Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Финал «Гран-при»-2011- Квебек (Канада)
ДРАМА АСАДЫ, РИСК ЛЕОНОВОЙ И ФУРОР ОТ ТУТБЕРИДЗЕ
Фото © AFP
Квебек. Алена Леонова

10 декабря 2011

Первый день соревнований (вернее, та его часть, которая этим соревнованиям предшествовала) начался огорчительно: двукратная чемпионка мира и вице-чемпионка Олимпийских игр в Ванкувере Мао Асада была вынуждена срочно вылететь в Японию из-за серьезной болезни мамы. До недавнего прошлого Кеко Асада неизменно сопровождала младшую дочь на все турниры, в которых та участвовала, так что многие из тех, кто приехал в Квебек, знали ее лично и, естественно, восприняли случившееся как беду близкого человека.

Если бы все это произошло на сутки раньше, Мао Асаду вполне можно было бы заменить в списке финалисток на кого-нибудь из запасных спортсменок. Первой в этом списке значилась чемпионка мира среди юниоров и победительница прошлогоднего юниорского финала «Гран-при» Аделина Сотникова, второй - американка японского происхождения Мирай Нагасу. Но ни та ни другая в итоге заявиться не смогли, и число участниц женского турнира просто сократилось до пяти человек.

Обе российские одиночницы, отобравшиеся в финал - Елизавета Туктамышева и Алена Леонова, - прилетели в Квебек впритык к соревнованиям, как и вся остальная российская взрослая команда. Тут тоже не обошлось без потрясений: в последний момент от поездки в Квебек отказался Николай Морозов, под руководством которого Леонова начала работать в нынешнем сезоне.

Еще в ходе заключительного этапа «Гран-при» в Москве тренер дал понять, что вовсе не горит желанием лететь в Канаду. Соответственно и не полетел - остался в подмосковном Новогорске готовить своего французского подопечного Флорана Амодио к чемпионату Франции, а танцевальный дуэт Елену Ильиных/Никиту Кацалапова - к чемпионату России. Теоретически в Квебек могла бы поехать Алла Пятова, у которой Леонова постоянно тренировалась до перехода к Морозову. Более того, у нее даже имелась действующая канадская виза. Однако в российской федерации фигурного катания посчитали нецелесообразным отправлять тренера в Канаду. И Алена полетела в Квебек одна.

Ничего страшного вроде бы не произошло. Исторически сложилось так, что к финалу «Гран-при» большинство фигуристов относится как к некоему промежуточному старту, позволяющему заработать определенное количество денег и не очень сильно бьющему по репутации, если доведется проиграть. Но как раз для Леоновой соревнования имели куда более серьезное значение. Алена прекрасно выступила на московском этапе, показав второй результат после Мао Асады и, возможно, впервые за всю свою предыдущую карьеру реально почувствовала, что в компании лидеров мирового катания вполне может на равных сражаться с кем угодно.

В ходе московского «Гран-при» вопрос поездки Леоновой в Квебек обсуждался особо: два дополнительных длительных перелета могли спровоцировать воспалительный процесс в травмированной ноге спортсменки, что в этом сезоне уже случалось. И, значит, существует риск подойти к отборочному чемпионату России не в лучшем состоянии. Но в результате было решено, что рискнуть все-таки имеет смысл. Что столь крупный международный старт для Леоновой гораздо важнее, чем «внутренний».

А вот о присутствии рядом тренера как-то не подумали.

* * *

После исполнения короткой программы Леонова шла на третьей позиции, причем от японки Акико Сузуки ее отделяло менее одного балла. Сразу после выступления спортсменка ответила на вопросы спецкора «СЭ».

- Перед выходом на лед вы выглядели более нервно, чем обычно.

- Слишком долго затянулось ожидание. Разминку я специально закончила чуть раньше, чтобы успеть отдышаться, а тут вдруг выяснилось, что нам дали еще целую минуту ожидания. Пришлось снова разминаться у бортика. Вот тогда почему-то задергалась. Ко мне даже подошла наша массажистка Тамара Гвоздецкая и стала раминать плечи, чтобы таким образом снять напряжение. В целом же сильного волнения я не чувствовала. Все было как обычно.

- У вас уже была возможность взглянуть на баллы, которыми оценены элементы вашей короткой программы. Что радует, а что заставляет задуматься?

- Немного удивляет второй уровень сложности за комбинированное вращение – надо будет разобраться, почему так получилось. В целом же все нормально. Немножко не так, как хотелось, сделала выезд после каскада 3+3 и флипа – обычно при хорошем исполнении этих элементов оценка бывает более высокой.

- У вас это уже второе в карьере выступление в финале «Гран-при». Можете сравнить свое нынешнее отношение к этому старту с тем, что было два года назад в Японии?

- Я бы сказала, что все то же самое. Только вот без тренера я оказалась на таких соревнованиях впервые.

- Что, вообще никогда не приходилось выступать без тренера?

- Только на этапе Кубка России. Но это совсем другой уровень.

- Такое вынужденное одиночество сильно вас напрягало?

- За пару дней тренировок я свыклась с этой мыслью. А перед выступлением тренер Максима Ковтуна, которая выводила меня на лед, сказала: «Катайся для Коли Морозова».

- С Николаем вы общались накануне старта?

- Да, по телефону. Пожаловалась ему, что у меня очень сильно болит зуб мудрости, что из-за этого я совершенно ужасно себя чувствую и почти не могу есть. Он ответил: «Ну, что поделаешь? Не могу же я пожалеть тебя по телефону?».

Правда, к вечеру мне стало полегче. Даже приезжала на каток посмотреть соревнования юниоров.

- По поводу выступления Морозов дал вам какие-то указания?

- Сказал, что я и без его подсказок знаю, что мне делать.

- Вы знали?

- Обычно это касается контроля каких-то отдельных технических моментов. Например, не «заваливаться», заходя на каскад. Но я и сама понимала, что каскад нужно контролировать особенно тщательно – утром на тренировке он получался у меня совсем плохо. Вообще ничего не шло.

- Во сколько вы тренировались?

- В 6.45 утра. Это было ужасно. Утешала себя тем, что в пересчете на московское время получается середина дня, значит, все в порядке, и я должна себя чувствовать вполне бодро.

- А как чувствовали себя в реальности?

- Очень сонно. Спала замечательно, как убитая, но вот просыпаться было тяжело. Примерно так же я себя чувствовала на этапе «Гран-при» в Москве. Там тоже тренировка в день проката была ужасной. Ну а здесь я просто подумала, что раз тренировки вышли похожими, значит и откатаюсь я не хуже, чем в Москве. Хотя на самом деле тяжело, когда между тренировкой и выступлением получается всего 2,5 часа перерыва. Вернулась в отель, позавтракала и нужно снова причесываться и краситься. Ни отдохнуть не получается, ни по городу погулять. Обычно этот промежуток у нас составляет 4–5 часов.

- Знаю, что вы испытывали сильные опасения, собираясь лететь в Канаду. Как перенесла перелет ваша травмированная нога?

- Как ни странно, с ногой все в полном порядке. Проблема заключалась в том, что некоторое время назад на косточке образовался бурсит. Сейчас он куда-то делся. Шишка, которая при перелетах начинала набухать и болеть, просто бесследно исчезла.

- Первый стартовый номер, который достался вам в короткой программе согласно рейтингу, это хорошо или плохо?

- В финале «Гран-при» у нас всего пять участниц, все выступали в одной разминке, поэтому не думаю, что стартовый номер вообще имел какое-то значение. Наоборот было удобно выступать сразу после разминки. Откаталась – и свободна. Я вообще сейчас не придаю значения таким вещам. Раньше считала, что может быть «хороший» номер, или «плохой». А сейчас мне настолько нравится кататься...

- Ну, тогда удачи в произвольной!

- Спасибо. Ой, а сапоги-то, сапоги вам понравились?

- Очень. Я чисто по-женски обратила внимание, что в них ваши ноги выглядят на редкость изящно.

- Поэтому мы и решили перед финалом «Гран-при» переделать эту часть костюма. Прежние сапоги – черные – были не очень удачно сшиты и как бы утежеляли ноги, визуально делали их тяжелыми. Зато теперь чувствую себя на льду совершенно комфортно.

* * *

В женском юниорском турнире Юлия Липницкая и Полина Шелепень произвели настоящий фурор. Хотя главной героиней я назвала бы не спортсменок, а их тренера Этери Тутберидзе. С Шелепень она приезжала на этапы «Гран-при» до нынешнего сезона дважды: в 2009-м Полина стала второй, в прошлом году - пятой (прекрасно справилась с короткой программой, а затем неудачно исполнила произвольную). В Квебеке Липницкая и Шелепень захватили первые два места после короткой программы, причем Юлия оторвалась от подруги на 4,99, но при этом не добрала четыре балла до своего лучшего результата.

На вопрос: не трудно ли работать на одном льду с двумя столь сильными спортсменками? - Тутберидзе ответила:

- Почему с двумя? У меня еще есть Женя Медведева, которой 12 лет и которая делает программы точно такой же сложности. В этом сезоне на одном из этапов Кубка России она даже выиграла произвольную программу у Ксении Макаровой. Девочки вообще ведут себя в плане соперничества гораздо жестче, чем ребята. Если одна прыгает каскад 3+3, другая ни за что не станет делать 3+2. Вот и подстегивают постоянно друг друга.

- Но ведь для той же Шелепень психологически должно быть непросто проигрывать Липницкой, которая моложе ее на три года?

- Сейчас Полина уже смирилась с тем, что она не лидер. Более того, психологически ей стало легче выступать - нет былой ответственности. В короткой программе, в частности, она превысила свой лучший результат.

- У обеих ваших спортсменок очень интересные «танцевальные» программы. Вы специально работаете в таком направлении?

- Без этого, как мне кажется, уже нельзя. Одиночное катание уходит вперед такими темпами, что тяжело представить, каким оно станет даже в ближайшем будущем. Во всяком случае, я вижу, что сильнейшие одиночники уже сейчас не уступают танцорам в скольжении. С нашей группой дополнительно занимается танцами модернист Алексей Железников, два раза в неделю приходит еще один танцор - Сергей Чемоданов.

- А не опасаетесь, что по мере взросления ваших девочек на них могут заиметь виды более маститые тренеры?

- С этим мне уже пришлось столкнуться. Некоторое время назад от меня ушли сразу три спортсмена, с которыми я работала с самого детства. Двое - к Алексею Мишину, одна девочка - к Марине Кудрявцевой. Тут уж ничего не поделаешь.

* * *

Четверг стал для взрослых участников единственным тренировочным днем, причем эти тренировки пользовались едва ли не большей популярностью, нежели вечерние прокаты коротких программ юниорами. После того как лед освободили пары, я подошла к Инго Штойеру - наставнику трехкратных чемпионов мира Алены Савченко и Робина Шелковы.

- Насколько важен для вас финал «Гран-при»?

- Это просто еще одни соревнования. Естественно, хотелось бы выступить максимально хорошо, но декабрь есть декабрь. Быть в форме фигуристам такого уровня следует все-таки чуть позднее. Но проигрывать, разумеется, не хотелось бы.

- До меня доходили слухи, что ваша бывшая ученица Татьяна Волосожар, расставшись с прежним партнером и встав в пару с Максимом Траньковым, изначально намеревалась продолжать тренировки под вашим руководством в Германии. Это правда?

- Да.

- Что же помешало?

- Решение Савченко и Шелковы остаться в любительском спорте до Игр в Сочи. Когда Татьяна каталась с Морозовым, разница в классе между ними и Аленой с Робином была достаточно велика. Поэтому они прекрасно существовали в одной группе. Одновременно работать с двумя равными по силам парами я не считаю возможным. Да и российская федерация фигурного катания, насколько мне известно, хотела, чтобы Таня с Максимом остались в России.

- Что вы думаете о них как о соперниках?

- Они - хорошие соперники. С которыми всегда интересно бороться. Вот мы и поборемся.

* * *

Если во взрослом турнире фаворитами до начала соревнований считались сразу три пары, две из которых представляют Россию, то у юниоров с лидерами все было изначально ясно: эту ношу охотно взяли на себя китайцы Вэньцзин Сюй/Цун Хань. Два года назад эти фигуристы впервые стали победителями юниорского «Гран-при». В прошлом году они удивили тем, что заявились в этапах как юниорской, так и взрослой серии и прошли в финалы в обеих категориях. Выбрали взрослую и закончили финал с третьим результатом.

В этом сезоне Вэньцзин Сюй/Цун Хань пошли уже по проторенному пути, работая на два фронта, но пробиться во взрослый финал не сумели из-за неудачного выступления на «домашнем» этапе в Шанхае. Зато выиграли оба юниорских старта.

В историю фигурного катания пара вписала себя и сложностью программ. На счету юных китайцев успешно выполненные в соревнованиях четверной выброс «сальхов» и четверная подкрутка.

После того как Вэньцзин Сюй/Цун Хань выиграли в Квебеке короткую программу, Марина Зуева, поставившая паре произвольную программу, сказала:

- По своему катанию они не похожи ни на русских, ни на китайцев. Очень открыты ко всему новому, очень танцевальны. Постоянно стремятся к еще большей сложности и делают в программе такие комбинации шагов, которые способны выполнить не все танцоры. В парном катании такое - большая редкость.

* * *

Короткий танец, как и короткая программа девушек, стал прежде всего бенефисом тренеров - Елены Кустаровой и Светланы Алексеевой: первые два места заняли их воспитанники. Такой итог был не совсем предсказуем: предполагалось, что за победу в Квебеке будут бороться бронзовые призеры прошлогоднего «Гран-при» Александра Степанова и Иван Букин. На тренировках дуэт был невероятно хорош и стабилен, но в соревнованиях Иван упал во время выполнения важнейшей части программы - твиззлов. Ошибка и нулевая оценка за элемент отбросили фигуристов на добрый десяток баллов. Хотя ничего хорошего в подобном повороте событий, естественно, не было.

Финал «Гран-при» среди юниоров. Пары (короткая программа). 1. Вэньцзин Сюй/Цун Хань (Китай) - 57,43. 2. Бобак/Бехарри (Канада) - 52,77. 3. Симпсон/Блэкмер (США) - 50,91. 4. ПЕТАЙКИНА/КУРДЮКОВ - 48,75... 6. ТУДВАСЕВА/ЛИСЬЕВ - 45,47.

Девушки (короткая программа). 1. ЛИПНИЦКАЯ - 59,98. 2. ШЕЛЕПЕНЬ - 54,99. 3. ЛАМ (США) - 54,34... 5. КОРОБЕЙНИКОВА - 45,24.

Танцы (короткий танец). 1. СИНИЦЫНА/ЗИГАНШИН - 60,47. 2. ЯНОВСКАЯ/МОЗГОВ - 56,22. 3. Носуля/Холонюк (Украина) - 53,95. 4. СТЕПАНОВА/БУКИН - 52,48.

Юноши (короткая программа). 1. Фаррис (США) - 72,99. 2. Браун (США) - 68,77. 3. Хань Янь (Китай) - 64,23. 4. КОВТУН - 63,68.

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru