Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира-2011 - Москва (Россия)
ЧЕТВЕРНОЙ ПРЫЖОК ВЫШЕ ГОЛОВЫ
Патрик Чан и Артур Гачинский
Фото © Reuters
Москва. Патрик Чан и Артур Гачинский

29 апреля 2011

Главной сенсацией мужского турнира стала даже не победа канадца Патрика Чана с феноменальным результатом, а бронзовая медаль дебютанта чемпионата мира Артура Гачинского, завоевавшего для России право выставить на мировом первенстве-2012 двух спортсменов.

Заключительная группа финалистов вчера изобиловала сюрпризами. Причем победа Чана не относилась к их числу: она была слишком предсказуема. С тех пор как канадец выучил и стал успешно включать в свои программы в этом сезоне, прыжок в четыре оборота, все разговоры о конкуренции с ним прекратились. И как бы фантастично ни выглядели вчерашние рекорды - 187,96 в произвольной программе и 280,98 в общем зачете, вряд ли они станут предельным уровнем чемпиона мира. Можно только предполагать, как высоко сумеет забраться канадец по результативной лесенке, когда четверные прыжки станут для него не «первосезонным», а более обыденным делом.

Первым, так сказать, «разминочным» сюрпризом стал обидный просчет японца Нобунари Оды, исполнившего в программе лишний каскад и получивший за него, соответственно, нулевую оценку. Следом зал потряс Гачинский.

Ничего сверхъестественного питерский фигурист не изобрел, хотя, безусловно, прыгнул выше головы: чисто сделал все запланированные прыжки своей программы, включая очень легко исполненный четверной тулуп, и набрал прекрасную сумму - вторую после Чана.

Но даже в этот момент о медалях как-то не думалось. Потому что по всем теоретическим законам обойти Гачинского должен был действующий чемпион мира Дайсуке Такахаси, причем без труда. Да и не только он.

Тут-то и последовала сенсация № 3. В самом начале программы японец начал заход на каскад 4+3 и... раскрылся в воздухе после первого оборота. Выяснилось, что у Такахаси развинтилось крепление конька. В течение пары минут неисправность была устранена, но начать программу сначала спортсмену не разрешили. Он продолжил ее с того самого места, на котором остановился в первый раз и, как следствие, остался без главного орудия своего технического арсенала. Получил 0,16 там, где при успешном выполнении каскада мог набрать порядка пятнадцати баллов.

Фигуриста было бесконечно жаль. Понятно, что после такого начала не могло быть и речи ни о каком настроении, хотя японец выжал из себя все, что мог.

Ну а следом Такахико Козука доказал, что федерация его страны поступила правильно, сделав на него основную ставку. По сути, он стал единственным спортсменом в этом финале, способным соревноваться с Чаном, причем во всех компонентах программы. Гачинский и все, кто остался за ним, выглядели гораздо более низкой лигой.

Чемпион Европы Флоран Амодио завершил финал прекрасным прокатом, хотя и не столь вдохновенным, как было в январе. Финишировал седьмым. Для его тренера Николая Морозова мужской турнир стал тем не менее своего рода триумфом: помимо Амодио в десятку попал испанец Хавьер Фернандес, ставший вчера одним из героев финала.

20-летний пират Карибского моря открывал вторую группу и существенно добавил в сценарий турнира интриги и перца - как, собственно, и подобает уважающему себя пирату. Фернандес начал свой прокат двумя разными прыжками в четыре оборота, замечательно расправился с тройным акселем, на кураже проехал свою знаменитую «пьяную» дорожку и завел зал до такой степени, что ему простили даже падение - вплоть до выхода сильнейшей группы продолжали обсуждать катание испанца исключительно в превосходных тонах.

Все это лишний раз заставляло задуматься о том, как много потеряет мировое фигурное катание, если Николай Морозов откажется от сотрудничества со своими многочисленными иностранными учениками. Можно обожать поставленные российским специалистом программы или, напротив, брезгливо морщиться, упрекая постановки Морозова в недостатке вкуса и подвергая критике тот или иной выбор музыки, но нельзя не признать: те, кто работает под началом этого тренера, умеют обращать на себя внимание.

В ходе мужского финала я неожиданно услышала за спиной знакомый голос, произносящий английские слова с ярко выраженным французским акцентом: «Это самое трудное - чтобы тебя заметили. Сейчас ведь все одинаковы...»

Голос принадлежал известному в недавнем прошлом французскому одиночнику Филиппу Канделоро. Возле него с включенным диктофоном стоял журналист. Филипп же продолжал:

- Почему публика так любит Флорана Амодио? Да потому, что он дал ей то, чего не всегда получается у Брайана Жубера. Сложность и искренние эмоции. Оба этих спортсмена достаточно харизматичны, обладают хорошо выраженной индивидуальностью, но когда спортсмен находится в жестких рамках очень серьезных требований, индивидуальность невольно уходит на второй план. Иначе не получается. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Потому что сам был гораздо больше артистом на льду, нежели спортсменом. Не могу сказать, что меня не волновали оценки судей, но реакция публики всегда значила гораздо больше. Мне, возможно, лучше, чем кому-либо другому, известно, как много чисто технических вещей приходится приносить в жертву ради того, чтобы сохранить в программе легкость и настроение. Поэтому я искренне восхищаюсь спортсменами, умеющими совместить все это на льду...

С Канделоро было трудно не согласиться. Экс-чемпион мира Брайан Жубер открывал третью группу фигуристов, и с первых секунд было понятно, что француз решительно настроен перещеголять прыжковой сложностью как можно больше соперников. Чтобы хотя бы таким образом взять реванш за проваленную в среду короткую программу.

Вышло неплохо, но не более того. Брайан прекрасно выполнил первый четверной «тулуп», но без каскада. А вместо второго четверного сделал тройной. Он очень старался, докатывая программу. Словно по-мужски мощно и легко тащил на себе тяжеленную невидимую штангу и боролся еще и с этим весом.

Программу Жубер закончил, опередив Фернандеса на 7,28. Но парадокс был в том, что в технической оценке француз заметно уступил испанцу (80,80 против 84,32) - выиграл только за счет второй оценки, что само по себе было достаточно смешно. Потому что ни в попадании в музыку, ни в выразительности, ни в хореографии, ни в легкости исполнения экс-чемпион мира не был вчера лучше, нежели его соперник. Который, к слову, до вчерашнего дня ни разу не входил в десятку взрослых мировых первенств, хотя и участвовал в них пять раз подряд начиная с 2007 года.

По таким завуалированным от стороннего зрителя деталям и понимаешь, собственно, насколько конкурентоспособен тот или иной фигурист в перспективе. В первый послеолимпийский год у многих «стариков» нередко возникает ощущение, что они еще вполне что-то могут, если напрягут все силы. А думать нужно о другом. О том, что к очередным Играм молодые непременно сделают качественный и, скорее всего, массовый скачок. А ты уже вряд ли будешь на это способен.

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru