Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы-2011 - Берн (Швейцария)
ТАНЦЫ В ПРОРУБИ
Берн
Фото © AFP
Берн. PostFinance Арена

26 января 2011

Подсчитать, каким по счету является нынешнее европейское первенство, довольно сложно. Женщины и пары соревнуются на этом уровне начиная с 1930-го, танцы дебютировали в 1954-м. А вот фигуристы-мужчины разыгрывают европейские награды с 1891 года. Если посчитать, сколько раз с тех времен проводились чемпионаты, нынешний получается сто вторым.

Почему именно Берн? Этот вопрос интересует всех, кто уже приехал к месту соревнований и на своей шкуре успел понять всю степень дичайшего холода, который царит на основном катке. В таком холоде можно играть в хоккей, бегать наперегонки, купаться в проруби, наконец, если таковая найдется. Но однозначно нельзя заниматься сложно-координационным видом спорта. Это не просто опасно, это преступно. Слишком быстро остывают разогретые разминкой мышцы и, соответственно, резко увеличивается риск получить травму.

Тогда почему Берн?

Одна из версий сводилась к тому, что таким образом Международный союз конькобежцев (ISU) просто экономит деньги на аренде более дешевого катка. Правда, с этой версией не вяжется факт выбора страны-хозяйки: стоимость отелей в Швейцарии (а за размещение и питание всех без исключения участников платит ISU) в полтора-два раза превышает средний уровень гостиничных цен по Европе.

Поэтому более вероятным представляется другое объяснение: ни один европейский город, кроме Берна, не изъявил желания принять у себя чемпионат континента. Слишком это стало невыгодным.

Те, кто следит за фигурным катанием много лет, должны были, кстати, обратить внимание, что изменилась даже стилистика спортивных календарей: если раньше места проведения соревнований расписывались на несколько сезонов вперед, то сейчас сетки сплошь и рядом пестрят аббревиатурами TBD. Что в переводе на русский язык означает «подлежит обсуждению».

Причина резко упавшего организаторского спроса на фигурное катание заключается, как это ни странно, в тех самых правилах судейства, которые были введены после Олимпийских игр 2002 года. По крайней мере именно этой причиной американские телевизионные компании объяснили ISU свое нежелание продолжать покупать права на трансляции чемпионатов мира. Мол, зрители перестали понимать, что происходит, перестали, соответственно, покупать билеты на стадионы и не хотят смотреть фигурное катание даже в телевизионном формате.

Не стану утверждать, что это действительно так, но факт остается фактом: на телевизионных заокеанских контрактах Международный союз конькобежцев лишился огромных сумм. Соответственно и проведение соревнований перестало приносить организаторам прежнюю прибыль.

Вот и получается, что Берн, согласившись взять к себе сто второй чемпионат, просто выручил ISU.

Квалификационные соревнования мужчин, женщин и танцоров, которыми в понедельник начался чемпионат, представляли интерес разве что для тех фигуристов, которые выступали, их тренеров и родственников. Поэтому публика предпочитала тренировочный каток, где шли тренировки фигуристов основной сетки. В какой-то степени в этом повышенном спросе сыграло роль и то, что на тренировочном катке было заметно теплее, нежели на основном.

Когда на лед вышли все три российские танцевальные пары, я заметила у бортика среди зрителей некогда выдающегося и некогда российского тренера Наталью Дубову. В свое время именно она вырастила двукратных чемпионов мира Марину Климову и Сергея Пономаренко (олимпийскими чемпионами эти фигуристы стали впоследствии, работая с Татьяной Тарасовой и Светланой Алексеевой), много лет тренировала Майю Усову и Александра Жулина (у Дубовой они стали чемпионами мира-1993 и вице-чемпионами Игр в Лиллехаммере), довела до уровня чемпионов страны Оксану Грищук и Евгения Платова, работала с Татьяной Навкой и Самвелом Гезаляном и вообще считалась одним из немногих специалистов в мировых танцах, умеющих по-настоящему научить. Кстати, обязательный в этом сезоне для танцоров «Золотой вальс» - тоже творение Дубовой: в свое время тренер поставила этот танец для Климовой и Пономаренко.

В Берне я отчаянно старалась вспомнить: когда именно и каким образом случилось, что выдающийся тренер выпал из обоймы мировых танцев? Когда от нее ушли канадцы Шэ-Линн Бурн и Виктор Краатц - последний конкурентоспособный на мировом уровне дуэт? Или еще раньше, когда в 1992-м Дубова уехала в США, потеряв все прежние российские рычаги влияния и, как следствие, - олимпийскую победу Усовой и Жулина в 1994-м? Одно время, уже прочно обосновавшись в США, Наталья Ильинична довольно демонстративно (как казалось со стороны) отошла от серьезного фигурного катания, тренируя исключительно для денег, а не для результата. А когда предприняла попытку вернуться, стало очевидно, что «пришли иные времена, взошли иные имена».

На какие-то недавние чемпионаты мира Дубова приезжала с китайской танцевальной парой, но смотреть на танцы в китайском исполнении было столь же грустно, как на знаменитого «лыжника из Кении» на Олимпийских играх в Нагано.

В Берн Дубова привезла танцоров Сьобан Хикен-Кенеди и Александра Шакалова, вставших в пару год с небольшим назад и выступающих за Украину. Понятно, что рассчитывать на сколь-нибудь приличный результат в данном случае не приходится, но лично мне почему-то очень захотелось вновь увидеть Дубову на высшем танцевальном уровне. Там, где давно и прочно обосновались ее бывшие ученики Жулин и Платов.

В Берне тренерский цех пополнился весьма нетривиальной фигурой: двукратный экс-чемпион России Андрей Лутай привез на чемпионат Европы своего болгарского ученика грузинского происхождения Георгия Кенчадзе. Дебют ничем достойным не увенчался - фигурист не прошел квалификацию. Впрочем, и сам Лутай дал понять, что тренерство для него - временное занятие. Не исключено, что через год он вернется на лед и продолжит кататься под руководством прежнего наставника - Алексея Мишина. Осталось только выбрать, какую страну - Россию или Болгарию - представлять на льду.

* * *

Одна из древних легенд утверждает, что Земля в момент своего появления стояла на панцире гигантской черепахи. Черепаха эта лежала на спинах трех слонов. Слоны же стояли на трех китах, плававших во всемирном океане. И держали они так Землю миллионы лет.

Примерно так же мне видится пирамида мирового фигурного катания. Повод задуматься об этом возник в очередной раз вчера, когда в Берн, наконец, съехались все сильнейшие. В полдень в пресс-центре появилась Тамара Москвина - узнать последние новости и пригласить российских журналистов на тренировку своих пар.

- Немножко мы просчитались, - посетовала тренер. - Нужно было приезжать на каток к утренней тренировке, которая проводилась на тренировочном льду. Мы же выбрали дневное время, и тренироваться придется на холодном катке. Но тут уж ничего не поделать - надо просто приспосабливаться к этим условиям.

На мою попытку запоздало поздравить Москвину с тем, что ее вторая пара (Катарина Гербольдт/Александр Энберт) с первой же попытки пробилась на чемпионат Европы, тренер лишь махнула рукой:

- Знаете, один из тренеров спросил меня, сколько раз мой ученик Артур Дмитриев становился чемпионом Европы. Я совершенно искренне ответила, что не помню. Потому что, между нами говоря, придаю соревнованиям подобного уровня не очень большое значение. Если меня спросить о результате моих учеников применительно к Олимпийским играм, отвечу без запинки. А чемпионаты Европы...

Тренеров-«китов», на которых держится не только фигурное катание, но и мировой спорт в целом, всегда можно было пересчитать по пальцам. Москвина, вне всякого сомнения, один из них. Вид это раритетный и, надо сказать, исчезающий - слишком от многих вещей стал зависеть тренерский успех и возможность работать.

Когда-то таким же «китом» в парном катании была Ютта Мюллер. Во многом благодаря ее усилиям и заслугам центр подготовки фигуристов в Хемнице по сей день остается в Германии одним из четырех «штютцпунктов» - базой, которую финансирует государство. Три других центра располагаются в Берлине, Дортмунде и Оберстдорфе. Причем последний из них всего лишь два года назад имел все шансы бесследно исчезнуть со спортивной карты страны: несмотря на то, что именно там тренировались многие сильнейшие фигуристы Европы и более тридцати лет работал выдающийся танцевальный специалист Мартин Скотницки, было принято решение переложить содержание центра на местные власти.

Уцелел оберстдорфский каток исключительно благодаря усилиям Михаэля Хута - бывшего ученика Мюллер и тренера таких фигуристов, как трехкратная чемпионка Европы Каролина Костнер и победитель европейского первенства-2008 Томаш Вернер. Именно Хут убедил нового мэра города придержать практически принятое решение о сносе катка как убыточного для города сооружения, уговорил своего коллегу Ростислава Синицына перебраться в Оберстдорф на постоянное место жительства, что на самом деле было довольно непросто: семья Синицына уже много лет живет в Праге.

И жизнь на заброшенном было катке забурлила до такой степени, что центру вновь вернули госфинансирование и статус «штютцпункта».

А ведь, не случись этого, европейское фигурное катание могло бы в значительной степени лишиться как звездности, так и яркости.

Впрочем, лишние слова ни к чему: уже сегодня зрители получат возможность увидеть европейских звезд во всей их красе.

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru