Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 2010 - Турин (Италия)
ТОЛЬКО НЕ «БАБОЧКИ»
Мао Асада
Фото © Анна Кондакова
Турин. Мао Асада

29 марта 2010

Танцевальный турнир завершился почти полным повторением ванкуверского пьедестала: золото завоевали канадцы Тесса Вирту/Скотт Моир, серебро - американцы Мэрил Дэвис/Чарли Уайт, бронзу получили итальянцы Федерика Файелла/Массимо Скали. У женщин произошла рокировка: Мао Асада во второй раз в своей карьере стала чемпионкой мира, а действующая обладательница мировой короны кореянка Ким Ю На заняла второе место. В танцах и женском одиночном катании россияне завоевали право представить на чемпионате мира-2011 по два участника.

- Вы не будете возражать, если я присяду рядом с вами?

Я подняла глаза, чтобы взглянуть на обладателя приятного мужского голоса и оцепенела:

- Лоран?

- Мы знакомы?

Молодой парень напряженно вглядывался в мое лицо, я же понимала, что рот непроизвольно растягивается до ушей, и ничего не могла с этим поделать.

13 лет назад на чемпионате мира в Лозанне я посвятила этому фигуристу почти весь репортаж, начав его словами: «Я смеялась так, как, наверное, не смеялась никогда в жизни и уж наверняка - на каких бы то ни было соревнованиях. В какой-то момент, услышав свой собственный, на грани истерики, хохот, я замолчала и в ужасе и смущении огляделась по сторонам. На меня не обращал внимания ни один человек: все, кто был в зале, включая обслугу, не отрывали глаз ото льда и корчились от хохота, не пытаясь в отличие от арбитров это скрыть. На льду был француз Лоран Тобель».

Представившись и пригласив собеседника занять свободное место, я в двух словах, поскольку соревнования женщин были в самом разгаре, пересказала ему те свои ощущения 13-летней давности. Француз засмеялся:

- Ну видите, значит, я катался не зря. Сейчас просто приехал в Турин посмотреть на тех, кто выступает. У меня ведь собственная компания по организации всевозможных ледовых шоу, помимо этого я работаю как менеджер с рядом фигуристов, немного катаюсь сам.

На льду завершала свои выступления грузинка Элене Гедеванишвили, Тобель смотрел на нее с интересом и легким сожалением. По окончании проката вздохнул:

- Неплохо. Очень неплохо.

- Для фигуристки с такими формами, хотите сказать?

- Знаете, в фигурном катании сейчас столько откровенно анорексичных девушек, что нормальная женская фигура сама по себе вызывает интерес. Когда у Элене получается прыгнуть «3+3», то это заслуживает большого уважения. Правда, в Турине не получилось.

- Всегда хотела спросить: каким образом вы сами успешно выполняли тройные прыжки - с таким-то ростом?

- Очень хороший вопрос. На самом деле меня никто и никогда об этом не спрашивал. Я был очень силен физически. Прыгал все тройные еще в 12 лет - до того, как начал расти. А потом за год вымахал сразу на 20 сантиметров. Но все равно прыгал. Другое дело, что это требовало чудовищных усилий и постоянной концентрации. Поэтому, наверное, я выступал в любительском спорте не очень долго. В 1997-м попал в сборную Франции, поехал на чемпионат мира, а через три года завершил карьеру.

- Не жалели, что так рано ушли?

- Нет. Вот вы же помните мою «Розовую пантеру», с которой я дебютировал в Лозанне? Не могу сказать, что это была какая-то выдающаяся программа, но она как бы стала моим пропуском и в любительский спорт, а потом - в профессиональный. Мне до сих пор очень нравится смотреть соревнования: в Турине, например, не пропустил почти ни одной мужской тренировки.

- Наблюдали за всеми подряд или за кем-то конкретно?

- Меня очень интересовали азиатские фигуристы. На тренировках ловил себя на мысли, что они не могут проиграть в принципе. Вот вообще. Такахико Козука, например, не сорвал ни единого элемента за все три дня, что я за ним наблюдал. Можно было приносить ему золотую медаль прямо на тренировочный каток. А что вышло в итоге? Десятое место. Про Нобунари Оду я вообще не говорю...

- Судя по вашему тону, вы имели возможность видеть все его «бабочки» в короткой программе.

- Это был сущий кошмар. Помню, кстати, что большим любителем «бабочек» на соревнованиях до определенного времени был Илья Кулик. А потом вдруг перестал их прыгать.

- Могу объяснить почему. Когда Кулик ушел тренироваться к Татьяне Тарасовой, она первым делом ему сказала: лучше упасть с тройного, но делать вместо тройных прыжков «бабочки» - особенно на соревнованиях - нельзя ни в коем случае.

- Она абсолютно права. Их и на тренировках нельзя делать. Потому что тело запоминает ошибки гораздо прочнее, чем голова. Самый ужасный период в моей спортивной жизни был как раз тогда, когда я вырос на 20 сантиметров. Кости вытянулись, а мышцы не успели. Из-за этого падать на лед стало очень больно. Когда я делал полные прокаты своих программ на тренировках, то вместо тройных прыжков частенько делал подпрыжки. Как-то незаметно для себя привык к этому, и на первых же соревнованиях вместо восьми тройных сделал восемь подпрыжек. Восемь!!! Занял на юниорском первенстве Франции последнее место, хотя за год до этого был лучшим и выступал на первенстве мира. Вот, кстати, смотрите, о чем я вам говорил.

Тобель указал в центр катка, где в этот самый момент с тройного сальхова упала олимпийская чемпионка Ким Ю На.

- Смотрите внимательнее. Такое ощущение, что она вообще не понимает, что произошло и что теперь делать. Словно с первой же ошибкой полностью потеряла уверенность. Буду очень удивлен, если...

Как раз на этих словах Ким сделала «бабочку» вместо двойного акселя.

- Ну да, это я и имел в виду, - резюмировал француз. - Сделать грубую ошибку, но вцепиться в остаток программы зубами и выжать из нее максимум умеют очень немногие спортсмены. Если не получается, программа сразу теряет очарование, ведь правда? И все ошибки лезут наружу.

- У вас есть любимые фигуристки?

- Скажем так: у меня большой опыт, поэтому я умею ценить достижения. Взять ту же грузинскую фигуристку. Она тяжеловата, безусловно. Но она живет в Америке. Не набрать вес от американской пищи очень сложно. Я сам жил в Америке два года и поправился за это время на 10 килограмм. Ничего не мог с этим сделать, как ни старался. Или, например, медали. С вами, русскими, все ясно: вы хотите только золота и очень часто это золото выигрываете. Французы смотрят более философски: если золото - здорово! Серебро - тоже хорошо, как и бронза. Нет медали - ну и ладно, жизнь на этом не заканчивается. А вот в Италии все, кто так или иначе интересуется спортом, требуют от своих спортсменов только побед. Итальянцев не волнует, готов ли спортсмен завоевать эту победу, на каком уровне он выступает. Они ее просто требуют. Постоянно напоминают при встречах, что, раз уж они пришли на тебя смотреть, вынь и положь им медаль. Я не знаю другой страны, где психологическое давление на спортсмена было бы столь сильным. Поэтому сейчас, например, болею за Каролину Костнер. Это страшный стресс - будучи итальянкой, выступать в своей стране перед своей публикой. Должен сказать, кстати, что мне очень нравится и ваша девочка.

- Ксения Макарова?

- Да, новенькая. Она выступает последней и в этом ей просто повезло.

- Почему вы так считаете?

- Потому что кататься последней в сильнейшей разминке - грандиозный опыт, о котором можно только мечтать. Справится - значит, у нее прекрасная нервная система и большое будущее. Не могу вспомнить, не ее ли я видел в прошлом году на соревнованиях в Самаре. Там были совершенно чудесные девочки. Ка-ак они прыгали!!!

- Господи, в Самару-то вас каким ветром занесло?

- Я катался в туре Евгения Плющенко. Ездил по России два с половиной месяца. Был в Ханты-Мансийске, в Новосибирске, в куче других городов. Не смог выступить только в Иркутске, где заканчивался тур, и страшно об этом жалел. Если бы добрался и туда, чувствовал бы себя, наверное, героем «Доктора Живаго». Но возможно, в этом году приеду в Россию снова.

* * *

Женский турнир оставил странноватое впечатление. Ким Ю На «посыпалась» еще в короткой программе. Она не сделала тройной флип, сорвала спирали и заняла седьмое место. Сначала было появилась версия, что у фигуристки в ходе выступления развязался шнурок, но позже ее тренер Брайан Орсер сказал, что ничего подобного не было. Просто не выдержали нервы и, возможно, не хватило мотивации. Произвольную Ким выиграла, но крайне неубедительно. Асада же не смогла ее обойти, поскольку японке не засчитали второй из ее тройных акселей - за недокрут и в общем-то поскупились на компоненты. Но в сумме за две программы Асада превзошла заклятую соперницу почти на семь баллов.

На лед спортсменку выводила Жаннетта Фолле, которую в свое время поработать с Асадой пригласила Татьяна Тарасова и которая, как выяснилось, не имела в Турине ни малейшего представления о том, что сама Тарасова незадолго до чемпионата приняла решение прекратить сотрудничество с японкой.

- Я не читала газет, не открывала интернет, чтобы в голове не было никакой лишней информации, - сказала тренер чемпионки мира в микст-зоне. - Нужно было сосредоточиться только на выступлении. И я, конечно же, рада, что у Мао все получилось. Хотя не могу сказать, захочет ли японская федерация, чтобы Асада продолжала со мной работать - мы еще не разговаривали на эту тему.

По иронии судьбы ситуация с чемпионкой повторила ту, что случилась здесь же, в Турине, четыре года назад: тогда Тарасова за месяц до Олимпийских игр отказалась работать с Шизукой Аракавой, передав ее Николаю Морозову. И тренером олимпийской чемпионки стал считаться уже он.

* * *

Трехкратная чемпионка Европы Костнер показала один из лучших для себя прокатов, но часть прыжков она «приземлила» на две ноги и даже не попала в призеры. А вот третье место досталось финке Лауре Леписто, выполнившей всего три тройных прыжка, два из которых - в каскаде. И вот это выглядело как самая большая несправедливость сезона.

Дебютантка чемпионата Ксения Макарова опередила финку по технике, но второй оценки хватило лишь на то, чтобы остаться восьмой. Если бы не единственная ошибка под конец программы, где у Ксении значился, но не получился сложный каскад, она, возможно, добралась бы даже до пьедестала. Но ни фигуристка, ни ее тренер - олимпийский чемпион Виктор Петренко - не расстроились, что этого не случилось. Дебют все равно удался.

Танцевальный турнир расстроил куда сильнее. К отказу от выступления в произвольном танце Яны Хохловой и Сергея Новицкого не все отнеслись однозначно. Официальная версия заключалась в том, что у партнера обострилась травма колена (а она серьезно беспокоит Сергея со времен автомобильной аварии в 2006-м). Но даже при этом раздавались высказывания, что танцоры, приехавшие на чемпионат в роли первой пары страны, должны были, невзирая на травму, бороться за то, чтобы Россия получила три места на следующем мировом первенстве. И что снялись они на самом деле лишь потому, что поняли: медалей уже не будет.

Не думаю, что осуждение здесь правомерно. Если бы Хохлова и Новицкий остались в числе выступающих, совершенно не факт, что они смогли бы добиться максимальной квоты участия для танцоров на следующий год. Хотя бы потому, что в случае их присутствия в финале второй российский дуэт - Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев - наверняка оказался бы ниже восьмого места, которое занял в итоге. И сумма мест двух первых пар в любом случае была бы больше 13. А это означало бы те самые две вакансии, которые есть и сейчас.

Другое дело, что не о таком окончании сезона (а возможно, и карьеры) мечтали Яна и Сергей.

Все разговоры о том, что после туринского чемпионата из любительского спорта уйдут бронзовые призеры Федерика Файела и Массимо Скали, оказались фикцией. На пресс-конференции танцоры сказали, что остаются еще как минимум на сезон. Чуть раньше такое же заявление сделали англичане Шинед и Джон Керр, а также французы Натали Пешала/Фабьен Бурза.

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru