Питера в Москву ради какого бы то ни было тренера. Ну а в итоге после чемпионата Европы в Берне, когда у Рукавицына уже стала кататься Ксения Макарова, я действительно подошла к Морозову. Он сказал, что сам хотел бы со мной поработать и что я подошла очень вовремя. Потому что ближе к концу сезона обычно набирается очень много желающих попасть к нему в группу.

- В этом и прошлом сезоне постановщиком ваших программ была Ольга Воложинская. Чья это была инициатива?

- С Воложинской мы познакомились перед чемпионатом мира в Лос-Анджелесе благодаря Александру Свинину и Ирине Жук. Именно они порекомендовали этого хореографа Пятовой. Вообще надо отдать должное Алле Яковлевне, она всегда старалась привлекать к моей подготовке как можно больше разных постановщиков. Мне ставили программы Петр Чернышев, Елена Масленникова, Светлана Король, Татьяна Тарасова...

- Сейчас вас уже не пугает то, что придется надолго уехать из дома?

- Сначала я вообще не думала об этом. Потом, когда начала осознавать, какие изменения произошли в моей жизни, почувствовала себя на грани паники. Я и за неделю-то начинаю отчаянно скучать по дому. Ну а сейчас успокаиваю себя тем, что есть интернет, скайп, всегда можно пообщаться с близкими. Да и потом, я же взрослая девочка. Уже 20 лет все-таки. И мама меня поддержала. Сказала, что, даже если за результатом надо ехать на край света, значит, туда надо ехать.


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru